Исследовательская работа Священное дерево хакаского народа — береза
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования
Исследовательская работа
Священное дерево Хакасского народа – береза.
Выполнил:
Киргинеков Эдуард.
Научный руководитель:
Карамчаков Е.Н.,
педагог дополнительного образования.
Аскиз, 2017
Содержание
Введение
1.1. Береза в жизни хакасов..3
1.2. Обряды и национальные праздники Хакасского народа с использованием березы.3
1.3 Лечебные свойства березы.5
2.1. Отношение современного поколения к природе7
2.2. Анкетирование в Калининской СОШ.8
Заключение
Литература
Введение.
Корни нужны не только растениям. Человек без корней, не осознающий связь собственной судьбы с судьбой родной земли и природы, представляет жалкое подобие гражданина. Человек, оторванный от национальных духовных ценностей, будь он любой национальности, теряет многое. Как и человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе. В хакасской культуре большую роль сыграла тесная связь человека с природой, зависимость от ее сил. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека.
Актуальностью исследовательской работы является, в том, что любой человек должен уважать, охранять и беречь природу малой Родины.
Цель исследования: выяснить историческую связь хакасского человека с природой.
Задачи:
1. Изучить историю отношения хакасского человека к березе.
2. Провести анкетирование.
3. Формировать чувство уважения и сохранности природы через национальные традиции.
Объект исследования: человек и природа.
Предмет исследования: связь человека с природой.
Гипотеза: правда, что природа, как часть духовной культуры хакасского народа.
Метод исследования:
1. Сбор информации: интернет ресурсы, газетные публикации, музейные, библиотечные архивные материалы села Аскиза.
2. Проведение анкетирования в Калининской СОШ.
3. Анализ научной литературы по данной проблеме.
1.1. Береза в жизни хакасов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Молитва при небесном жертвоприношении.
По обычаю отцов и дедов,
Обращаюсь я к тебе, Береза,
Что корой серебряной блещешь
И звенишь листвою золотою,
И тебе мы нынче присягаем.
По обычаю далеких предков,
Под святой Березой, что имеет
Вечный ствол и золотые листья,
Жертву нашу мы богам приносим.
Для хакасов священным деревом является берёза, она не только считалась посохом божеств Верхнего мира на земле, но была мировым деревом, крона которого олицетворяла Верхний мир, корни - Нижний, а ствол – Средний. В этом делении был скрыт глубокий смысл познания добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти, любви и ненависти, которые в течение всей своей жизни ощущал обитель Среднего мира - Человек. Для народа берёза являлась, в первую очередь символом, перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наиболее распространенным типом жилища хакасов в степной части была переносная юрта. Летние юрты часто покрываются вместо войлока берестой. Бересты под руками в недавнем прошлом было сколько угодно, её заготавливали в июле месяце, когда она легко сдиралась и была более эластичной. Поэтому месяц июль в хакасском календаре получил название месяц бересты (тос айы). Бересту вываривали в горячей воде в больших котлах, она делалась чистой, эластичной, гибкой, плотной и прочной. Куски бересты сшивали в более крупное полотнище волосяными нитками так, чтобы ими было удобно покрывать каркас жилища, а более состоятельные крыли свои юрты войлочными кошмами и перевязывали арканами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Материалы, из которых сделана хакасская переносная юрта, её конструкция и история позволят утверждать, что она была не только наиболее распространенным, но и наиболее древним типом жилища скотоводов-хакасов. Об этом же свидетельствует хакасский народный героический эпос. В хакасских народных героических сказаниях переносная юрта встречается под названиями киис иб (войлочная юрта), тос иб (берестяная юрта). Кроме того, переносную юрту в героических сказаниях по цвету бересты или войлока называли ах иб (белая юрта), ах пайзаS (дворец или замок). По этой причине сопка на берегу реки Абакана, где стояли когда-то белые юрты качинцев, называлась Ах тигей (Белая сопка). В конце XIX века войлочных юрт у хакасов совсем не стало, лишь кое-где стала бытовать берестяная юрта. У бедных слоев населения, покупной посуды было мало, пользовались они больше деревянной и берестяной посудой. На нижних полках любой юрты размещалась деревянная и берестяная посуда, глиняные горшки и чугунные кувшины, в которых содержались молочные продукты. Парное молоко, процеженное через сито, сливали в берестяные туески (тяяс). Сметана сливалась в берестяную (ибiрчiк), емкостью 2-3 ведра. В этой посуде сметана накапливалась сохранялась до определенного окисления. Из бересты делали ведра, бураки для хранения масла, туеса, табакерки, маленькие коробочки. Некоторые изделия украшались накладками из прорезной бересты. Подошва и каблуки подбивались деревянными гвоздиками, изготовленными из сухой березы.
1.2. Обряды и национальные праздники Хакасского народа с использованием березы.
С образом березы-матери (хазых-ине) связывали жизнь первопредков, как отдельных сеоков, так и всего народа. В одной из легенд говорится: «Было время, когда были войны. Тогда многие женщины, которые спасались, оставляли своих детей под деревьями. Их много было, но только тот ребенок остался жив, который лежал под березой. У березы сок есть. Женщина, видимо, знала, сделала надрез.Береза вскормила ребенка своим соком. Теперь береза считается святой», поэтому Чалама (синие, красные, белые ленты) подвязывают именно к берёзе. Обрядовые праздники хакасского народа проходит с участием березы: Кiн-той (праздник захоронения последа), «Пизiк той» (праздник колыбели), Сас-той (праздник переплетения девичьих волос), Тягенчi-той (тризна по умершему), От-тайыC (жертвоприношение домашнему очагу). Тигiр-тайыC (жертвоприношение небу). Небесное
жертвоприношение совершалось на новолуние в июне. Целью его было испрашивание травы, увеличение поголовья скота и удоев молока. В день моления мужчина, назначенный для доставки жертвенного животного, рано утром выезжал из дома. Оно должен был по обычаю первым прибыть на место моления и сразу же развести священный огонь. На вершине горы он подъезжал к растущим березам, разводил костер возле берез, где совершалось моление. Мясо жертвенного ягненка варили на главном костре. После обряда остатки костей и внутренности ягнят, ветки березы, на которых резалось мясо, сжигали на большом огне.
А так же праздники с участием священного дерева березы у хакасского народа; Тун Пайрам (праздник первого молока). Граница зимы и весны называется хакасами Чыл Пазы – Головой Года. Это время начала кукование кукушек, таяние снега, холода и тепла. Празднование Чыл пазы начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки. В день весеннего равноденствия, рано уторм, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца. Необходимо было совершить моление на утреннем мареве солнца. Поклонение березе означало и родство человека с миром трав, листьев, побегов. Наибольшим почтением пользовались самые старые березы, как впитавшие в себя силу Неба и Космоса, взявшие жизненные соки Земли, постигшие мудрость времени. В день праздника «Чыл Пазы» на священную березу навешивались чалама добрых божеств, привязывая их к дереву, человек вкладывал в каждый из них конкретное и реальное пожелание самому себе, своей семье, своему роду – здоровья, благополучия, рождения детей и урожая. Сакральная связь с деревьями у хакасов была так сильна, что мир деревьев представлялся им подобным человеческому. Деревья наделялись теми же свойствами, что и люди они рождались, росли, умирали. Дерево могло испытывать страдание и боль. Исходя из этих поверий, на многие действия по отношению к деревьям накладывались определенные предписания и запреты.
1.3 Лечебные свойства березы.
Как известно, почки берёзы обладают лечебными действиями, препараты из берёзы оказывают благотворное влияние на организм, лечат болезни и выводят вредные вещества.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Разнообразные настойки, отвары из берёзовых почек часто применяют при заболеваниях кожи, хроническом ревматизме, язве желудка и острых воспалениях печени. Листьям березы приписывались те же свойства, что и почкам, но в меньшей степени. Наружно ванны из березовых листьев рекомендовались при суставном ревматизме и подагре. При ревматизме также рекомендовались свежие и сухие распаренные листья в виде компрессов и припарок, а настои при пролежнях, ожогах, при потливости ног.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Березовый сок применялся при подагре, артритах, ревматизме, цинге, отеках, анемии после ранения, длительно незаживающих ранах и ангине, как общеукрепляющее средство. Наружно при экземах и для умывания при угрях и пятнах. Кора березы находила применение при лечении золотухи, ран и язв. Березовый деготь использовался для лечения проказы и кожных заболеваний. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского. Оригинальной зубной пастой была берестяная смола у жителей Урала. Тот, кто жевал берестяную смолу, имел белые и крепкие зубы. В старинных же лечебниках береза значится как одно из важнейших и доступнейших средств народной медицины.
2.1. Отношение современного поколения к природе.
Огромное влияние повлияло на культуру массовое крещение хакасов в 19 веке на реке Аскиз, после крещения коренное население со временим начинает исповедовать двоеверие – это язычество и православие. В этом нет ни чего плохого.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Из рассказов бабушки Карамчаковой Анисьи Афанасьевны: «Я была с малых лет крещенная (Креске тузергеннер), но когда были на природе, мы следовали их правилам. Переходя через воду мы всегда просили разрешения у Суг iзенен и говорили Хрю – хрю. Если приходили в лес, мы просили разрешения походить, дрова собрать, ягоду. Кто охотился, просил разрешения хозяина тайги на охоту, когда на природе кушаем, всегда кормим огонь. Так же я верю в Иисуса Христа, соблюдаю православные заповеди. Она говорила, что есть горные люди у них свой мир, когда у них проходят свадьбы они бурно гуляют их хорошо слышно ночью в горах. Береза, считается священным деревом у хакасского народа, но дома нельзя было выращивать березу, это было плохому и не счастью ».
Если посмотрим на современную Хакасию – это удивительная республика: бескрайние степи, сказочные озера, горы, горные хребты, реки и речушки. В настоящие время проблема для республики Хакасия - это вырубка тайги и загрязнение окружающей среды: мусорные свалки, отчетные, выбросы вредных газов и паров. При правительстве республики Хакасия существуют заповедники, заказники, памятники природы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вся их деятельность направлена на сохранение и восстановление природы. Хакасский - государственно-природный заповедник создан для сохранения в естественном состоянии ландшафтов степного и лесостепного поясов со всеми комплексами растительного и животного мира, создание благоприятной экологической обстановки по сохранению и восстановлению редких, исчезающих видов растений и животных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2.2. Анкетирование в Калининской СОШ.
Среди учащихся и педагогов школы было проведено исследование в форме анкетирования. В опросе участвовали учащиеся 5-11 классов и учителя: 45 человек. В ходе, анкетирования было выявлено отношение участников и учителей к природе.
1. Вопрос: Какое дерево является священным у хакасского народа? – береза, ответили 30 человек.
Учащиеся также назвали другие деревья: кедр, тополь, сосна, лиственница.
2. Вопрос: Какие, вы знаете хакасские праздники, обряды с использованием березы?
Ответило правильно – 10 человек, не правильно – 20 человек, не знаю - 15 человек.
3. Вы просите разрешения на природе у хозяина тайги?
Да – 10, нет -35.
Вывод: учащиеся имеют ограниченное представление об использовании березы в быту и духовной культуре хакасского народа, но активно интересуются историей малой родины после заданных вопросов.
Заключение
Тесная связь с природой сыграло огромную роль в культуре, традиция и в обычаях хакасского народа, но и в духовной жизни. Не случайно, именно березовые ветви, появились на гербе республики Хакасия. Березовые ветви - это символ мужского и женского начала, они символизируют благопожелания, благополучие, достаток и благосостояние. Данное исследование показало что, пожалуй, нет ни одного такого дерева, которое может сравниться с березой по количеству относящихся к нему обрядов в культуре хакасского народа. Таким образом, можно сказать, что природа являлась одним из основополагающих символов традиционной религиозно-мифологической историей хакасов. Все обрядовые действия, связанные с березой, были призваны обеспечить максимально устойчивые связи между организацией жизни коллектива и природным окружающим миром. Это помогало определить человеку свое место в жизни, придавало ему ощущение целостности и причастности к природе.
Литература
Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. «Хакасские народные праздники», Абакан 1999.
Бутанаев В.Я. Народная медицина Хакасско-Минусинского края. Абакан 1995.
Интродукция деревьев и кустарников в Хакасии. / Под ред. Чебочакова П.М. Абакан 1984.
4. Патачаков К.М. «Очерки материальной культуры», Абакан 1982. 5. Энциклопедия Растительный покров Хакасии./ Под ред. Куминова А.В. Новосибирск 1976.
13PAGE 15
13PAGE 141615