Исследовательская работа Береза-символ России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Чехова Московской области
Исследовательская работа
Образ русской березы в произведениях поэтов ХIX-XX веков.
Работу выполнила
ученица 5-г класса
Аносова Софья.
Работу проверила
учитель русского языка и литературы
Гусева Юлия Валерьевна
2012г.
Оглавление
Введение.........................3
Глава 1. Береза-символ России.....5
1.1Виды берез.....5
1.2. Береза и славяне......6
1.3. Береза в медицине.......8
1.4. Экологи о березе...10
Глава 2. Образы березы в произведениях поэтов 19-20 веков....11
Заключение...17
Приложение......18
Список использованной литературы.....22
Введение.
Без березы не мыслю России, -так светла по-славянски она,что, быть может, в столетья иныеот березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский
Однажды я гуляла по летнему лесу и обратила внимание на магическую красоту белоствольной берёзы, наша русская березонька необыкновенно хороша и зимой. Недаром воспевали её красоту художники писатели и поэты. Как-то раз я прочитала высказывание А.В.Солоухина о берёзе. Он пишет так: « Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».
И вы, и я конечно догадались, что речь идет о березе. И ни для кого не секрет, что береза является символом России.
Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Сегодня мы попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России.
Когда мы были совсем маленькие, мы слушали песню, то березка, то рябина. И никогда не думали, чем для нас является береза? Береза, березовая роща. Думаю, каждый из вас знаком с этим деревцем. А много ли мы знаем о нем, кроме того, что березовые веники хороши для бани, а само слово береза часто произносится одновременно с "русская душа"? Что мы знаем об этом дереве? Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых перелесках много света, воздух прозрачен и чист.
Актуальность моей работы состоит в том, что в современном мире компьютерных технологий, наше поколение перестало замечать красоту окружающего мира, перестало
общаться с природой один на один, как делали это наши предки, не знает ничего о символах нашей страны.
Поэтому меня заинтересовала эта тема.
Цель моей работы рассмотреть образ березы в произведениях писателей 19- 20 веков. Задачи, которые я перед собой ставлю:
1. узнать, почему береза считается символом России, сколько существует видов берез.
2. изучить, как к березе относились наши предки.
3. изучить, как используется береза в современном мире
4. рассмотреть образы березы в произведениях поэтов.
Глава 1. Береза- символ России.
1.1. Виды берез.
Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Насчитывает около 120 видов. На территории РФ произрастает четыре вида березы: береза белая обыкновенная, бородавчатая и повислая (плакучая); пушистая береза; кустарниковая береза и карличная, малорослая, карликовая береза или ёрник.
Береза - самая светлая из древесных пород. Наиболее известными являются белая береза и плакучая береза.
Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “бер”,означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”. Именно от “бер” образовалось сначала “берза”, а потом “берёза. Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры берёзы – бересты – связано с тем же корнем.
Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.
1.2.Береза и славяне
Береза, березовая роща.. Думаю, каждый из вас знаком с этим деревцем. А много ли знаете о нем, кроме того, что березовые веники хороши для бани, а само слово береза часто произносится одновременно с "русская душа"? Посмотрим, что мы знаем об этом дереве. Это было одно из самых почитаемых деревьев у славян. Из березы делали колыбели для новорожденных. А знаете почему? Cимволически и магически береза фигурирует в качестве защиты от всех несчастий, как физических, так и духовных. Древесина березы нечасто используется при изготовлении магических предметов, зато сами березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей.
Первое дело мир освещать, Второе дело скрип утешать, Третье дело больных исцелять, Четвертое дело чистоту соблюдать.Именно как о дереве "четырех дел" пели в старину славяне
“Мир освещать” - не все знают, что основным светильником на Руси столетиями были берёзовые лучины. Преимущество их в том, что они могли долго гореть почти без копоти и искр.
“Больных исцелять” - для лечебных целей широко используются и почки берёзы, и листья, и кора.
“Скрип утишать” - дёгтем из берёзовой коры смазывали оси колёс у телеги, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.
“Чистоту соблюдать” - ароматный берёзовый веник в бане наводит чистоту тела, а берёзовыми мётлами наводят чистоту помещений и дворов.
Березы, которые росли рядом с озерами и спускали свои длинные ветви до воды, назывались русалочьими. И на Троицу, в праздник, когда русалки выходили на свои игры, на березу вязали цветные ленточки и лоскутки, чтобы русалки могли ими заплетать свои косы.
Береза является символом роста и силы жизни. Она хранит в себе животворящую силу Солнца, это дерево жизни и возрождения. Ветвями березы украшают дом и одежду на Ночь костров. Дерево отлично справляется с обязанностью защищать - венички из веток березы используют в обрядах очищения. А живое дерево обладает способностью "вытягивать" из человека болезнь, и вы сами можете попробовать выполнить несильное колдовство: для этого нужно обнять дерево и попросить о помощи. Больного сажают, прислонив к стволу, у корней. Вещь больного, которого нельзя привести или принести к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. Также под беpезy выливали водy, оставшyюся от кyпания больного pебенка. Рyсские кpестьяне обpащались к березе с пpосьбой об исцелении от болезни, пpи этом скpyчивая над больным беpезовые ветки, yгpожая не отпyскать до тех поp, пока болезнь не отстyпит. Ветка березы, сросшаяся с дубовой, используется в любовной магии. Тонкие ветки плакучих берез используются для вязания "узлов" - формы чарования. На бересте пишут чернилами из дубовых орешков и пером из крыла ворона рунические заклинания. Практически все части дерева используются в целительстве. Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимися в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны. Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас. Березе всегда приписывалась способность отгонять злых духов. С помощью беpезовых веток пытались обеpечься от нечистой силы, особенно "ходячих покойников". Hаканyне Ивана Kyпалы беpезовые ветки, воткнyтые в стены хлева, не давали ведьмам доить молоко с чyжих коpов и навpедить им вообще. Hа pога коpовам тоже надевали беpезовые венки. У западных славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постели pоженицы или колыбели новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни. Беpеза также использовалась для "пеpедачи болезни".
Что только не делали из березы в старину. Первая "тетрадка", лучина, веселый туесок для ягод, "березовая каша" для непосед, косметика для красавиц, лекарство, посохи для магов, волшебные палочки...
1.3.Береза в медицине.
Практически все, что способна дать береза, - кора, почки, листья, березовый сок и даже березовый гриб (чага) в виде уродливых наростов на стволе - находит применение в народной медицине.
Березовые почки можно собирать начиная с января, но наиболее сильное воздействие на организм оказывают молодые почки. Обычно березовые почки собирают в марте-апреле, когда они уже набухли, но еще не тронулись в рост.
Березовые почки содержат эфирное масло, аскорбиновую кислоту, флавоноиды, смолы, дубильные вещества, горечи, виноградный сахар. Их используют при болезнях органов дыхания (ларингитах, трахеитах, бронхитах) как антисептическое и отхаркивающее средство. Березовые почки применяют как противовоспалительное средство, добавляя в гигиенические ванны или используя в виде примочек и повязок при мелких ранениях и производственных травмах мягких тканей, а также при пролежнях, хронических гнойных ранах, трофических язвах и долго не заживающих ранах.
Из березовых почек можно приготовить настой, который поможет наладить работу желудочно-кишечного тракта, пригодится при кожных заболеваниях, отеках, вызванных почечной или сердечной недостаточностью. Для этого нужно взять 1 столовую ложку почек, залить их 250 миллилитров холодной воды и настоять на водяной бане 20-30 минут, после чего охладить и процедить. Принимать настой по 1 столовой ложке 4-6 раз в день.
В домашних условиях можно приготовить настойку из березовых почек. Она поможет при спастических состояниях желудка, при переутомлении и бессоннице. Для этого необходимо залить 15-20 грамм березовых почек 0,5 литра спирта, настоять и принимать по 15-20 капель ежедневно 2-3 раза в день. Эту настойку можно применять наружно для втираний и компрессов на суставы при артритах и ревматизме. В качестве противорвотного средства применяют водный настой березовых почек. 1 столовую ложку сухих почек заливают стаканом кипятка, настаивают 30 минут, процеживают и принимают по 30-50 грамм каждый час.
Ранней весной, в конце марта - начале апреля, начинается процесс бурного сокодвижения. Очень важно не пропустить этот период (он длится не более 10 дней) и если не заготовить впрок, то, по крайней мере, вдоволь напиться березового сока. В нем содержится много полезных для организма веществ, витаминов, органических кислот, белков и микроэлементов. Березовый сок оказывает омолаживающее действие, стимулирует обмен веществ, разрушает мочевые камни преимущественно фосфатного и карбонатного происхождения, используется как противоглистное средство. Его употребляют при интоксикациях и онкологических заболеваниях. Березовый сок нормализует кислотность желудка, обладает мочегонным эффектом, помогает при подагре, артритах, отеках, ревматизме, простудных заболеваниях, воспалении легких, туберкулезе, способствует укреплению десен. Рекомендуется пить его 3-4 раза в день перед едой в течение 2-3 недель, соблюдая при этом молочно-растительную диету.
При различных кожных заболеваниях березовый сок употребляется наружно в виде примочек. Им можно протирать поврежденные участки кожи. При выпадении волос надо втирать березовый сок в кожу волосистой части головы, добавляя в него спирт, коньяк или отвар репейного корня.
Полезно смешивать березовый сок с другими соками, полученными из свежих фруктов и овощей, а также настаивать его на зверобое, плодах шиповника, мяты, чабреца, базилика, липовом цвете, кипрее, ягодах брусники.
Ежегодный весенний курс приема березового сока поможет избавиться от слабости, усталости, повышенной утомляемости, раздражительности, головокружения, шума в ушах, головной боли, бессонницы. У вас улучшится настроение и общее состояние организма.
Не вздумайте путать натуральный березовый сок, полученный самостоятельно, с «магазинным», который продают в магазинах. «Магазинный» – это типичный суррогат, смесь воды, сахара и немного лимонной кислоты.
1.4. Экологи о березе.
Часто страдает от рук человека берёзоньки, особенно весной берёзы плачут горькими слезами. Если бы деревья могли говорить, они бы пожаловались: «Чтобы напиться нашего сока, нас жестоко разрубили топором. Погубили нашу белую кору. До сих пор на нас глубокие, незаживающие раны. По счастливой случайности мы не погибли, потому что рядом оказались добрые люди. Они залечили наши раны. Спасибо вам!»
Экологи доводят до вашего сведения: «Чтобы не повредить беззащитные деревья, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведённых для рубки леса. В законодательстве РФ предусмотрены наказания за нарушение данного правила. Но мы должны понимать, что жестоко относясь природе, уничтожая её, мы наносим вред своему будущему.»
Экологи призывают: «Давайте жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы»
Глава 2. Образ русской берёзы в произведениях авторов XIX- XX веков.
У поэта А.Прокофьева есть замечательное стихотворение о березе:
Люблю березу русскую,То светлую, то грустную,В белом сарафанчике,С платочками в карманчиках,С красивыми застёжками,С зелёными серёжками.Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную,То ясную, кипучую,То грустную, плакучую.Люблю берёзу русскую,Она всегда с подружками,Под ветром низко клонитсяИ гнётся, но не ломится.
А.Прокофьев одушевляет свою березку, пишет о ней, как об озорной нарядной девчонке в сарафанчике с платочками в карманчиках, с красивыми застежками, с зелеными сережками. Она всегда с подружками. Березка бывает ясной, кипучей или грустной, плакучей. Она такая родная, на нее невозможно наглядеться.
А.Прокофьев напишет это стихотворение в ХХ веке, но, а в начале ХIХ века березу воспевают в народном фольклоре. Издревле любима береза на Руси. Это символ весны, родины, девичьей красоты. Она представляется то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Нет числа поговоркам, пословицам, заговорам, легендам, связанным с берёзой:
Одна легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится, еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.
Сколько песен о березе сложено, недаром ее называют песенным деревом! В обрядовых русских песнях образ берёзы – символ счастливой доли, женственности, весны и родины. Это о ней песни: “Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла”, “Ты не радуйся, дуб с горькою осиною, ты радуйся, белая берёза, к тебе девицы идут, к тебе красные идут”.
В древних обрядах береза была “майским деревом” - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких “плакучих” ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю. В стихотворении Н.А.Некрасова “Зеленый Шум” слова “белая березонька с зеленою косой” передают фольклорный образ березы. А сколько загадок есть об этом дереве: “В белом сарафане стала на поляне, летели синицы, сели на косицы”, “Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова”, “Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой”, “Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан”.
А что же наши русские поэты?
В поэзии первой половины прошлого века мы находим краткие и не особенно выразительные упоминания об этом дереве: "семья младых берез" - у В.Жуковского, "под сенью берез ветвистых" - у Е.Баратынского, "чета белеющих берез" - у М.Лермонтова. Правда, в стихотворении "Родина" Лермонтов закрепляет за березой более общий смысл - одного из символов всей России. Именно в таком качестве - как "русское дерево" - и начинает восприниматься береза по мере развития национального самосознания:
Средь избранных дерев березаНе поэтически глядит;Но в ней - душе родная прозаЖивым наречьем говорит.
<...>
Из нас кто мог бы хладнокровноЗавидеть русское клеймо?Нам здесь и ты, береза, словноОт милой матери письмо.
Здесь П.Вяземским ("Береза", 1855)вводится характерный мотив: береза как знак родины на чужбине или как примета возвращения на родину, словно бы издалека земля манит своим светлым лучом. (Прозаически это запечатлелось еще в письме Пушкина: "Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось".) Интересно сопоставить два стихотворения Н.Огарева - "Дорога" (1841) и "Береза в моем стародавнем саду..." (1863). Если в первом, написанном на родине, береза выступает как часть унылого скучного пейзажа:
"Белые с морозу,
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную",
- то во втором, созданном на чужбине, это дерево приобретает поэтический облик, как сохраненная в душе связь с родиной и детством:
"Береза в моем стародавнем саду
Зеленые ветви склоняла к пруду.
Свежо с переливчатой зыби пруда
На старые корни плескала вода".
С тоской по родине у многих поэтов связано развитие того поэтического мотива, который был впервые найден Вяземским.
Береза родная, со стволом серебристым,О тебе я в тропических чащах скучал.
(К.Бальмонт. "Береза")
Даже В.Маяковский, в целом отрицательно относившийся ко всякой национальной символике (отзыв о Л.Собинове, который поет романс на есенинские стихи "под березкой дохлой"), в одном из заграничных стихотворений отдал дань этой традиции:
Конечно, березки,снегами припарадясь,в снежном лоскебольшущая радость.
("Они и мы")
Афанасий Афанасьевич Фет написал своё стихотворение «Печальная берёза» в 1842 году. Оно пронизано любовью к берёзе, к родной природе и к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом обнаженном зимой, как бы омертвевшем на морозе дереве для него это жизнь зимней природы родного края. Интересно, что берёза здесь очень красива, по мнению А.Фета, «разубрана морозом». На неё радостно смотреть. Концы ветвей поэт сравнивает с гроздьями винограда. Но, что же сама берёза? Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». У неё «траурный наряд». Такой эпитет употребляет здесь поэт. Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое. Нет на нём клейких живых листочков, а только холодный зимний наряд:
Печальная березаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,-И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей.
У многих поэтов береза с ее склоненными ветвями, названная "плакучей", олицетворяет горечь и страдание. У А.Фета береза ассоциируется со страдальческой долей родной страны:
Березы севера мне милы, -Их грустный, опущённый вид,Как речь безмолвная могилы,Горячку сердца холодит.
<...>
Лия таинственные слезыПо рощам и лугам родным,Про горе шепчутся березыЛишь с ветром севера одним.
("Ивы и березы")
Если бы береза выступала только в плакучем облике, она мало отличалась бы от ивы. Но в березе есть и другая эмоциональная и символическая значимость - весенняя, ликующая. В древних языческих обрядах береза часто служила "майским деревом" (подобно тому, как ель - "декабрьским", "новогодним"): вокруг березы весенним праздником, который назывался семик, или зеленые святки, водили хороводы, наряжали ее разноцветными лентами. Недаром, как отмечает В.Даль, белую березу называют "веселкой". На ней сплетали ветки в косички, уподобляя молодой девушке, надевали венки. Обряды эти были девичьими, мужчины к ним не допускались. "Действия с березкой не всегда ограничивались ее завиванием. Березку срубали, украшали лентами, бусами, платками и пр., ходили с ней по деревне. Когда березку полностью одевали, девочка подлезала ей под юбку, брала ее за ствол и двигалась впереди хоровода; получалось впечатление, что береза идет и пляшет сама". Березку часто рядили в девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову платок или кокошник, - и называли такое заплетенное дерево "девичьей красой". Отсюда известные песни:
Во поле березонька стояла,Во поле кудрявая стояла,..Я, млада девица, загуляла,Белую березу заломала...
...Сама я березонька,Сама я оденуся...Надену платьишко,Все зеленое...Все шелковое...
Во второй половине XIX века, береза становится “героиней” многих поэтических произведений С.А.Есенина. По-новому, с большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Именно олицетворение создает прелесть этих стихов. Кто из нас останется равнодушным, услышав эти есенинские строки стихотворения “Береза”:
Белая береза, Под моим окном, Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой, Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза, В сонной тишине, И горят снежинки, В золотом огне.
А заря, лениво,Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Когда читаешь строки этого стихотворения, воображение рисует картину спокойствия, умиротворения, как будто девушка от мороза накрылась серебряным одеялом. Стихотворение немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого лирического героя. Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться ей.
Благодаря Есенину образ женственной березки вновь обрел распространение в сознании народа - уже после того как соответствующий обряд почти вышел из употребления к началу XX века.
Заключение
Красавицей называют берёзу простые люди, поэты и писатели, необыкновенно красивой изображают художники. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Символ и гордость русского народа. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов такая картина запоминается на всю жизнь! В березовых рощах много света, воздух прозрачен и чист. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой.
Пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. А что такое поэзия? «Истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти».
Вывод. В работе было рассмотрено: образ березы в произведениях поэтов 19- 20 веков, изучено, почему береза считается символом России, сколько существует видов берез, как к березе относились наши предки, как используется береза в современном мире.
У наших современников нет времени и возможности любоваться красотой окружающего мира, редко кто верит в магическую силу березы, так как верили наши предки. Но в те редкие дни, когда наш современник попадает в березовую рощу, он не может не восхититься ее красотой и чистотой.
Береза была и остается символом России. Символом красоты и женственности, и в тоже время стойкости и надежности, особенно это ощущаешь, когда приезжаешь на родину из других стран, где нет нашей российской березоньки.
Приложение.
Образы березы в произведениях поэтов 19 века
Афанасий Фет
Печальная береза...
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1842г.
Огарев Николай
Береза в моем стародавнем саду
Береза в моем стародавнем саду Зеленые ветви склоняла к пруду. Свежо с переливчатой зыби пруда . . На старые корни плескала вода. Под веянье листьев, под говор волны Когда-то мне грезились детские сны. С тех пор протянулося множество лет В волнении праздном и счастья и бед, И сад мой заглох, и береза давно Сломилась, свалилась на мокрое дно. И сам я дряхлею в чужой стороне, На отдых холодный пора, знать, и мне,. А все не забыл я про детские сны Под веянье листьев, под говор волны. 1863 г.(?)
Огарев Николай
Дорога
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана,
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся берёзы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
1841 г.
Образы березы в произведениях поэтов 20 века
Сергей Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913г.
С. Есенин
С добрым утром
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
1914г.
Николай Рубцов
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и с дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают следы
На глаза, отвыкшие от слез
1957г.
Иван Бунин
Листопад (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
1900г.
Татаренко Анна Евгеньевна.
Белая берёзка,
Милая сестрица,
Ты мне очень часто
Стала что-то сниться.
По весне ты почки
Тихо распускаешь
И в прозрачную зелень
Стан свой одеваешь.
На душе светлеет,
Сердце просит песни.
Всё кругом играет
В синем поднебесье.
Летом ты листочки
Лихо расправляешь,
С каждым днём прекрасней
И милей бываешь.
И как будто манишь
В лиственную тень,
Чтобы охладиться
В знойный летний день.
Осенью наряд свой
Снова ты меняешь,
Золотом и бронзой
Листья покрываешь.
Радость ты мне даришь
Осенью дождливой,
Душу наполняешь
Грустью молчаливой.
1992 г.
Список литературы:
1.С.Есенин «Березовый ситец»,1925г.
2.С.Есенин «Избранные стихи»,1925г.
3.Н.Некрасов «Избранное»
4.Медицинский справочник,1998г.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315