Конспект организованной учебной деятельности на тему Белая береза
Конспект интегрированной ОУД в старшей группе.Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Творчество»
Разделы: Развитие речи, Естествознание, Рисование
Тема:«Белая береза»
Программное содержание: Расширить представления детей об образе березы в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и детском изобразительном творчестве. Приобщать детей к исторической культуре русского народа. Учить находить сходство между образом человека и березы; отражая настроение березы во все времена года, подбирая прилагательные, сравнения, образные выражения, поэтические строки, разные цветосочетания к фону, найти самостоятельные приемы изображения дерева, научить передавать содержание поэтических строк, используя изобразительные средства выразительности - колорит, композицию. Развивать художественно - творческие способности детей в различных видах деятельности. Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, эстетический вкус, любовь к природе.
Словарная работа: березовая роща, кайма, бахрома, пронзительный, белоствольная.
Билингвальный компонент: қайың –береза, ағаш – дерево, көктем – весна, жаз – лето,күз – осень, кыс – зима,шоқ, орман – роща, аймақ – край, ақ – белый, табиғат –природа, әдемі –красивый, ақ қайың – белая берза, қайын орманы - березовая роща, сурет –картина.
Материалы: Иллюстрации картин И. Левитан «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», И. Грабаря «Февральская лазурь», И.Левитан «Березовая роща», И. Левитан «Золотая осень». Фонограммы музыкальных произведений (П. Чайковского «Времена года», «Во поле береза стояла» - русская народная песня в обработке Н. Римского – Корсакова, «Ах ты, береза» – народная мелодия)
Предварительная работа: чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Береза», стихотворения А. Прокофьева «Береза», заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза», рассматривание репродукций картин художников, слушание фонограммы музыкальных произведений.
Ход:
Круг радости.
Біздің топтар балалар,
Тату –тәтті ойнайды
Дос көңілді әрқашан
Тек жаксылық ойлайды.
-Дети, я приглашаю вас в страну «Воображение» о природе. Нарисуйте в воздухе прямоугольник. Теперь найдите середину и проведите вертикальную и горизонтальную линии. Что же получилось? (воображаемое окно)
-Внимательно всмотритесь, что вы увидели в своем окне? А поможет вам музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года» (высказывания детей: осенний пейзаж, деревья в снегу, мой дом, снежную горку)
-А хотите узнать, что я увидела в своем окне? Тогда я загадаю вам загадку, а вы скажите мне, о каком дереве мы поведём сегодня разговор?Белоствольные красавицыДружно встали у дорожки,К низу веточки спускаются,А на веточках сережки (Ответ детей)Послушайте стихотворение об этом красивом дереве /ребенок читает стихотворение/.
По всем странам славится
Стройная красавица
Белые одежки, золото сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой,
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит.
Дидактическая игра «Волшебная веточка»
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о берёзе: о её внешних особенностях, целебных свойствах, о значении для человека.Ход игры: Дети по кругу передают друг другу «волшебную берёзовую веточку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе./Приблизительные ответы детей: У Берёзы – белый, стройный ствол. У берёзы тонкие и гибкие ветви. В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет. Берёза может лечить людей. Берёза даёт берёзовый сок. О берёзе пишут стихи и песни, картины. В народе берёзу называют «берегиня». Береза – очень красивое дерево./-Дети, я предлагаю всем вместе отправиться в березовую рощу. А что знаете о березовой роще? (ответы детей)
Дети садятся. На экране показываю четыре картины березовой рощи в разные времена года /на одном слайде/.
- А какие чувства вас охватывают, глядя на эти красивые картины природы? (ответы детей)
-Дети, а вы знаете, как называют наш край и почему? (ответы детей: Край белых берез, потому что у нас много берез растет)
- Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то с кем бы вы сравнили дуб? клен? березу? (рассуждения детей: дуб стал бы мудрым старцем или богатырем; клен добрым молодцом, юношей; береза – красивой девушкой и т.д.)
-Дети, а одинаково ли изображены березы на всех картинах? /здесь березовые рощи осенью, зимой, весной и летом/.
-Дети, какое сейчас время года? /ответ детей/
На экране - репродукция картины И.И. Левитан - «Золотая осень»- Кто хочет рассказать нам по картине Левитана «Золотая осень» /рассказ 2-3 детей/
На полотне И.И.Левитана - «Золотая осень», мы видим характерный русский пейзаж: поля, рощи, река. Но наше внимание приковано к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. Это золотая осень. Она очаровывает нас своей красотой /информация для взрослых/- Подберите слова и опишите, какие березы осенью /золотые, солнечные и т.д./
-Какое время года наступит после осени? /ответ детей/
-Предлагаю составить рассказ по картине художника Грабаря «Февральская лазурь» /рассказы 2-3 детей/
На экране - репродукция картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»Эту картину написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу зимой. На переднем плане мы видим красавицу берёзу, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом. Это конец зимы, февраль. Вся роща озарена светом яркого солнца. Посмотрите, какое ясное голубое небо, видно, что день стоит солнечный. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков /информация для взрослых/
Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами и послушайте стихотворение:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром,
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
-Подберите слова и опишите, какие березы зимой. (Заснеженные, запорошенные, русоволосые и т.д.)
-За зимой к нам придет? /ответ детей/
-Пожалуйста, кто нам составит рассказ по картине Саврасова «Грачи прилетели» /рассказы детей/
На экране - репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»Картина Саврасова - «Грачи прилетели» рассказывает о прекрасной поре в жизни природы, о её пробуждении. На переднем плане — грачи. Они заняты важным делом, спешат соорудить на берёзах гнёзда. Берёзы не похожи друг на друга: искривились, изогнулись в разные стороны; видно, не щадили их зимние ветры и метели /информация для взрослых/
-Опишите березки весной /Зеленокосые, кудрявые, стройные и гибкие, зеленоглазые, белолицые/.
-О каком времени года, мы еще не рассказали? /ответ детей/
-Предлагаю взглянуть еще раз на картину Левитана «Березовая роща» и рассказать о ней. /рассказы детей/
На экране - картина И.И.Левитана «Березовая роща»Картина Левитана – «Березовая роща». Художник, изображая берёзовый лес, передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки в картине Левитана являются самыми весёлыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу /информация для взрослых/
-Какими словами вы бы описали летнюю березу? /ответы детей/
- Дети, кто из вас опишет березку, а мы отгадаем и подойдем к той картине, под описание которой она подходит /ребенок читает стихотворение, остальные дети находят/.
Например:
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета,
Встречает горячее лето.
/Дети выбирают репродукцию картин И. Левитана «Березовая роща» /
-Почему вы выбрали именно эту картину? ( Дети рассказывают, находя общее в стихотворении и репродукции картины).
- Сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетем венок из слов.
Словесно – речевая игра «Плетем венок»
Встаем в круг и по одному называем слова, подходящие к словам молоденькая березка (березка какая?)
/ стройная, тоненькая, длинноволосая, кудрявая, резная, маленькая/. Предлагаю превратиться в березку и показать красоту с помощью пластики.
Пластический этюд «Настроение березы»/проводится под музыку/
- Художники, поэты, музыканты всегда воспевали образ русской красавицы березки. Предлагаю послушать стихотворение.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную.
А. Прокофьев.
- Эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них. Глядя на эти картины, возникает желание увидеть все эти берёзовые рощи и эту красоту в действительности, как увидели ее художники. Сейчас у нас будет своя берёзовая роща.Физкультминутка.Наступило утро,Солнышко проснулось (рукой на окно показать)И берёзки к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки) Поздоровались друг с другом, Наклонившись в стороны (наклоны в сторону).Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).- Дети, береза - это лекарственное дерево. Она дает людям настой из молодых березовых листьев, дегтярное масло, почки для лечения болезней.
- Расскажите, а чем еще полезна и как служит береза людям. (Ответы детей: С березовым веником люди ходят в баню. Из березовой коры плетут туески и короба. В апреле собирают березовый сок. Раньше народ его так и называл — березозол. Дровами отапливали избы. В старину люди писали палочками на бересте.)- Вот сколько добра приносит береза людям.
Мы говорили, что художники изображают русскую красавицу берёзу красками на бумаге и холстах, и их картины мы можем увидеть глазами.А вот поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...-А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы с вами превратимся в художников- графиков, живописцев, и каждый из вас выберет и нарисует милую его сердцу березку в разное время года, в разном наряде, с разной прической. Прежде, чем начать рисовать, вспомним с вами знакомую пальчиковую гимнастику.Дунул ветер на березку,Разлохматил ей прическу.Ветер очень торопился,Улетел, не извинился.- Дети обдумывают свои замыслы и начинают работать.
-Почему ты выбрал осеннюю березку? Почему ты рисуешь березу зимой?
Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к поиску приема или выбору цветовой гаммы или изобразительного материала.
После выполнения работы воспитатель делает выставку рисунков, вместе с детьми анализирует удачное решение, композицию рисунков, правильный выбор материала, индивидуальный подчерк.
И в конце дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».