Открытый урок по познанию мира на тему: «Животный мир. Рыбы, птицы, звери.»


Открытый урок по познанию мира на тему: «Животный мир. Рыбы, птицы, звери.»
Цель: повторение, закрепление и углубление знаний учащихся о классе рыб, птиц, зверей, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.
Нетрадиционная форма: урок-экспедиция  (проект)
 
Тип урока: закрепление и  развитие знаний, умений и навыков
 
Задачи урока:
Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о классе, рыб, птиц, зверей, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; развивать умение детей работать с текстом; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей;  развивать психические процессы : память, мышление, воображение, восприятие, внимание; умение критически оценивать свою работу и себя -  способность к рефлексии.
Воспитательные:  воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
 
Ход урока.
 
Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть.
 
Организационный момент.
Ребята, готовы  вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс, все получится у нас!
 
Сообщение темы и цели урока. (под тихую музыку)
     Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля  в многоцветный и многозвучный мир животных.  Они обитают в водоемах, в небе, полях, лесах и др. частях нашей земли.
     Сегодня мы отправимся в путешествие с определенным заданием, для наблюдения за рыбами, птицами и зверями и изучения их строения и поведения.
     Во время экспедиции мы (вывешивается план – наши задачи) – вспомним отличительные признаки строения рыб, птиц, зверей, понаблюдаем, подумаем и ответим на «хитрый» вопрос, пофантазируем, познакомимся с разнообразием  животных, дадим советы людям.
 
Наша экспедиция будет проходить под девизом (хоровое чтение):
«Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!»
У нас все готово к экспедиции. Итак вперёд!
( закрываются глаза - звучит музыка с шумом волн, моря, читается стихотворение-загадка).
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают.     
                             (Рыбы)
Актуализация опорных знаний.
Ребята, посмотрите, как здесь красиво…
А кто жители этого подводного царства?
Сейчас вы должны вспомнить строение и отличительные признаки рыб
1.Собираем пазл.   (Играет музыка со звуками воды).
 
- Из каких частей состоит рыба?
 (Дети выбегают к доске, прикрепляют часть, уточняются знания детей).
- Что вам известно о глазах рабы? (У многих рыб хорошее зрение и у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза).
 - Для чего нужны рыбам жабры?  (Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из вода, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз)
- Почему же рыба может жить в воде, а человек нет? (туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Плавники. С помощью них рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачивать. )
- Что это за внутренний орган  у нас остался? (Ребята, плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину).
2. Работа в парах.
Внимательно рассмотрите рыбок на картинках. Что вы заметили?
(Не хватает чешуи).
Эти образования расположены правильными рядами, часто прикрывая рядами друг друга. Чтобы это запомнить , предлагаю вам приклеить к нашим рыбкам чешуйки.  (Включается музыка).
3.  Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? ( в виде кластера)
 

 
 
 
 
 

Это интересно.
4. Ребята, давайте вспомним, что надо делать, чтобы не погибла рыба в реках?
Рассказывание стихотворения.
 
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
4. Наша экспедиция продолжается.
( закрываются глаза - звучит музыка, читается стихотворение-загадка).
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…   (воробей)
 
Ребята, посмотрите, как здесь красиво…
А кто жители этого воздушного  царства?
Сейчас вы должны вспомнить строение и отличительные признаки птиц.
1.Собираем пазл.   (Играет музыка со звуками птиц).
2. Вопросы по строению птиц.
3. Рассмотрение чучел птиц, перьев – их строение.
 
4.  Вывод: Каковы же отличительные признаки птиц? ( в виде кластера)
 

 
Это интересно.
5. Ребята, давайте вспомним, почему могут исчезнуть птицы? Как их защитить?
Рассказывание стихотворения.
 
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб вас любили
И зверь, и птица.
 
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
 
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
 
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?
5. Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
 
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
6.  Наша экспедиция продолжается.
( закрываются глаза - звучит музыка, читается стихотворение-загадка).
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.   (Медведь).
 
Ребята_ это что,  посмотрите, как здесь красиво…
А кто жители этого лесного  царства?
Сейчас вы должны вспомнить строение и отличительные признаки зверей.
1.Собираем пазл.   (Играет музыка со звуками леса).
2. Вопросы по строению зверей.
3.  Вывод: Каковы же отличительные признаки зверей? ( в виде кластера)
 
Это интересно.
4. Ребята,  почему в лесу могут пропасть звери? Как их защитить?
Рассказывание стихотворения.
 
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
 
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все в месте
Мы к ней относится добрей.
7.  Работа  в группах  (Составление мини-проектов)
 Защита проектов.
Рассказы о рыбах, птицах, зверях.
8. Показ проектов подготовленных самими детьми.
Краткие рассказы детей о создании проекта и его содержание.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, ребята, наш урок-экспедиция подходит к концу.
- Что мы сегодня повторили на уроке?
- Что нового узнали?
Понравился вам урок?
Что вам понравилось?
Кому было легко на уроке?  (Сигнальные карточки – зелёный)
У кого были затруднения?  (Сигнальные карточки – красный)
Как бы вы хотели провести ещё урок познания?
 
Кроме всего этого, мы давали советы людям и себе, как сохранить нашу природу.  (раздать стихотворения – советы.)
 
Напутствие:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Нам этот мир завещано беречь!
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.