Конспект урока русского языка во 2 классе по теме Единственное и множественное число имен существительных
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Богодуховская средняя общеобразовательная школа»
(УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов высшей категории :
Волкова Анжела Александровна
2014
Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.
Тип урока: знакомство с новой темой.
Форма организации урока: урок- исследование.
Планируемые результаты обучения Возможные виды деятельности
учащихся
Предметные умения УУД Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».
Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные»,
подбирать примеры таких существительных , писать с заглавной буквы имена собственные, дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение имён существительных по числам; написание с заглавной буквы имён собственных, классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.
Оборудование: компьютер учителя, ноутбуки учащихся ;
мультимедийный проектор, экран;
презентация к уроку;
«Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина;
электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной;
карточки с заданиями; сигнальные карточки, цветные карандаши,
смайлики для самооценки.
Блок-схема «Имя существительное», коллаж «Помощь птицам зимой».
Этапы урока Содержание урока Здоровьесбережение
I. Организация начала урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание.
2. Словарная работа. 1) Итак, русский язык, друзья!
Пожмём друг другу руки,
Почувствуем плечо друга,
Начнём нашу работу!
2) Внимание на экран! (музыкальная композиция П.И.Чайковского « Времена года. Февраль. Масленица»)
- Какие картины вы увидели во время прослушивания музыкального отрывка?
- Какое настроение вы почувствовали?
- Ребята, почему я упомянула Масленицу?
-Что является символом Масленицы? (блины)
- А с чем ассоциируется у русского человека блины? (с солнцем)
- Действительно, солнце- это символ тепла, радости и жизни.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение? Похлопайте в ладоши.
Сегодня солнышко будет наблюдать за вашей работой .
- Как будем сегодня работать на уроке?
-Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Будем помогать, дружить и слушать.
Если не пойму – переспрошу, будем вежливы.
Будем не только говорить, но и слушать.
Будем уступать и договариваться.
Сегодня будем мы работать в паре, в группе.
Правила мы закрепим, орфограммы повторим.
Обязательно откроем новых знаний целый мир.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лесной лаборатории.
Мы отправляемся в зимний лес.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
-Будем мы писать красиво, аккуратно, не спеша.
Чтобы на полях у нас
Был только жёлтый карандаш.
(Начало работы в тетради)
- Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы. Энергизатор
(слайд 1)
(слайд 2)
(слайд 3)
Сопровождается действиями детей.
Работа в парах.
Мозговой штурм.
Следить за осанкой.
-Самооценка:
Дети оценивают работу у доски и самооценка:
Блок-схема.
- У вас на парте карточки. Просмотрите буквы.
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю
Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я З
Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Какая буква у вас осталась?
Какие звуки обозначает буква эм?
- Назовите слово, в котором есть звук [м] и дайте ему характеристику.
- Назовите слово, в котором присутствует звук [м, ] и дайте ему характеристику.
Запишите буквосочетания: Мм Мм Мм мл мм мн мо (продолжить).
Упражнение «Снеговик» (работа с перфокартами)
(2 человека у доски)
- Чтобы не ошибиться в следующий раз, что необходимо?
- Чем интересны эти слова? (словарные слова)
- Назовите их общие признаки.
Имя существительное
Обозначает предмет
Что?
Кто?
Одуш.
Неодуш.
собственные
и
нарицательные
?
- Что означает знак вопроса в нашей схеме?
(Новые знания об имени существительном)
III. Постановка учебной проблемы. - Уважаемые учёные, мы продолжаем научные исследования.
Внимание на экран.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами?
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения: (Что такое предложение?)
Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .
(слайд 4)
Работа в группах на карточках.
IV. Поиск решения, открытие нового знания. - Уважаемые учёные, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
- Прочитаем правило на с.61. (дополняется таблица)
- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.
- Какие орфограммы выделили?
(безударные гласные, парные звонкие глухие согласные, разделительный мягкий знак)
- Укажите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите на экран и скажите, как одним словом назвать эти иллюстрации? (шапки). В каком числе стоит это слово?
- Измените число. (шапка)
- Каким является слово шапки? (многозначным) (слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6)
V. Физминутка.
Гимнастика для глаз
(слайд 7)
VI. Работа с сенсорным крестом. - Продолжаем. Внимание на доску.
- Соотнесите слова и рисунки.
- В каком числе стоят слова первого столбика? Второго?
- Слова первого столбика в единственном числе, а второго- во множественном.
- Изменилось число существительных. (карточки с ед.ч и мн.ч. располагаем на плакате, над столбиками)
Вывод:
Имена существительные изменяются по числам.
-Прочитаем правило на с.62 Увеличение двигательной активности
(слайд 8)
VII. Экологическая минутка 1)Загадка ученика:
Кто в лесу без топоров,
Строит избу без углов? (птицы)
2) Сообщение о жизни птиц зимой, используя коллаж «Помощь птицам зимой», который они сделали сами.
3) Слушание пения синицы.
4) Сообщение о синице.
(слайд 9)
Работа с календарем природы
VIII. Закрепление изученного материала. 1) Работа с учебником.
Самостоятельная работа упр. 105 .
Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.
- Вопросы для групп (разноуровневые)
1 группа: на какие группы можем разделить слова из упр.?
2 группа: определить число сущ. на карточке.
2)Работа с электронным приложением «Русский язык».
Выбираем второе упражнение.
Работаем в паре.
Закрываем окно упражнения.
Выходим из приложения.
Взаимопроверка.
Работа в группах (смена мест для работы)
Оценивание групп:
Работа в парах
IX. Рефлексия. 1) Игра: «Верю - не верю»:
- Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? обозначают признаки предметов. ☺
- Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными им.сущ. ☺
-Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто?☺
- Нарицательные им.сущ пишутся с заглавной буквы. ☺
- Слова, обозначающие один предмет – это ед.ч. им.сущ. ☺
- Слово – сугробы стоит в ед.ч. ☺
- Слова, называющие животных – неодуш. ☺
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое ☺
2) Самооценка итоговая
(подходят к светофорам) Использование сигнальных карточек.
X . Итог урока. - Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?
(Имена существительные изменяются по числам, бывают ед.ч. и мн.ч.)
XI. Домашнее задание. - Выучить правила стр.61-62, изготовить книжку-открытку, найти на ней имена существительные, выписать в тетрадь, обозначить орфограмму. Устно приготовиться рассказать всё об имени существительном. Приложение
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю
Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я З
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю
Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я З
Мы вошли в зимний … .
Кругом большие пушистые … .
На высоких … лежат
снеговые … .