Рабочая программа по ИЗО (4 класс) 2016-2017 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»
г. Оренбурга
«Рассмотрено»
на заседании ШМО учителей начальных классов
Руководитель МО
_______ А.В. Чернявская
Протокол №1 от «__»августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
________О.В. Десяткова
«27»августа 2016г. «Утверждаю»
Директор школы
______ Л.А. Швалина
Приказ № __ от
«__»августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Изобразительное искусство
Классы 4 «А»,4 «Б»
Учитель: Чернявская А.В.,
Количество часов по программе 35
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1от « 29 » августа 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , с учётом авторской программы Т. А. Копцевой, В.П.Копцева, Е. В. Копцева, 2013 года издания. Опубликована Издательством «Ассоциация XXI», Смоленск, а также на сайте УМК «Гармония».
Программа разработана для обучающихся 4 класса .
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и 35 часа – во 2–4 классах.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Критерии оценки по изобразительному искусству
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
- учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России .
Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург .Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов.
Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Большой театр Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн.
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, художественном конструировании. Образ человека в искусстве разных народов.Художественное конструирование и оформление одежды
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих)
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Опыт художественнотворческой деятельности
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Создание образа семейного герба. Изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Тематическое планирование
№
Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. 3 час
1 Учимся смотреть и видеть
2 Линия горизонта
3. Свет и тень
Земля - наш общий дом. 6 час
4 Растительный орнамент
5 Дождь
6 Морской пейзаж
7 Горный пейзаж
8 Необычные подземные музеи
9 Тайны лабиринтов
Виды художественной деятельности. 8 час.
10 Рисунки животных с натуры
11 Чёрная кошка
12 Скульпторы-анималисты
13 Рельефное изображение животных
14 Образы насекомых в стихах
15 Образы животных в книжной иллюстрации
16 Талисманы Олимпийских игр
17 Фантастические животные
Опыт художественно творческой деятельности - 10 час
18 Ты – художник
19 Интерьер с окном
20 Дружеский шарж
21 Парадный портрет
22 Искусство костюма: Изменчивая мода
23 Знаменитые скульптуры
24 Знаменитый город
25 Герб
26 Художник-дизайнер
27 Машины-роботы
Искусство дарит людям красоту. – 8 час
28 Книжка-игрушка
29 Музеи игрушки
30 Театр на колёсах
31 Большой театр
32 В мире кино
33 Музеи мира: Музей-панорама
34 Ведущие художественные музеи России
35 Художник и время. Выставка детского изобразительного творчества
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
№ Тема урока Содержание
предмета УУД Предметные результаты Д/з Дата
Азбука искусства. Как говорит искусство? (Композиция) --- 3 час
1. Учимся смотреть и видеть Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.
Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева..
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему.
Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Придумывать оригинальные названия своим рисункам: «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать машины» и т.п. 2. Линия горизонта Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей практической работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения Различать выразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта» Рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета.
Использовать формат листа и цветовую гамму в выразительных целях.
Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности. 3. Свет и тень
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень»? Высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по критериям. Оценивать выразительность светового контраста живописных произведений. Высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень –подруга солнца, тень – призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком). Различать графические и живописные произведения. Сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание ее содержанию. Выполнять композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста. Земля - наш общий дом. 6 час
4. Растительный орнамент Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывать пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций. Сравнивать разные национальные орнаменты. Различать теплые и холодные цвета. Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности теплой или холодной гаммы цветов и ритмическое повторение стилизованных растительных элементов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 5. Дождь
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Оценивать красоту дождя и коварство ливня. Различать выразительные средства живописи и графики. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет. Выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом». Оценивать вырази-тельность результатов творчес-кой деятельности профессио-нальных художников, своей и сверстников. 6. Морской пейзаж Живописные материалы. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопоставления, синтез и анализ при решении художественно-творческих задач Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения. Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт. Пейзаж, портрет. Выделять среди других пейзажей марины. Отличать выразительность творческого почерка разных художников. Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Задумчивый закат», «Мне и морю скучно». 7. Горный пейзаж Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывать пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Высказывать эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха. Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. Знать о том, что цвет является главным выразительным средством живописи. Различать теплые и холодные цвета. Выполнять оригинальную композицию горного пейзажа в теплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла. Оценивать выразительные качества изображений. Выражать через название эстетическое отношение к изображению; «Сильные высокие горы», «Студеные горы», «Каскад гор, освещенных солнцем», «Я встречаю красивый рассвет в горах», «Вулкан сердится», «Горный дракон». 8. Необычные подземные музеи Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипия или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер. Знать о том. Что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством. Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных. Отличать линейный рисунок от силуэтного. Использовать выразительные возможности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла. Оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать свое отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др. 9. Тайны лабиринтов Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную декоративную арабесковую композицию,
высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о мифе о Минотавре. Иметь представление о ритме как средстве художественного выражения, об особенностях построения арабескового орнамента. Уметь создавать орнамент-лабиринт (меандр, арабеска) Оценивать выразительные качества орнаментальной композиции «Лабиринт» Виды художественной деятельности – 8 час
10. Рисунки животных с натуры Изображение с натуры животных.
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения Сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры. Оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог». Знать отечественных и зарубежных художников-анималистов. Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Выполнять наброски с натуры, с чучела птицы, животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию. Использовать выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку – в целях достижения замысла. Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам. 11. Чёрная кошка Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. Высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание ее содержанию. Высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объем, пластика,; в графике – точка, линия, штрих, пятно; в живописи – цвет, композиция. Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников. 12. Скульпторы-анималисты
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Различать основные виды художественной деятельности: скульптуру, графику, живопись. Знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объемной поделке, давая словесное описание ее содержанию. Использовать выразительные свойства пластилина (глины)- объем, пластичность для достижения замысла. Учитывать в творческой работе основные пропорции. Оценивать выразительность объемных поделок. Придумывать оригинальные названия для своей композиции и сверстников. 13. Рельефное изображение животных
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную рельефную композицию животного, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях «Я – сильный зверь», «Я – слабый зверь», «Я – гордый зверь» и др. Высказывать свое суждение по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя.
Продумывать замысел, проговаривать сюжет будущей композиции рельефа.
Использовать выразительные средства полуобъема для достижения замысла.
Оценивать выразительные качества рельефных изображений, своих и сверстников.
Придумывать оригинальные названия своей работе («Раненый зверь», «Грустная львица» , «Игривый львенок») 14. Образы насекомых в стихах
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу.
Связь изобразительного искусства со сказаниями, сказками. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически материалом тушь, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. Участвовать в обсуждении выразительной формы японских трехстиший –хокку, выражать свое отношение к их содержанию.
Сочинять стихи в стиле японских трехстиший, высказывать суждения о выразительности коротких стихов, сочиненных сверстниками.
Различать графические художественные материалы и живописные.
Использовать выразительные средства техники «тушь – перо – палочка – кисть» для достижения замысла.
Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников. 15. Образы животных в книжной иллюстрации Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, художественном конструировании. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. Высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли»)
Выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого. Использовать выразительные возможности графических материалов для достижения замысла.
Выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающую сюжет литературного произведения.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Приду-мывать и обыгрывать оригинальные названия к своим иллюстрациям: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Бесстрашный медведь» 16. Талисманы Олимпийских игр Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении олимпийской символики, талисманов 22-х Олимпийских и 11-х параолимпийских игр в Сочи. Осозна-вать значимость олимпийской символики. Знать и применять в рисунке выразительные свойства теплых и холодных цветов.
Отличать реалистическое изображение от стилизованного. Использовать в рисунке некоторые приемы стилизации.
Выбирать и использовать способы работы различными художест-венными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т.п.)
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 17. Фантастические животные Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Различать основ-ные виды изобразительного искусства: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Создавать (индивидуально или в группе) образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. Придумывать оригинальное название фантастическому животному: Зебродрак, Рыболет, Птицеслон, Котозмей.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Опыт художественно творческой деятельности - 10 час
18. Ты – художник Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков. Знать основные художественные музеи нашей страны: Государственную Третьяковскую Галерею, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала. Оформлять рисунок для выставки в паспарту. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 19. Интерьер с окном Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла. Различать произведения живописи и графики. Знать средства художественного выражения живописи и графики. Отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном», «Автопортрет на фоне окна». «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне».Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или черно-белыми) для достижения своего замысла. Оценивать выразительность результатов своей деятельности. 20. Дружеский шарж Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры. Знать художников, работающих в жанре карикатуры( Кукрыниксы : Михаил Куприянов, Петр Крылов, Николай Соколов). Выражать свое отношение к человеку через шарж.
Использовать выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 21. Парадный портрет Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет война, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выявлять признаки парадного портрета.
Выражать отношение к человеку через парадный портрет. Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла.
Придумывать парадным портретам оригинальное название «Гордый воин2, «Смелый рыцарь», «Мой дед- победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике». Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 22. Искусство костюма: Изменчивая мода Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Образ человека в искусстве разных народов.
Художественное конструирование и оформление одежды.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать эскиз повседневного, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Выражать свое отношение к «капризам» и странностям моды разных исторических эпох. Высказывать суждения о выразительности детских рисунков. Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.
Создавать выразительный костюм: повседневный, праздничный или карнавальный. Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнерусский, древнеегипетский, средневековый, японское кимоно или др., современный костюм для дискотеки или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 23. Знаменитые скульптуры Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пластически обыгрывать скульптурные образы. Осознавать значимые темы искусства и отображать их в изобразительной творческой деятельности. Высказывать суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале». Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура. Живопись, графика. Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла «Моя семья». Передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 24. Знаменитый город Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург .Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) – правила поведения людей.
Знать о том, что Иерусалим – город трех мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.
Использовать выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Рождество», «Три ангела», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег»
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 25. Герб Создание образа семейного герба. Изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства. Анализировать эскизы семейных гербов, созданных учениками.
Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла. Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба. Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников. 26. Художник-дизайнер
Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками-дизайнерами.
Высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (теплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада. Придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк»и т.п.
Оценивать выразительность результатов своей деятельности и сверстников. 27. Машины-роботы Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов. Знать первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую женщину-космонавта (Валентину Терешкову), первого космонавта, ступившего на Луну (Нила Армстронга).
Знать некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова).
Выбирать и использовать возможности художественных материалов для передачи своего замысла. Придумывать оригинальные названия: «марсоход «Улиткохват», лунолет «Лунтивзлет», вездеход «Космодрель»и др. Искусство дарит людям красоту - 8 час
28. Книжка-игрушка Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др..
Иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.
Сочинять краткие сказки про краски.
Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла.
Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда. 29. Музеи игрушки Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные:
принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад).
Знать основные народные промыслы: игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.
Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 30. Театр на колёсах Связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы».
Высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю.
Разгадывать кроссворд со словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, веселое цирковое представление или др.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 31. Большой театр Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры народов России . Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Большой театр. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра. Знать о древнегреческом ьоге Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства.
Знать художников В. Серова, Э. Дега и др. изображающих балерин.
Высказывать свое отношение к рисункам Нади Рушевой. Выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 32. В мире кино Связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор», «Броненосец Потемкин», «Клеопатра», «Спартак», «Веселые ребята», «Золушка». Анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла. Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши. 33. Музеи мира: Музей-панорама Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи ( Древняя Греция , Япония ). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, отражающую события Отечественной войны 1812 года, высказывать свои пути решения проблемы.
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Высказывать суждения о подвиге русского солдата в Отечественной войне 1812 года. Знать основных русских полководцев Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, А. П. Ермолаева, Н.Н.Раневского, Д.В. Давыдова.
Анализировать развитие событий Бородинской битвы по сюжетам Живописной панорамы, созданной художником Францем Рубо.
Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: стремительная конница, веселые гусары, рукопашная схватка, артиллерийские стрельбища.
Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов и фигуры человека. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. 34 Художник и время.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русскогои зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
Играть в коллективную игру: художественное лото. Участвовать в оформлении итоговой выставки результатов детского изобразительного творчества. Высказывать суждения о выразительных качествах произведений изобразительного искусства разных исторических эпох, на которых изображен художник за работой. Различать основные виды пластических искусств: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладноге искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, фантастический и анималистический жанр. 35 Выставка детского изобразительного творчества Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную тематическую композицию «Я – художник», «Художник и его произведение», высказывать свои пути решения проблемы.
Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Завершить оформление Творческой папки или альбома. Участвовать в оформлении итоговой выставки детского рисунка, создавать афишу или персональной выставки.
Оценочный материал по ИЗО
I четверть.
Входной контроль остаточных знаний
1. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:а) Красный и золотой б) Желтый и черныйв) Белый и синий г) Оттенки зеленого.
2. Какой жанр является изображением картин природы:
а) пейзаж б) портрет
в) натюрморт г) батальный
3. Назови 3 основных цвета в живописи:а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серыйв) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый
4. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:
а) штрих б) горизонт
в) тень г) граница
5. Какой цвет является тёплым:
а) серый б) фиолетовый
в) синий г) жёлтый
6. Какой жанр является изображением человека:
а) пейзаж б) портрет
в) натюрморт г) батальный.
II четверть.
Контрольная работа за I полугодие
1. Пейзажист - это
1. художник пишущий портрет2. художник график3. художник пишущий пейзаж
2. В анималистическом жанре изображают...
1. животных2. боевые сражения3. природу
3. Натюрморт - это...
1. изображение архитектуры2. изображение живой натуры3. изображение мертвой натуры4. В переводе на русский язык слово анимал - означает
1. животное2. низенький3. маленький4. большой
5. В жанре марина изображают…
1. водную стихию2. архитектуру3. фигуры людейIV четверть
Контрольная работа по итогам года
В городецкой росписи превалируют цвета:
А) белый, голубой, синий; В) Черный, синий, зеленый;
Б) Черный, красный, золотой; Г) Желтый, красный, зеленый.
Вдали предметы кажутся:
А) крупнее и бледнее; В) мельче и ярче;
Б) крупнее и ярче; Г) мельче и бледнее.
Художник-анималист изображает:
А) людей; В) животных;
Б) предметы быта; Г) море.
В картине «Утро в сосновом лесу» объединились жанры:
А) марина и батальный; В) портрет и натюрморт;
Б) пейзаж и анимал; Г) пейзаж и портрет.
5. Найди пару контрастных цветов:
А) красный и оранжевый; В) чёрный и серый;
Б) Красный и зелёный; Г) синий и фиолетовый.
6. В городецкой росписи часто изображают:
А) коней и птиц; В) коз и коров;
Б) кошек и собак; Г) жуков и бабочек.