Применение нестандартных техник рисования на уроках изобразительного искусства
Нестандартные техники рисования на уроках изобразительного искусства как средство достижения метапредметных результатов.
О.В. Колесникова,
учитель изобразительного искусства МОУ
« Солотянская основная общеобразовательная
школа» Валуйского района
В связи с введение Федеральных государственных образовательных стандартов определились новые требования к результатам обучения, которые сводятся к оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Особое место в обучении занимают метапредметные результаты, так как именно они объединяют в себе освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, являются связующим звеном, объединяющим все предметы. Работая учителем изобразительного искусства, я очень часто сталкиваюсь с формированием метапредметных результатов, используя сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию. Как на уроках изобразительного искусства организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Проработано много интернет источников, которые позволяют собрать во единое целое и разработать свою систему, ориентируясь на возможности класса, условия школы, социальный заказ. От имеющихся технологий я перехожу к деятельностным. И перед любым учителем, работающим по новым стандартам второго поколения, стоит основная задача – научить учиться, и как следствие этого, развивать и формировать у ребят универсальные учебные действия.
Уроки изобразительного искусства в школе и внеклассная работа по предмету предоставляют уникальные возможности для становления творческой личности ребенка, формирует метапредметные результаты. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности, а это очень сильно способствует развитию личностных универсальных учебных действий. Они получают не только возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности, но и возможность создавать свою действительность, выражать свои эмоции. В процессе такой работы развиваются фантазия, интеллект, наблюдательность, терпение, эстетический вкус. При этом происходит активизация самостоятельности ребенка, повышается мотивация к обучению, закладываются основы стремления к самостоятельной деятельности, что значительно повышает эффективность работы педагога по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Проблема использования различных технологий как средство достижения метапредметных результатов очень актуальна в современном постоянно меняющемся мире. Развитие науки и техники, широкое внедрение в жизнь общества компьютерных технологий, расширение торговых связей между странами потребовали новых подходов в обучении и воспитании.
Каждая учебная дисциплина предоставляет широкие возможности для решения этой проблемы, особенно это прослеживается по предмету «Изобразительное искусство». Современные ученые много говорят о необходимости использования нестандартных техник рисования при организации обучения по предмету «изобразительное искусство», так как они, несомненно, играют огромную роль в формировании метапредметных результатов.
При реализации данной технологии, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию, а, следовательно, развивать регулятивные универсальные действия. В коллективной работе особенно важно обеспечивать удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с одноклассниками и учителем. Коллективная деятельность дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирования общественно ценностных мотивов. Актуальность работы заключается в том, что коллективное творчество способствует полному и многогранному раскрытию целостности картины мира. В ходе коллективной работы на уроке, при выполнении совместного задания формируются навыки сотрудничества, а, следовательно, развиваются коммуникативные универсальные действия. А если ребенка обучать выполнять рисунки нестандартным путем, познавая обрабатывать потоки нескончаемой информации, то и развивать познавательные универсальные учебные действия.
« Нестандартные (нетрадиционные) техники рисования» – это один из способов выражения окружающей действительности путем рисования, не ограничивая проявление творческих способностей детей. Рисовать можно чем угодно и как угодно!
Уроки изобразительного искусства в школе призваны в полной мере раскрыть неповторимую индивидуальность ребёнка реализовать себя в учёбе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства. Мир маленького человека, красочный, эмоциональный. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, воск от свечи, рисование пальцами рук, зубная паста и много другое. Такие нестандартные техники совсем не сложные, а получаются довольно эффектными, что придаёт ребёнку уверенности в себе, а значит, желание рисовать больше и больше узнавать о новых техниках рисования. Кроме того, уроки с использованием нестандартных техник помогут более полно раскрыть творческие способности ребёнка, помочь сформировать у него метапредметные результаты.
Чтобы формировать личностные универсальные учебные действие, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся целесообразнее при изучении тем соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами. Так при иллюстрировании сказочных героев идет разбор характеров героев, кто из них положительный персонаж, а кто отрицательный, уметь учить выделять нравственные качества по поступкам героев.
Чтобы достичь регулятивных учебных действий, необходимо продумать как будет организована учебная деятельность ребенка. Так, например, при изучении тем «Пейзажная живопись» с использованием нестандартной техники рисования ребята определяют цель, ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что им уже известно, планируют и составляют план последовательных действий. Рисовали пейзажи как обычно кисточкой, а тут такие пейзажи получаются, когда их можно отпечатать на стекле!. Прогнозируют – предвосхищаются своим результатом, сличают его с заданным эталоном, с целью обнаружения отличий и отклонений от эталона, вносят коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным результатом с учетом оценки учителя и товарищей. В итоге – выставка творческих работ, где ребята видят итоги своего труда. Совместное оценивание творческой деятельности учит детей договариваться, ставить, и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления. Для достижения метапредметных результатов обучающиеся должны мыслить продуктивно, а в формировании продуктивного мышления на уроках изобразительного искусства, несомненно, огромную роль играет использование нестандартных техник рисования, которые способствует повышению уровня развития творческих способностей.
Литература
1. Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012
2. Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29
3. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011
15