Урок изобразительного искусства с применением нетрадиционных техник рисования
Изобразительное искусство. 4 класс.
Тема: Живопись. Пейзаж.
Рисунок: зимний пейзаж с использованием нетрадиционной техники рисования.
Цель: познакомить с особенностями изображения зимнего пейзажа, его цветом, освещенностью, построением композиции. Выполнить рисунок смешанными красками (гуашь, акварель) с использованием нетрадиционной техники растушевки с помощью одноразовой вилки.
Задачи: развивать интерес учащихся к изобразительному искусству, знакомить с видами и жанрами ИЗО, произведениями известных художников. Формировать эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: рисунок учителя по теме; компьютер, компьютерная презентация «Зимние пейзажи известных художников»; ролики – музыка зимы; костюм Зимы для девочки; фото картин в различных жанрах; у детей – бумага для акварели или чертежная, набор кистей, баночки – «непроливайки», краски: гуашь, акварель, одноразовые вилки, нарукавники, фартуки, клеенки на партах, ватные палочки.Ход урока.
1. Приветствие.
Гостям: (собственное сочинение, сопровождается движениями, обращенными к гостям)
Здравствуйте, гости,
Мы вам рады!
Видеть вас всех для нас – отрада!
Мы начинаем творить, развиваться
И вас приглашаем
К ИЗО приобщаться!
Приветствие друг другу (в парах) “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и всегда (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Актуализация знаний.
- Прежде, чем вы узнаете тему нашего урока, я хочу проверить, чему мои дети уже научились. Проведем небольшой опрос.
1) Что такое изобразительное искусство?
(Раздел, объединяющий живопись, скульптуру, графику и фотоискусство).
2) Что такое живопись?
(Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. обычно покрытые грунтом).Дети выходят к доске, выбирают изображение заданного жанра и объясняют свой выбор.
(Приложение + фотоальбомы).
3) Какие жанры ИЗО вы знаете?
(В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет, композиция, монумент.)4) Что такое пейзаж?
(Изображение природы)
4) Что такое картина?
(Это законченное произведение живописи. Состоит из основы, грунта и слоя красок).5. Чем отличается гуашь от акварели?
(Акварель – прозрачная, а гуашь создает плотный слой. Работу гуашью легко исправить. Работать акварелью труднее).Определить жанр картин по фото, объяснить: пейзаж, портрет, натюрморт., необычный жанр – философская картина (детям термин не дается) «Чудак»:- Почему художник так назвал свою картину?
4. Введение в тему: просмотр ролика «Зимушка – зима».
Чтение ученицей стихотворения
Время зимы…
Зимушка бушует вьюгой не на шутку,Белым палантином кроет все опять,А земля под снегом спит тепло, но чутко,Чтоб весною травы вновь свои поднять!
Их зима не будит, оттепель не кличет,Есть всему на свете свой природный срок,Лишь сильней ветрами ледяными свищет,Свой берет у года временной оброк.
И за это время многое вершится,Зимний сон природы силы придает,Ей зимой, наверно, чудо-сказка снится,А мороз крепчает и мосты кует…
А мороз узоры славные рисуетНа окошках дома, где всегда уют,И зима пока что всюду торжествуетИ живые души пробужденья ждут…
- О чем пойдет речь на нашем уроке?
5. Знакомство с пейзажами известных художников: презентация. (Приложение).
Беседа об особенностях пейзажей, использованных красок, композиционного построения, игры света и тени.
6. Целеполагание. Объяснение порядка работы на основе рисунка учителя и презентации. (Приложение).
7. Самостоятельная работа учащихся в сопровождении музыки для релаксации. (Приложение).
8. Организация выставки детских работ. Оценивание.
9. Подведение итогов работы. Рефлексия.
- Что вам понравилось в работе сегодня?
- Что у вас лично получилось лучше всего?
- Как бы вы оценили свою работу? (Поднимают вверх руку и показывают свою оценку с помощью пальцев).