Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с применением нетрадиционных техник рисования на тему Космические дали

Конспект урока
по изобразительному искусству в 6 классе.
Учитель Гордеева Наталья Николаевна
Место работы: филиал МБОУ Инякинская сош в с. Тырново
Учитель изобразительного искусства

Этот урок пригодится учителям изобразительного искусства при работе над темой «Космос» в 6 классе. В ходе урока дети познакомятся с техниками «аэрография» и «оттиск мыльных пузырей».

Тема: «Космические дали».
(Работа в техниках аэрография и оттиск мыльных пузырей).

Цели:
ознакомление с новыми возможностями художественных техник, закрепление техники аэрография, овладение техникой «оттиск мыльных пузырей»;
развитие образного представления, творческого восприятия действительности;
воспитание художественного вкуса.

Задачи:
Учебные:
Познакомить учащихся с техникой «Оттиск мыльных пузырей».
Формировать творческий интерес.
Закреплять навыки изобразительной деятельности, техники аэрографии.

Воспитательные:
Развивать эстетическое мировоззрение.
Способствовать восприятию прекрасного.

Развивающие:
Развивать творческие способности и навыки в работе.

Оборудование: картон чёрного цвета, зубные щётки, гуашь, трафареты, кисти, альбомные листы, акварель, стаканчики с водой, клей, средство для мытья посуды, трубочки для коктейля.

Зрительный ряд: компьютерная презентация, иллюстрации и фотографии с изображением космоса, работы детей.





Ход урока.
I. Организационный момент и мотивация к учению.
Рефлексия.

II. Подготовка к восприятию нового материала.
Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
М. В. Ломоносов
Рассказ учителя о красоте необычного космического пейзажа, непривычного землякам.
- Из воспоминаний А. Леонова о земных красках космоса.
Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоёв. У самой Земли ярко – красная линия. Потом идёт тёплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая – голубая лента, которая переходит в тёмно – фиолетовую и затем в чёрное, бархатное небо.
Часто приходится слышать вопрос: разве фотоаппарат не может запечатлеть космические картины на цветной фотоплёнке? Фотография не даёт истинного впечатления от красок космоса. У неё просто не хватает чувствительности. Человеческий глаз – более совершенный прибор, и пока никакие фотоаппараты не могут его заменить.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему следом за учёными, за фотоаппаратом в космос устремился взгляд художника? Почему возможности художника даже с земли оказались в чём – то больше, нежели у приборов, чтобы увидеть космические пейзажи и пространства?
(Ответы учащихся).

Учитель: В нашей стране есть художник – космонавт А. А. Леонов. Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе. Увлечение живописью А.А. Леонов пронес через всю жизнь. Именно оно сыграло немалую роль при его зачислении в отряд космонавтов: приемная комиссия отметила, что не каждый день встретишь такое - лейтенант-летчик устраивает выставку своих картин.
Художник А. Соколов в космосе никогда не был, но его космические картины удивительно красивы и поэтичны.

(Краткие сообщения учащихся о биографиях А. А. Леонова и А. Соколова с демонстрацией репродукций их картин «Старт фотонного звездолёта», «На лунном космодроме», «Посадка на Марс», «На планете расплавленных скал» и др.)

Учитель: Рассматривая картины, обратите внимание на их композиционное и цветовое решение. С полётами человека в космос появился и расцвёл ещё один вид пейзажа – «космический».(Пейзаж – это один из жанров изобразительного искусства. Тема пейзажа – местность(от фр. Пейзаж – «местность», «страна» ) , окружающая среда, естественная или преобразованная человеком природа, город или сельская местность.)

Но если раньше он отталкивался от фантазии автора, то теперь художник пользуется реальными изображениями (фото) и научными знаниями о космосе.
На каких космических кораблях были совершены полёты в космос?
Почему День космонавтики отмечается 12 апреля?
Как звали первого космонавта и из какой страны он был?
Каким художником – космонавтом были нарисованы этюды и картины о космосе (почти «с натуры», а если точнее – по впечатлениям ?)

III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой техникой рисования, которая называется «Оттиск мыльных пузырей» и закрепим знания о ранее изученных техниках.

IV. Физкультминутка.

V. Творческая работа. Закрепление знаний, навыков.

Учитель:
1. Ребята, я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие на космическом корабле и представить художественный отчёт: изобразить, что можно было бы наблюдать из иллюминатора, находясь в открытом космосе.
Поскольку данная работа связана с научно-фантастическим жанром, необходимо обобщить представления детей о вселенной и небесных телах.
Небесные тела
Звезды - Светящиеся газовые шары, Солнце - Самая близкая к нашей планете звезда. Звезды могут светить разным светом: самые горячие из них - голубым, те, что немного холоднее, - белым, еще холоднее - желтоватым, оранжевым и красным, пока не погаснут.
Туманности - Газово-пылевые сгустки.
Планеты могут состоять из сгустков газа и бывают твердыми, горячими и холодными. У них могут быть спутники, как Луна у Земли. (У Юпитера целых 15 лун.)
Астероиды - Осколки малых планет, когда-то являвшихся спутниками более крупных (Сатурн, Уран, Нептун).
Кометы, или, как их называли древние греки, «длинноволосые звезды» - светлые туманные оболочки вокруг небольшого ядра из льда и космической пыли, светящиеся отраженным солнечным светом, имеют газовые «хвосты», порой тянущиеся на полнеба.
Метеоры -- так называемые «падающие звезды», представляют собой светящийся газ, образующийся при нагревании и испарении в земной атмосфере мельчайших космических частичек.

2. Обсуждение композиционного построения работы. Ведь изображение в иллюминаторе будет меняться в зависимости от того, просто ли мы летим среди звезд и планет (1) или подлетаем к какому-то небесному телу и наблюдаем, что находится рядом с ним (другие планеты, россыпи звезд, его луны и пр.) (2). А может быть, мы совершаем посадку на небесное тело (3)?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13 INC
·LUDEPICTURE "http://art.1september.ru/2009/09/22-3.jpg" \* MERGEFORMATINET 1415

(1)
(2)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

(3)

Ребята определяют, какова их планета по характеру (тревожная, добрая, злая, спокойная), в зависимости от этого подбирают температуру ее поверхности (холодная или горячая), рельеф местности и пр. Есть ли у их планеты спутники, сколько и каких солнц освещают планету, какого цвета атмосфера, можно ли наблюдать в ней вспышки ...
Выполнение заготовок в технике «Аэрография» - фон рисунка, вливание красок – планеты.
Учитель: Вспомните и расскажите о технике «Аэрография».
Учащиеся: аэрография – это набрызгивание краски при помощи аэрографа (пульверизатора). Вместо него можно использовать старую зубную щётку.
Зубную щётку нужно обмакнуть в растворе и, осторожно держа её над подготовленным листом бумаги, провести сверху по щётке гребешком (в направлении к себе). При этом краска будет брызгать на бумагу.
VI. Знакомство с новым материалом.
Учитель: Сейчас, пока подсыхают наши заготовки, мы с вами выполним космические тела (метеориты, звёзды) в технике «Оттиск мыльных пузырей».
Для этой работы нам потребуется: широкая низкая посудина, средство для мытья посуды (шампунь, жидкое мыло), трубочка для коктейля, гуашь.
В широкой низкой посудине смешиваем гуашь, моющее средство для посуды и воду (приблизительно 1 столовую ложку гуаши, 2 столовых ложки жидкого моющего средства и 1 столовую ложку воды).
В полученную таким образом жидкость погружаем трубочку для коктейля и осторожно дуем. Жидкость при этом начнёт пузыриться.
Когда пузыри поднимутся к краю посудины, опускаем на них лист бумаги.
Поднимаем бумагу и видим, что у нас получился мыльный отпечаток.
Другой способ получения изображения – при помощи мыльной пены. Жидкость, полученную уже известным способом, либо «взбивают» трубочкой, либо надувают мыльные пузыри. Потом не печатают их, а осторожно снимают и укладывают на лист. После высыхания получается изображение мыльных пузырьков.
Выполнение работы учащимися.
Учитель: Заключительным этапом нашей работы будет создание коллажа. Коллаж (от фр. Collage - наклеивание ) – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Возьмите свои заготовки и вырежете из них необходимые вам детали работы. Составьте композицию и приклейте.

VII. Анализ работ учащихся.
Экспресс – выставка. Анализ работ, выбор более удачных.
VIII. Итог урока.
Учитель: Ребята, с какой техникой познакомились на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.


























Приложение
Сообщение о биографии А. А. Леонова.
Алексей Архипович Леонов - летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.
После окончания авиационного училища был зачислен в отряд космонавтов. 18-19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2» с П.И. Беляевым, в ходе которого первый в мире вышел в открытый космос на 12 минут 9 секунд. В ходе полета сложилась нештатная ситуация: разбухший скафандр не давал космонавту возможности вернуться через люк в корабль. Это все-таки удалось после неоднократных попыток. А после посадки спускаемого аппарата экипаж трое суток провел на морозе в глухой пермской тайге, так как спасатели не могли добраться до места приземления космонавтов. За героизм и мужество А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда».
15-21 июля 1975 года вместе с космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля «Союз-19» по программе «Союз-Аполлон», осуществил стыковку в космосе двух космических станций - советской и американской, что послужило началом сотрудничества в космосе СССР и США. За успешный полет А.А. Леонов был удостоен второй медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
Долгие годы Алексей Архипович занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (с 1970 до 1991-го).
Широкое признание к Леонову-художнику пришло очень рано (ряд художественных произведений А. А. Леонова созданы в соавторстве с профессиональным художником А. Соколовым). Его работы широко известны, они выставляются и публикуются в разных странах мира. Это не случайно, поскольку ни один сухой научный отчет, ни одна фотография со спутника не способны запечатлеть и передать того, на что способны глаз и рука художника.
Из сеанса радиосвязи с экипажем 18 марта 1965 г. Летчик-космонавт А. Леонов (позывной «Алмаз-2»): «Вижу, вижу небо! Землю! »Это все, что мог передать на Землю космонавт, находясь в свободном плавании в космическом пространстве на расстоянии полной длины троса (5 м 35 см) от корабля. Только намного позже А.А. Леонов скажет в интервью: «Это была божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как ... калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и Землю! »
А художник А.А. Леонов напишет известную картину «Над черным морем»: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту ... Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо ».
Уникальность картин А.А. Леонова, выделяющая их из ряда других полотен на научно-фантастическую тему, в том, что художник хорошо знает и чувствует предмет, о котором пишет. В частности, это относится к изображению космической техники, которая кажется реально существующей и действующей в космических просторах.




















15