Презентация мастер-класса для педагогов на тему «Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования – как форма работы с дошкольниками»


Мастер – класс для педагогов:
«Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования – как форма работы с дошкольниками»
Фролова Марина Александровна
Воспитатель МОУ СОШ №24
имени Бориса Рукавицына
(дошкольные группы)
Рыбинск 2016
Цель: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приёмами работы с камнями.
Задачи:
1.Формировать практические умения по использованию нетрадиционных материалов в рисовании.
2.Развивать воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
3.Воспитывать желание к побуждению выражения своего замысла, используя знакомые нетрадиционные материалы. Создавать положительный эмоциональный настрой.
 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть. На первый взгляд тема моего мастер-класса тесно связана с работой педагога-психолога. Но я считаю, что мы, воспитатели, часто являемся свидетелями того, что дети испытывают  негативные эмоции и психологические проблемы. А ведь  здоровье человека - это совокупность не только физических, но и психических качеств человека.
Для избавления от негативных состояний детей я попробовала применить техники  арт-терапии и увидела положительные результаты.
Арт-терапия (дословно - лечение искусством, творчеством)  -  простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки. 
Обычно раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность.Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.
И в десять лет, и в семь, и в пять, все дети любят рисовать.
- Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Изо-терапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражение настроений и мыслей человека.
- Сегодня я покажу вам один из способов преодоления барьеров в общении ребенка, взаимодействия с партнером и развития чувства его востребованности.
- Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя.
Имитационная игра.
Прежде чем начать работу я предлагаю вам небольшую памятку участника мастер – класса:
Получай удовольствие от того, что делаешь!
Позволь себе быть свободным!
Проявляй доброжелательность к себе и другим.
Постарайся быть внимательным к окружающим!
Избегай оценок и суждений!
Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!
Сегодня мы будем общаться, выражать свои чувства, ощущения, эмоции с использованием методов технологии арт – терапии.
Часть первая: Ритуал приветствия
Прежде, чем мы начнем нашу работу, нам необходимо познакомиться. Посмотрите какой чудесный шарик у меня в руках. Он не простотой, волшебный. Когда вы его передаете с ним передается ваше тепло, ваша доброта. Сейчас мы будем передавать его и каждый, у кого он окажется, назовет свое имя. Замечательно, мы с вами не просто познакомились, но и поделились своим теплом и положительными эмоциями. Этот шарик в течение всего мастер-класса будет помогать нам. Тот в чьи руки он попадет, будет делиться с участниками своими чувствами, ощущениями, впечатлениями.
Часть вторая: Рисование по кругу
- Перед вами находятся лист бумаги и различные материалы для рисования (восковые мелки, гуашевые краски, ватные палочки), вы можете брать любые, которые вам нравится. Суть этого метода заключается в произвольном рисовании того, что вам хочется. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь и передаете его соседу справа . Так происходит несколько раз, пока ваш рисунок не вернется к вам. Затем проводится обсуждение полученных рисунков. Итак, приступим.
Педагоги рисуют на листе бумаги и передают рисунок друг другу.
(Для фона включаем музыку). Для этого приема применимы все нетрадиционные способы рисования: кляксография, монотия, рисование пальчиками, ладошками, отпечатками листьев и т.д.
Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика.  А значит, у ребенка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.
Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.
Рефлексия: Предлагаю участникам (тем, кому дам шарик) поделиться своими впечатлениями.
- Давайте полюбуемся вашими рисунками.
- Как теперь ваш рисунок? Лучше или хуже?
- Что вы почувствовали, когда увидели свой рисунок?
- А что можно добавить, чтобы стало еще лучше?
- Какие эмоции испытывали, когда дорисовывали чужие рисунки?
Вывод: Вы почувствовали поддержку группы, в работе с дошкольниками прием хорош для формирования чувства толерантности, умения контролировать свои чувства, эмоции, адекватно реагировать на действия сверстников.
Часть третья: Коммуникативное рисование
Сейчас я попрошу вас придумать необычных животных. Рисовать будем в парах. Разбиться на пары нам помогут карточки.
Прежде чем начать рисовать нам необходимо подготовить холст. (Предлагаю каждой паре контейнеры с сыпучим материалом (крупа, песок), попересыпать его). Чувствуете, как утекает с пальцев тревога, неуверенность, раздражение. Возьмите емкость с грунтом и засыпьте им поднос (каждая пара готовит свое поле). Холсты для рисования мы подготовили, а теперь начнем рисовать вдвоем задуманное животное. Данная техника называется коммуникативное рисование. Главное условие – общаемся друг с другом без слов, глазами, жестами, мимикой. Работу заканчиваем по сигналу колокольчика (2- 3 мин.).
Рефлексия с воздушным шариком. Нравится ли вам животное, которое у вас получилось? Легко ли договариваться без слов? Не раздражало ли то, что кто-то вмешивается в ваш рисунок?
Вывод. Данный прием развивает у детей навыки невербального общения, умения устанавливать позитивные контакты со сверстниками.
- Я вижу, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам тепло и удовлетворение. Надеюсь, что я сумела убедить вас в важности изо – терапии и возможности ее использования в работе с детьми. Я хочу, чтобы все присутствующие здесь улыбнулись мне и окружающим и поаплодировали за хорошую работу.
Приложение к мастер-классу.
Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.
Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.
Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.
Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.
Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.
Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.
Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.
Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.
Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.
Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.
Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.