«Использование ИКТ на занятиях изобразительной деятельностью»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Использование ИКТ на занятиях изобразительной деятельностью»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ:17.03.2014г. - 21.03.2014г.
«Проектирование учебного занятия на основе современных информационных технологий »
(наименование курсов)
Выполнил(а): Никифорова Наталья Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 65 Промышленного района
г. Самары
Самара, 2014г.
Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc383077376" 14Введение 13 PAGEREF _Toc383077376 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc383077377" 14Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК 13 PAGEREF _Toc383077377 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc383077378" 14Основная цель использования ИКТ в процессе обучения 13 PAGEREF _Toc383077378 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc383077379" 14Использование компьютера в школе 13 PAGEREF _Toc383077379 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc383077380" 14Использование на уроках программы Power Point 13 PAGEREF _Toc383077380 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc383077381" 14Рекомендации по использованию элементов оформления презентации 13 PAGEREF _Toc383077381 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc383077382" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc383077382 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc383077383" 14Источники информации: 13 PAGEREF _Toc383077383 \h 14101515
15
Введение
С момента отделения человека от мира животных он пытается передавать информацию с помощью разнообразных средств коммуникации: пламенем костра, звуком барабана, но даже когда люди жили в пещерах и занимались собирательством, они понимали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Об этом свидетельствуют красочные наскальные рисунки со сценами удачной охоты с ритуальными изображениями животных и идолов.
Прошли тысячелетия, появились письменность и книгопечатание, человек полетел в космос. Но, по прежнему, мы больше доверяем своим глазам.
Уроки искусства – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Но время не стоит на месте, и в современных условиях, когда компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. В магазинах игрушек целые стеллажи заставлены игрушечными роботами и детскими компьютерными играми, это любимые занятия детей. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. А ведь играть на компьютере не просто, здесь нужна хорошая реакция и глазомер, и умение ориентироваться в сложной обстановке, и высокая скорость принятия правильного решения, от которого подчас зависит судьба ведомого тобой космического корабля или гоночного автомобиля. Игр имеется множество и на любой вкус: от опасных приключений в джунглях до футбола, тенниса или шахмат, в которые компьютер играет довольно таки не плохо. И в школе без компьютера не обходятся почти ни на одном уроке, так как мультимедийные функции успешно совмещаются именно в нём.
Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки. Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.
Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это:
Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Развитие материально-технической базы процесса обучения.
Задачи использования ИКТ в процессе обучения:
Широкое использование ИКТ в учебном процессе на предметных уроках.
Применение ИКТ в научно-методической работе.
Активное внедрение ИКТ во все области образовательного процесса.
Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.
Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования ИКТ.
Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям:
Это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время помимо разработок уроков, календарно – тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности, как предметника, так и классного руководителя. Для этого в операционной системе Microsoft Windows и Microsoft XP можно создать предметные папки по направлениям педагогической работы. Они позволяют сохранять и быстро находить файл с документами.
Хранение в компьютере разработок уроков. Папки по предметам могут содержать календарно-тематические планы со стандартами. Листы-раскраски для уроков изобразительного искусства, которые для учащихся начальных классов можно распечатать, а для 5-ти классников через сканер разместить на мониторе и «раскрасить» – сделать заливку цветом или совершить другую операцию при помощи программы Paint.
Необходимые иллюстрации, аудио и видео фрагменты можно собрать для уроков в программе Power Point t, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании изобразительного искусства. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков , также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале.
Создание технологических таблиц при помощи сканера. Таким образом, применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроке.
Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и образовательных дисков, работа по созданию уроков с применением ИКТ становиться увлекательной для самого учителя. Диск содержит большое количество информации по предмету, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным для учеников.
Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видео сюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так, что учебный материал с этих дисков можно использовать независимо от программы. Собирая нужные документы в предметных папках к каждому уроку можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использование программы презентации Power Point.
Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материала для урока, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные виды слайдов, содержащие разные формы подачи материалов, и программы для работы с ними, «Текстовый редактор» позволяет включить информацию в виде сообщения или вопросов.
«Графический редактор» используется для демонстрации различных видеофрагментов, карт, диаграмм, иллюстраций. В процессе работы над презентацией информацию размещают в слайдах с присвоением им порядкового номера, в соответствии с которым они и появляются на экране при показе, смена слайдов может осуществляться вручную (щелчком) или автоматически. В последнем случае необходимо установить время нахождения каждого из них на экране.
Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
Психологически облегчает процесс усвоения
Возбуждает живой интерес к предмету познания
Расширяет общий кругозор
Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.
Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.
Техническими достоинствами программы Power Point является быстрая манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше.
Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера в качестве дорогой игрушки с примитивными «стрелками» и печатной машинки с большим экраном, но сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения ИКТ и обучающих программ.
Компьютерные программы – это своего рода помощники учителя, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они не могут, но расширяя возможности совместного использования на любом этапе урока значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоёмкость обучения и экономят время при подготовке к уроку.
Рекомендации по использованию элементов оформления презентации
Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики.
Заключение
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности. Применяя информационные технологии на уроке изобразительного искусства, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Очень важно не превратить урок в общение с компьютером, не сделать урок похожим на любой другой урок. Используя информационные технологии необходимо использовать только те их достижения, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности учеников. Применяя информационные технологии на уроке необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях, т.к. при использовании видеоинформации идет большая зрительная нагрузка. К данной статье прилагаю презентацию, которую использую как наглядное пособие при изучении Жанров изобразительного искусства.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам искусства и приводит к целому ряду положительных следствий. К результативности своей деятельности я отношу:
положительную мотивацию на уроках искусства с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
Источники информации:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. « [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», 2010 г.Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]http://www.metod-kopilka.ru/page-article-15.html[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://orpheusmusic.ru/publ/primenenie_kompjuternykh_tekhnologij_na_urokakh_muzyki/308-1-0-477
13PAGE \* MERGEFORMAT14315
)ђЗаголовок 1АђЗаголовок 2АђЗаголовок 315