Опыт работыОбучение детей дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа – детский сад №16»
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК»
Выполнила: Толмачева И.В.
(воспитатель)
28.08.2013 г.
Байкальск 2013
Современная система дошкольного образования в России ориентирована на развитие личности ребенка. При этом формирование знаний, умений, навыков является не целью, а одним из средств достижения этой главной цели.
Личность ребенка формируется в различных видах деятельности: игре, общении и продуктивной деятельности, каковой в первую очередь в дошкольном детстве является деятельность изобразительная.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.
В процессе формирования личности ребенка в изобразительной деятельности происходит одновременное развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка в данной деятельности.
В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему, на мой взгляд, необходимо научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы. Наиболее эффективным для формирования изобразительных умений и навыков у дошкольников является сочетание традиционных и нетрадиционных техник. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует о том, что необычные техники и материалы позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов.
Мы представляем опыт нашей работы по теме «Обучение детей дошкольного возраста изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник».
Цель данной работы:
Развитие творческих способностей дошкольников через обучение лепке, экокерамике, аппликации, рисованию, ручному труду.
Задачи:
Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
Совершенствовать изобразительную деятельность детей.
Развивать речь детей посредством художественно-творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
Ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем мире и искусства; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций.
Ребенок любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; по собственной инициативе рисует, апплицирует, лепит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
Ребенок использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно, подбирает для их создания средства выразительности.
Ребенок может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.
Содержание работы реализуется через ряд этапов.
Этап Учебный год Цели Задачи
1 этап.
2010-2011.
Первая младшая группа Познакомить детей с пластичным материалом: тесто Познакомить детей с пластичным материалом
Формировать навыки работы с пластичным материалом.
Научить разнообразным приемам работы с тестом (разминание, сплющивание, отщипывание, шлепанье).
Развивать речь детей посредством художественно-творческой деятельности.
2 этап.
2011-2012.
Вторая младшая группа Продолжать знакомить детей с нетрадиционными материалами и приемами ((печати, поролон, пальчиковое рисование, сминание)В аппликации создавать образы предметов, композиции, используя готовые формы
В лепке закреплять знакомые и осваивать новые способы
В рисовании осваивать навыки и умения передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету и размеру.
3 этап.
2012-2013.
Средняя группа Продолжать знакомить детей с разыми видами художественного творчества.
Поощрять интерес к художественному творчеству Развивать способность передавать одну и ту же форму в различных техниках.
Развивать мелкую моторику рук
Познакомить с техникой выполнения аппликации из ниток
Учить составлять композицию из готовых форм
Актуальность выбранной темы
В процессе обыгрывания сюжета и выполнении практических действий ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым.
Ознакомление с окружающим миром - дети уточняют уже усвоенные ими знания, расширяют их, применяют первые варианты обобщения. А так же позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
В личностном развитии очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результатов.
Эстетическое развитие – у детей появляется умение видеть все красивое, правильно составлять сюжет, использовать большой выбор цветов и оттенков. Помимо обучения основным навыкам работы с материалами и формирования интереса и положительного отношения к творчеству несут в себе много возможностей для развития детей. Обучение изодеятельности осуществляется в форме совместной деятельности педагога с детьми.
Новизна нашей работы заключается том, что как было, отмечено ранее обучение детей лепке из пластичных материалов осуществляется с 2- х лет. После проведения диагностических мероприятий по развитию речи и предметной деятельности детей раннего возраста мы обнаружили, что подавляющая часть детей группы имеют низкий уровень развития речи и скудный словарный запас. Поэтому мы решили попробовать развивать речь детей в процессе творческой продуктивной деятельности.
Методы, используемые при организации:
Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки, сказочные персонажи, нуждающиеся в помощи детей, игры-драмматизации, упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; подвижные игры).
Знакомство с новым предметом (изображением, игрушкой), исследование его посредством ощупывания, подробного рассматривания. Иногда ребенку можно дать возможность предположить последовательность выполнения поделки.
Рассматривание готовых работ, сравнение с образцом, положительная оценка, что вызывает положительные эмоции у детей, желание продолжать работу.
ОСОБЕННОСТИ, ТРУДНОСТИ
В процессе работы у детей возникали как интерес, так и трудности в выполнении задания. Особенность детей раннего возраста (2010-2011г.) состоит в том, что все новое вызывает у них неподдельный интерес, но он, как правило, неустойчив, поэтому сначала выполняются простейшие поделки. Трудность состояла в том, что непослушные, неумелые пальчики не слушались детей. Некоторые дети быстро теряли интерес или быстро уставали, и поэтому приходилось искать другие способы привлечения детей к доведению задания до логического конца. Тем не менее дети проявляли интерес к творческой деятельности, старались заниматься по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах, рассказывает что лепит, рисует, радуется тому, что у него получается.
За последние два года дети стали постарше соответственно и задачи в работе тоже усложнились.
Сравнивая результаты двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. С большим трудом дети научились пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать, промывать, осушивать); -выполнять изобразительные действия: рисовать линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; в лепке отрывать небольшие кусочки пластичного материала, лепить предметы состоящие из нескольких частей. В аппликации располагать и наклеивать мелкие элементы, составлять элементарный узор, совершенствовать навык работы с клеем. Несмотря на все трудности у детей все же не пропал интерес к работе.
Успешно ведется работа с родителями. Регулярно проводятся выставки детских работ в группе. Это и показ практической работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности и консультации для родителей. Родители стали интересоваться дополнительной литературой по ручному труду, чтобы совместно с детьми создать интересную и оригинальную поделку.
Результатами своей работы я поделилась на заседании районного методического объединения воспитателей раннего возраста, на Дне открытых дверей ко Дню Матери, где родители совместно с детьми конструировали из бумаги «Зайчика», своим опытом по использованию нетрадиционной технике по изобразительной деятельности дошкольников я часто делюсь с коллегами. Так на районном семинаре мы с детьми показали сказку «Заюшкина избушка» где продемонстрировали конструктивную деятельность и насколько у детей сформировано умение четко произносить слова, звуки.
Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник в дошкольном учреждении способствует повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков. Нетрадиционная техника позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. И ребенок будет уверен, что у него получится и получится красиво.
Список литературы:
Демина Е.С. развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ учебно методическое пособие. Москва 2005.
Колдина Н.Д. лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Методическое пособие. Москва 2009.
Янушко Е.А. лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Методическое пособие. Москва 2005.
Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми от рождения до 2 – х лет.
Халезова Н.В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. Москва 1986.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ Месяц Тема Цель 1.
2. Сентябрь Мячик
Картошка в мешке Вызвать интерес у детей к лепке. Учить раскатывать шар.
Учить скатывать маленькие шарики между ладоней. Октябрь Солнышко лучистое
Осенние деревья Учить детей наносить тесто на поверхность, методом растягивания.
Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики и расплющивать их пальцем сверху.
Ноябрь Стол
Миски трех медведей Учить детей раскатывать валики. Формировать умение лепить разные по размеру предметы.
Продолжать учить детей сплющивать шарик, между ладоней и делать пальцем углубление в середине комочка.
Декабрь Зимние забавы
Елочный шарик Учить детей лепить предметы, состоящие из двух шариков.
Продолжать украшать объемное изделие маленькими шариками. Развивать речь и мышление.
Январь Елка
Лестница Продолжать учить скатывать маленькие шарики и прикреплять их на картон.
Закреплять умение детей раскатывать столбики и прикреплять их концами к вертикальным столбикам.
Февраль Кактус
Вишенки Закреплять умение доводить изделие до нужного образца с помощью природного материала. Познакомить детей с комнатным растением – кактус.
Продолжать скатывать маленькие шарики, втыкать в них палочки. Познакомить с ягодами и их названиями.
Март Грибная поляна
Варежки
Учить детей раскатывать из маленьких шариков столбики и соединять их с дополнительным материалом.
Продолжать учить детей наносить тесто на поверхность. Учить самостоятельно украшать изделие.
Апрель Машинка
Цветок на клумбе Продолжать учить детей лепить предметы состоящие из нескольких частей.
Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и тесто.
Май Свободная тема Учить детей лепить из пластилина предмет по собственному замыслу.
Тематическое планирование
На 2011 – 2012 учебный год
Месяц Название Занятия Цель
Октябрь Разноцветные листочки (рисование) Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, умение располагать изображение на листе.
Осенние ветки в вазе (аппликация) Развивать интерес к аппликации, умение располагать на листе, развивать мелкую моторику пальцев.
Мой любимый свитер (оттиск печатками) Знакомить детей с техникой рисования, развивать инициативу и воображение, закрепить знания цветов, учить составлять элементарный узор
Ежик (рисование) Учить рисовать животных способом тычка, закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, расширять знания о животных.
Ноябрь Зачем человеку зонт (рисование) Упражнять в технике печать по трафарету, прививать навык работы в коллективе.
Листопад (аппликация) Развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем.
Ветка рябины (рисование) Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, расширять умения и навыки изображения.
Грибы (лепка)
Знакомить детей с техникой лепки – размазывание, вызвать интерес к лепке, развивать чувство сопереживания и стремления помогать другим.
Декабрь Снег идет (аппликация) Пробуждать у детей интерес к аппликации, учить располагать изображение на листе.
Снеговик (аппликация) Развивать интерес к аппликации, упражнять в работе с манкой, развивать мелкую моторику рук.
Первый снег (рисование) Знакомить с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу, закреплять знания цветов, учить сопоставлять композицию.
Лисичка – сестричка (рисование) Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображение животных в соответствии с задуманным сюжетом.
Январь Елочка нарядная (рисование) Воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона.
Елочный шарик (лепка) Продолжать учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление.
Елка (налеп из пластилина) Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Развивать внимание, речь, мышление.
Февраль Снеговик (Лепка) Учить детей лепить предметы состоящие из 2-х шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Снегири и синички (аппликация) Развивать интерес у детей к аппликации, уточнять их представления о форме, размере и цвете частей изображения, упражнять в сминании бумаги.
Разноцветные кораблики (аппликация) Развивать у детей мелкую моторику рук, упражнять в работе с бумагой и клеем. Расширять представления об окружающем.
Бабка и дед (нанесение пластилина на поверхность) Продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность, доводить изделие до нужного образа.
Март Ветка мимозы (рисование) Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, умение располагать изображение на листе.
Варежки (лепка) Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность. Учить самостоятельно, украшать изделие.
Миска с вишенками (лепка) Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики. учить лепить полые предметы используя приемы вдавливания и отщипывания.
Ветка в вазе (аппликация) Развивать наблюдательность, умение изображать веточку в вазе.
Апрель Машинка (лепка) Продолжать учить лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей.
Аквариум (рисование) Знакомить детей с художественной техникой развивать чувство композиции и цвета.
Звездное небо (рисование) Воспитывать у детей эстетическое восприятие. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Свободная тема Учить детей лепить из пластилина предмет по собственному замыслу.
Май Красивая бабочка (лепка) Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.
Яблочки на яблоне (аппликация) Развивать интерес к аппликации, уточнять представления детей о форме, цвете, размере.
Красивый цветок (рисование) Знакомить детей со способами рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, расширять представления о форме и цвете частей цветка, расширять знания о растениях.
Тематическое планирование
На 2012 – 2013 учебный год
. Успешно ведется работа с родителями. Регулярно проводятся выставки детских работ в группе. Это и показ практической работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности и консультации для родителей. Родители стали интересоваться дополнительной литературой по ручному труду , чтобы совместно с детьми создать интересную и оригинальную поделку.
Результатами своей работы я поделилась на заседании районного методического объединения воспитателей раннего возраста, на Дне открытых дверей ко Дню Матери, где родители совместно с детьми конструировали из бумаги «Зайчика», своим опытом по использованию нетрадиционной технике по изобразительной деятельности дошкольников я часто делюсь с коллегами. Так на районном семинаре мы с детьми показали сказку «Заюшкина избушка» где продемонстрировали конструктивную деятельность и насколько у детей сформировано умение четко произносить слова, звуки.
Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных техник в дошкольном учреждении способствует повышению уровня сформированности изобразительных умений и навыков. Нетрадиционная техника позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. И ребенок будет уверен, что у него получится и получится красиво.
Список литературы:
Демина Е.С. развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ учебно методическое пособие. Москва 2005.
Колдина Н.Д. лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Методическое пособие. Москва 2009.
Янушко Е.А. лепка с детьми раннего возраста 1-3 года. Методическое пособие. Москва 2005.
Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми от рождения до 2 – х лет.
Халезова Н.В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. Москва 1986.