Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования


Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Бухарова О.А., воспитатель
МБДОУ детский сад №8 г.Иркутска
Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребёнка.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.К. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова) доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов. Восприятие ребёнка-дошкольника должно быть построено на эмоциональном воздействии, на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Средствами искусства и детской художественной деятельности у детей формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижается напряжённость, скованность, закомплексованность, поведение принимает характер открытости, естественности, детской непосредственности.
С.А.Рубенштейн, Б.М.Теплов считали, что способности не существуют без соответствующей конкретной деятельности человека. Разделяя точку зрения ученых, я считаю, что наилучшее развитие художественно-творческих способностей, инициативности, эмоциональной отзывчивости будет происходить в художественной деятельности в процессе целенаправленной работы по ознакомлению детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Реализуя содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в ДОО, дети приобретают определенный запас изобразительных умений и навыков, вместе с тем, в рамках обязательного образовательного процесса не всегда уделяется внимание развитию творческого потенциала. Следовательно, возникает противоречие: с одной стороны – объективная потребность развития художественно-творческих способностей, инициативности, эмоциональной отзывчивости у дошкольников; с другой – недостаточная реализация данного аспекта в традиционных формах обучении изобразительной деятельности.
На практике эти задачи реализуются мной через дополнительные занятия кружка «Волшебная кисточка». Необходимость личностного развития каждого ребёнка посредством различных видов искусства с одной стороны, с другой отсутствие комплексности в программах и технологиях применительно к ДОО подвигли меня к написанию Программы кружка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветные ладошки» (Обучение детей нетрадиционным техникам рисования). Цель программы: развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе ознакомления их с нетрадиционными техниками рисования и реализации их в практической деятельности.
Основные принципы реализации программы:
- ориентации на ребенка, его психоэмоциональные особенности;
- создание на занятиях положительной эмоциональной творческой обстановки;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- игровой контекст занятий – формирование положительной мотивации обучения.
Данная программа рассчитана на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста и предполагает знакомство с нетрадиционными техниками рисования, включение детей в процесс овладения этими техниками, формирование изобразительно-технических умений и навыков, на базе которых возможно развитие художественно-творческих способностей.
Реализация программы осуществляется в течение трех лет на основе усложнения программного содержания занятий от среднего возраста к старшему и ознакомления с новыми более сложными техниками рисования.
Содержание программы включает семь тем, часть которых связана с сезонными изменениями в природе, другая – позволяет ребенку видеть палитру окружающей действительности и находить средства ее передачи в изобразительных образах.
Образовательный процесс осуществляется по принципу « от простого к сложному» через использование следующих нетрадиционных техник обучения:
С детьми среднего дошкольного возраста использую:
рисование пальчиками
рисование ватными палочками
рисование методом тычкарисование ладошками
печатание
Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с более сложными техниками:
оттиск поролоном
печать листьями
тычкование жесткой полусухой кистью
печать по трафарету
свеча и акварель
набрызгрисование штрихом
кляксография обычная
монотипия предметная
В подготовительной к школе группе дети осваивают еще более сложные методы и техники:
кляксография с трубочкой
монотипия сюжетная
рисование свечой
пластилинографияграттажбатик
рисование по мокрому фону
коллаж
Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя маленькими художниками.
Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества являются разнообразные выставки детского рисунка. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Творческая деятельность детей не ограничивается рамками детского сада. В течение нескольких лет мы являемся участниками городских и областных выставок, конкурсов. Мы тесно сотрудничаем с отделом природы Иркутского краеведческого музея, музеем Истории города Иркутска, где также проходят различные выставки и конкурсы.
 Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество педагога и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени, боятся испачкать мебель красками). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой не только с детьми, но и с родителями.
С этой целью я провела ряд консультаций: «Развиваем творчество детей», «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»; организовала мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», приглашала на открытые занятия. Вовлекала  родителей в активную творческую совместную деятельность: участие в творческих мастерских, детско-родительских художественных проектах, участие в выставках совместного семейного творчества.
Актуальность и результативность моего педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования выражается в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что–то не получится. Ребенок остается доволен своим результатом, а, следовательно, вовлекается в собственное творчество.
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах, а так же способствует проявлению инициативности и самостоятельности детей.
Литература
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – Издательство «Мозаика-синтез», 2009.
Веселова Л.Г. Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания. – Автореферат на соискание канд. пед. наук. – Мурманск, 2006.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.: «Просвещение», 1974.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2. «Издательство Скрипторий 2003», М., 2008.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986.
Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошк. Воспитатние. – 2005. – с.80-86.
Копцева Т.А. Природа и художник. ТЦ Сфера, 2006.
Королева Т.В. Рисуем и познаем. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008.
Кравцова Е.Е. Развитие воображения // Дошк. Воспитание. – 1989. - №12.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Творческий центр Сфера, М., 2007
Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1990. - № 1.