Статья :Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования


Статья :"Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования"
В. А. Сухомлинский Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Проблема творчества всегда была одной из актуальных Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем связанных с творческим развитием личности ребёнка педагоги: П. П. Блонский, А. В. Луначарский и др. Опираясь на их опыт, лучшие педагоги во главе с И. Л. Грозденской и др. продолжали теоретически и практически развивать принципы творческого развития детей
Творческое начало - это всегда стремление вперёд, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало- художественная, изобразительная деятельность и искусство развивают в ребёнке творческую фантазию. А без творческой фантазии не сдвинешься с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – развитие творческого начала, в чём бы то не проявлялось.
Рисование – важнейшее средство эстетического восприятия. Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
Нетрадиционно
-не основываясь на традициях
-происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведённому обычаю, отличаясь оригинальностью
-не придерживаясь традиций (Толковый словарь Т. Ф. Ефремова 2000)
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование?»
Нетрадиционное рисование – искусство «изображать» не основываясь на традиции.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников автор опыта изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Природа, искусство и изодеятельность детей» Т. Н. Дороновой, методические пособия для специалистов дошкольных учреждений И. А. Лыковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.