Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР

Использование нетрадиционных техник в формировании
изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей, являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть генетически обусловлены, а также являться следствием интоксикации, инфекции, обменно-трофических расстройств, травмы.
Нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию.
В д/саду «Огонек», в группе детей, имеющих ЗПР, были изучены особенности сюжетного рисования и выявлены творческие возможности воспитанников 5-7 лет. На основании анализа детских работ было выяснено следующее.
Дошкольники с ЗПР не умеют создавать сюжетное изображение. Изображение отдельных предметов они не связывают в единый сюжет или из множества нарисованных предметов только 2-3 могут объединить в небольшой эпизод. Дополнительные детали предметов в рисунках встречаются крайне редко, работы примитивны.
Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом)
Дети с ЗПР испытывают затруднения при выборе темы для сюжетного рисования. Проявляют «бездумный» стиль рисования.
Воспитанники ДОУ не могут придумать название своему рисунку, не задают себе в процессе рисования вопросов, не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге.
При штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура, недостаточная сила нажима на карандаш, неравномерность закрашивания.
Отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; дошкольники не всегда понимают, что от них требует педагог.
При работе с акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно.

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность навыков рисования. Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Но, несмотря на то, что рисунки могут быть выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно.
Таким образом, развитие сюжетного рисования и формирование творческих способностей у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста являются одной из актуальных задач коррекционно-развивающего обучения в ДОУ. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.
Дети узнали, что рисовать можно не только красками и карандашами, но и подкрашенной пеной, свечой, клеем. Начали рисовать предметы руками, подручными средствами (нитками, трубочками). Дети начали задавать вопросы педагогу, друг другу, что обогащает и активизирует словарный запас.



Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать. А это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявления индивидуальности.
Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Дети начали учиться планировать процесс рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют ребенка, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении времени, отведенного на выполнение задания. При работе с детьми с ЗПР обязательно осуществляется индивидуальный подход к детям, учитываются их желания, интерес.
Коллективная форма работы сближает детей единой целью, у них развиваются навыки культуры общения, происходит усвоение правил поведения.
Нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Рисование положительно влияет на центральную нервную систему, оказывая психокоррекционное воздействие на ребенка.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР.
При проведении занятий по изобразительной деятельности непременно учитываем возраст детей, требования программы. Темы занятий по рисованию рационально связывает с разделами программы воспитания и обучения детей с ЗПР, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи. Например, при прохождении тем: «Дикие животные», «насекомые», «Рыбы» дети рисовали рыб ребром картона, бабочек техникой - монотипия, котенка – печатанием бумагой, медведя – пеной.
Для того, чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность мы читаем стихи, загадываем загадки, придумываем различные сюрпризные и игровые моменты. При проведении занятий прослушиваем музыкальные произведения.
Для предупреждения утомления, невнимательности, профилактики нарушений осанки в структуре занятия включаем физминутки, игры на развитие мелкой моторики, психогимнастику. Содержание физкультминуток перекликаем с темой занятия.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию мы стали использовать на занятиях с детьми нетрадиционные техники изображения, учитывая их высокую коррекционную значимость. В работе с детьми рисованием решаем общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:
1. Учим детей видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет
2. Знакомим детей с нетрадиционными техниками изображения.
3. Учим планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, определять последовательность действий.
4. Развиваем творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь.
5. Воспитываем устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе.
6. Учим адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Коррекционно-педагогическая работа проводится на занятиях рисованием и состоит из трех этапов.
Первый этап. Знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, рисование нитками, под музыку. Вначале детям показываем работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываем о нем, показываем способ выполнения, просим рассказать о последовательности производимых действий. Далее детям предлагается повторить данный способ на практике. Данными техниками дошкольники могут создавать как предметные, так и сюжетные рисунки.
Второй этап. Обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Знакомим детей с такими видами техники рисования, как рисование мыльными пузырями, пеной, кляксами, ребром картона и др. На занятиях учим детей сравнивать различные виды техники рисования.
Третий этап. На занятиях по изобразительной деятельности используются смешанные техники, а также коллективное рисование нетрадиционными техниками. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учиться работать в паре, позже группа может насчитывать до 4 человек. Для коллективных работ использует такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками, рисование по кругу.
Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постоянное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, осуществление отбора персонажей будущего рисунка.
Связь с трудовым обучение прослеживается в том, что дети подготавливают рабочее место для занятий, убирают материалы, оборудование после окончания работы. У них формируются навыки самообслуживания, умения работать аккуратно.
В группе создаем необходимую развивающую среду, обогащаем детей знаниями и представлениями об окружающем мире, организуем и проводим различные мероприятия: экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы и т.п. И конечно контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятий. Очень важно поощрять деятельность детей.
Важной составляющей деятельностью при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, является организация работы с родителями. Проводим консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционных техник изображения для детей и родителей, привлекаем взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, и другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Формируя и обогащая продуктивную детскую деятельность, а также учитывая ее специфику и коррекционную направленность мы, таким образом, способствуем ослаблению и ликвидации многих нарушений психических процессов.

15