Отчёт о работе: Формирование у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных способов аппликации (из опыта работы)


Отчет о работе по теме:
«Формирование у детей раннего возраста интереса к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных способов аппликации»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
( В. А. Сухомлинский)
В настоящее время идеи раннего развития становятся более популярны. Занятия творчеством очень важны для малыша – они побуждают фантазию, учат быть любознательными в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью.
Важное место в развитии творчества ребёнка занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, результатом которых является некий продукт творчества, который можно рассмотреть, подержать в руках, подарить близким или друзьям. Продуктивные виды деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику рук и речь, знакомят с явлениями окружающего мира, вводят в мир прекрасного.
Свою работу по формированию художественно – эстетического развития с детьми раннего возраста мы начали в летнее время в период адаптации. Детям предлагали игры с песком. Ведь игры с песком снимают эмоциональное напряжение, дают простор экспериментированию и приносят детям огромную радость. Начали с отпечатков ладошек на песке. Внутренней, внешней стороной, двумя сразу. Обращала внимание детей на сухой, влажный песок, его свойства.
Далее использовали различные предметы (камешки, жёлуди, шишки, крышки от пластиковых бутылок и т. п.), я рисовала на песке «веревочку», а дети выкладывали камешки по его контуру. Получались гусеницы, бусы и др.
Детям очень понравилось рисовать цветным песком. Сначала мы с детьми делали различные фигуры из песка с помощью формочек, а затем посыпали их цветным песком.
В группе пополнили центр художественно-эстетического развития, в которой малыши чувствуют себя комфортно. Особенно им нравится рисовать восковыми мелками, оставляющие хорошо видные линии, а также любят украшать «тычком» «платья куклам», «коврики животным».
В работе используем и такой метод как «сухая аппликация», который нравится детям, так как можно всегда переместить детали и получить новое изображение.
Также используем в работе с детьми наклейки, для развития мелкой моторики рук и ориентировки на листе.
Опираясь на методическое пособие «Аппликация с детьми раннего возраста» под редакцией Е. А. Янушко и учитывая возрастные особенности детей нашей группы, мы делаем акцент на развитие художественно – эстетического творчества, используя нетрадиционные способы аппликации. Мы стараемся продумывать увлекательные организационные моменты игровые, сюжетные, которые бы заинтересовали детей. В процессе продуктивной деятельности, широко используем стихи, загадки, потешки, песенки. Такой метод на наш взгляд позволяет дольше удерживать внимание малышей, даёт необходимый настрой и положительный мотив деятельности. Затем обыгрываем получившиеся работы с помощью различных игрушек и предметов.
Предлагая детям бумагу для рисования, мы заметили, что проведя несколько раз по листу, малыши начинали её мять, производить с ней какие либо действия. Возможность порвать или смять бумагу позволяет детям выплеснуть отрицательные эмоции, а результат этой деятельности можно использовать в аппликации. Традиционно считалось, что аппликация - это кропотливый и сложный вид деятельности для умелых и аккуратных детей дошкольного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний и умений.
В качестве основного материала используем бумагу. Ведь общение с ней незаметно влияет на общее развитие ребёнка: укрепляет его пальчики, обогащает сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность и цвет бумаги. Мы хорошо знаем, что познание окружающего мира ребёнком начинается через ощущения, которые формируют начальное представление о предметном мире. В работе с детьми изначально предлагали готовые комочки смятой бумаги. Детям предлагали «накормить» ими цыплят, петушка; выкладывали комочки на лист бумаги с готовым контуром предмета – ягодки, цветы, солнышко и. д. В настоящее время дети с удовольствием сминают цветные кусочки бумаги самостоятельно. Малышам нравится работать с клейстером. Их привлекает сам процесс опускания комочков бумаги в клейстер. Дети не боятся, что испачкают руки, им на помощь всегда придёт «волшебная тряпочка».
Темы продуктивной деятельности стараемся сочетать с той деятельностью, которая осуществлялась в других образовательных областях (в речевом развитии, познавательном развитии, физическом развитии, социально – коммуникативном развитии). Например, познакомились с потешкой «Курочка – рябушечка», накормили цыплят зёрнышками; узнали о кормушке – накормили птиц крошками; увидели на прогулке снег – отобразили это в продуктивной деятельности. Мы не собираемся останавливаться на работе только с бумагой. Планирую разработать и реализовать проект – посредством которого познакомлю малышей с ватными дисками, комочками из ваты, поролоном. Предполагаю, что данная технология будет доступна маленьким детям, позволит достичь желаемого результата и внесет определённую новизну в деятельность малышей, сделает её более увлекательной и интересной. В нашей группе работает кружок «Ладушки», где стараемся широко использовать нетрадиционную технику в аппликации с целью развития у детей художественно – эстетического творчества.
Большую помощь нам оказывают родители. Видя творчество своего ребёнка, родители охотно идут нам на встречу. Используя дома нетрадиционные технологии, изготавливают поделки и приносят нам на выставки, регулярно проводимые в детском саду.
Детей очень привлекает нестандартный материал. И чем разнообразнее художественный материал, тем интереснее с ним работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Ребёнок начинает экспериментировать, творить. Наша задача: помочь развить творческие способности, которые необходимы будут ребёнку в дальнейшем.