КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ По теме: Развитие творческих способностей старших дошкольников путем использования нетрадиционных техник рисования.
Управление образования города Шахтерска
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 8 «Малыш».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
По теме: Развитие творческих способностей старших дошкольников путем использования нетрадиционных техник рисования.
подготовила воспитатель-методист ДОУ № 8 «Малыш» Овсянникова М.В.
Г.Шахтерск 2015
Развитие творческих способностей старших дошкольников путем использования нетрадиционных техник рисования.
Способность восприятия красоты – уникальное по своей природе явление. Оно появляется с первых дней и сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Ребенок и мир красоты, искусства - эти два понятия неотделимы один от другого. Дух искусства входит в детскую душу через наблюдения за явлениями природы, знакомство с чудесной игрушкой, живописью, культурой родного народа. Все это - первое окошко в мир красоты.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР и программа
«От рождения до школы» призваны способствовать воспитанию творчески активной личности ребенка, а содержание его образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вводит малыша в мир практической и духовной деятельности людей, развивает потребность в реализации собственных творческих способностей, учит получать удовольствие не только от результата, а главное - от процессса творчества.
Мир детства - чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, много умеют, многое понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта.
Дети любят рисовать. А рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научиться.
Нам, взрослым, необходимо разить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой богатой или бедной - будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любов к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо с младшего возраста использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов,
удивляет своей непредсказуемостью. Ведь работая, интересно узнать, что получится, если рисовать скомканной бум гой или мыльными пузырями.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет что-нибудь все время придумывать. А из каракуль и мазни в конце - концов вырисовывается узнаваемый объект.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованим, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. В детском саду «Малыш» накоплен богатый опит работы по использованию нетрадиционных техник рисования. Руководствуясь рекомендациями программы «От рождения до школы» педагоги детского сада разработали алгоритм деятельности, серию конспектов совместной работы с детьми с использованием различных техник: кляксографии, тампонирования, тычкование, рисование свечей, пальцевую живопись и другие.
Наше дошкольное учреждение не один год работает по тематическому планированию. Проанализировав задачи программы мы сумели выработать перспективное планирование для детей старшого дошкольного возраста, учитывая основные принципы: доступности, детской заинтересованности, соответствия темы работы с темой недели, активности, партнерства и толерантности.
Переход к педагогике сотрудническта, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. При личностно ориентированом взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к работе с использованием нетрадиционных техник, сделать освоение эмоционально насыщенным.
Анализируя работу с детьми на протяжении нескольких лет мы видим нетденцию к формированию у детей творческих задаков мышления, умения креативно решать поставленные задачи, анализировать не только свои работы , но и работы других детей. Ежегодно в саду проходять выставки детского рисунка, где родители наших воспитанников имеют возможность увидеть и полюбоваться работами малышей. К работе по этой теме мы привлекаем и родителей. Именно они помогают нам подоб рать необходимый матеиал для работы (свечи, краски, зубные пасты, бумагу разной фактуры и другое).
На заседаниях «Школы для заботливых родителей» педагоги знакомят родителей с тем, как можно интересно организовать досуг ребенка, научить изготавливать из бумаги замыслование фигурки,
В каждой возрастной группе созданы уголки художественного творчества. В них усилиями воспитателей и родителей собран различный материал для совместной творческой работы (пластилин, природный и бросовый материал,бу-
мага, нитки, краски, картон, паролон, бросовый материал и так далее. Особое внимание в своей работе педагоги уделяют формированию у детей
дизайнерських навков. Учат видеть обычные вещи в новом качестве - как декор или основу, деталь композиции. Дети специализированных групп с
патологией зрения, речи, осанки особо нуждаються в подгрупповой или индивидуальной партнерской работе. В силу физиологических и психологических особенностей дети нуждаються в болем детальном объяснении, показе, поддержке в ходе работы. Среди современных задач дошколь-
ного образования не последнее место занимает художественно-естетическое развитие, стимулирование проявлений детьми этой категории самостоятельности. Для детей рисование не только забава, но еще и труд. Проявление творчества требует от наших малышей увлеченности, умения сосредоточить все силы и внимание на то, что делаешь. Мы заметили, что в результате такой кропотливой работы наши дети становятся организованнее, учаться планировать свою работу, вырабатывают точность движений рук, координацию действий со зрением, слухом и другими органами чувств.
Вся педагогическая деятельность администрации яслей-сада и воспитателей специализированных групп направлена на развитие личности каждого ребенка. При помощи использования нетрадиционных техник изображения, педагоги стремяться раскрыть потенциал каждого воспитанника, научить видеть всю многоранность окружающего мира.
Тематическое планирование на год.
Месяц
Тема недели Тема изодеятельности Техника
Сентябрь «Зеленый огонек»
1. Транспорт
1.Поделки из полосок бумаги.
Детский сад.
2. Наши любимые
игрушки. 2. Рисование
на воздушных шарах
3.«Щедрая осень». 3. Фрукты на блюде. 3.Тампонирование
Октябрь «Осенний калейдоскоп» Осеннее дерево. Печать от руки.
(коллективная)
Родной дом, семья.
Дом в котором я живу. Рисунок на фольге.
Наша одежда и обувь.
Изготавливаем к зиме шубку и шапку. Обрывание бумаги.
Перелетные птицы. Перелетные птицы. Штампы.
Дикие животные. Хитрая лиса. Рисование по мокрому.
Ноябрь Домашние животные. Кот.
Хрюша. Из яичной скорлу-пы.
Наша мебель и посуда. Расписной разнос. Тампонирование
(Петриковка)
Мы ждем гостей. Красивая скатерть для гостей. 4. Коллаж.
Декабрь Зима.Зимние забавы.
2.Неделя добрых дел.
Снежный пейзаж.
2.Упаковочная бумага для подарка. Снежная гравюра.
2.Набрызг.
3.Новогодние праздники. 3. Карнавальная маска. 3.Пальцевая живопись.
4.Мир сказок. 4.Узоры снежной королевы.
5.Сказочная птица. 4Оконная живопись.
5.Соленое тесто.
Январь 2.Мы живем на Украине. 2.Рушничок.
2.Фигурное плетение из полос бумаги.
3.Растем здоровыми и сильными. 3.Овощи на тарелке.
3.Рисование при помощи трафаретов.
4.Зимовье птиц и зверей. 4 Птицы на ветке.
4 Соленая краска+трафареты.
Февраль Животные севера. 1.Песец на снегу.
1. Тампонирование.
Живаотные жарких стран. 2.Волшебный
Павлин. 2.Веревочный коллаж+аппликация.
Защитники Отечества. Бронетранс-портер. 3.Бросовый матери-
Ал.
Подводный мир.
4.Тайны морских глубин.
Морское царство. 4.Монотипия,
Рисование по мокрому. Граттаж.
Март Мама любимая моя.
1.Брошки из семян и цветов.
1. изделия из природного матери-
ала.
Весна.
2.Тюльпан.
2 Рисование паль-
цами.
Книжкина неделя. 3.Обложка для книги. 3 Набрызгивание.
Золотые руки мастеров.
4 Роспись игрушки-свистульки. 4 Опошнянская роспись.Тычкование.
Апрель Цирк. Веселая неделя. Колпачки для клоунов. 1 Набрызгивание или Коллаж.
Космос.
Звездное небо.
2 Рисование по мокрому.
Кем быть?
Мебельщик.
3 Работа с бросовым материалом.
4.Земля-наш общий дом. Голубая планета.
Радуга. 4 Рисование по мокрому.
Рисование всеми фломастерами.
Май Тайны растительного мира.
1 Цветочная поляна.
1 Волшебные салфетки. Рисование лодонью,кулаком,
пальцами.
Никто не забыт, ничто не забыто.
2.Портрет неизвестного солдата. 2 Рисование на пластилине.
Обследование. Методические рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
Для проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования педагогам необходимо досконально овладеть нестандартными техниками изодеятельности.
Создавать развивающую среду для занятий с детьми для использования нетрадиционных техник рисования.
Стимулировать интерес и развивать творческий потенциал детей путем использования нетрадиционных изобразительных техник.
Проводить работу в игровой форме, используя художественное слово, музыкальное сопровождение, дидактические игры и другие методы.
Не принуждать детей к рисованию, а побуждать к совместной или индивидуальной деятельности.
Вселять в ребенка уверенность в своих силах, избегая критических замечаний.
Стимулировать желание ребенка к успешности, преодолению трудностей, достижения поставленных целей.
В работе с детьми проявлять гибкость, при необходимости менять стратегию собственного поведения и подхода.
Адекватно реагировать на проявления детьми юмора, новых вариантов решения задачи, приветствовать проявление инициативы.
Не злоупотреблять своими оценочными суждениями, приучать детей к самоанализу и самооценке.