Рабочая программа по дисциплине Психология общения для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальности
230115
Программирование в компьютерных системах











Острогожск 2012
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе учебного плана ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».

Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».

Разработчик: Сизова Е.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин, педагог-психолог ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».

Рецензенты: Глушкова Л. А., преподаватель общеообразовтельных дисциплин ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум».

Кривцова Н.В., педагог-организатор БОУ СПО ВО «Острогожский медицинский колледж».

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией математики и информатики.

Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc397429189" 141. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дИСЦИПЛИНЫ15 13 LINK \l "_Toc397429190" 14Психология общения 13 PAGEREF _Toc397429190 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc397429191" 141.1. Область применения программы 13 PAGEREF _Toc397429191 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc397429192" 141.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 13 PAGEREF _Toc397429192 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc397429193" 141.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc397429193 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc397429194" 141.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины: 13 PAGEREF _Toc397429194 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc397429195" 142. Структура и содержание учебной дисциплины15 13 LINK \l "_Toc397429196" 14Психология общения 13 PAGEREF _Toc397429196 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc397429197" 142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 13 PAGEREF _Toc397429197 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc397429198" 142.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc397429198 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc397429199" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ15 13 LINK \l "_Toc397429200" 14Психология общения 13 PAGEREF _Toc397429200 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc397429201" 143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc397429201 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc397429202" 143.2. Информационное обеспечение обучения 13 PAGEREF _Toc397429202 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc397429203" 144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ15 13 LINK \l "_Toc397429204" 14Психология общения 13 PAGEREF _Toc397429204 \h 14171515
15


1. Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
дисциплина Психология общения входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 44 часа; самостоятельной работы обучающегося - 22 часа.

2. Структура и содержание учебной дисциплины
Психология общения

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44

в том числе:


практические занятия
10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22

в том числе:
подбор, изучение, анализ и систематизация материалов дисциплины;
подбор, систематизация и анализ производственных ситуаций;
подготовка презентаций и сообщений по темам изучения;
проведение диагностики и самодиагностики.

6
4
10
2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Общение как обмен информацией

24


Тема 1.1.
Связь общения и деятельности.
Функции общении
Содержание учебного материала
8



Определение места и роли дисциплины «Психология общения» в системе получаемых знаний. Выявление связи изучаемой дисциплины с другими учебными дисциплинами.
Определение понятия общения, цели общения, структуры общения:
коммуникативной стороны,
интерактивной стороны и
перцептивной стороны общения.
Определение понятия деятельности, её психологических феноменов.
Применение видов деятельности в общении.
Выявление структуры деятельности.
Обоснование общения, как способа организации деятельности, образующего в деятельности новые связи и отношения.
Рассмотрение общения, как вида деятельности.
Определение общения в системе общественных и межличностных отношений.
Определение понятия функция общения.

2

2


Практические занятия

2



Составление сравнительной таблицы общения и деятельности, указав сходства и различия данных психологических явлений.


3


Самостоятельная работа /подбор, изучение, анализ и систематизация материалов дисциплины/

2



Функции общения.
Раскрытие понятия функции общения.
Рассмотрение различных подходов к классификации функций общения.
Определение функции общения по классификации Б.Т.Ломова:
информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная,
аффективно-коммуникативная.
Обоснование и объяснение семи функций по критерию «цель общения»:
контактная,
информационная,
побудительная,
координационная,
понимания,
эмотивная,
установления отношений,
осуществление воздействия (автор Л.А.Карпенко).
Характеристика функции общения Л.А.Карпенко.


2


Самостоятельная работа /подготовка презентаций и сообщений по темам изучения /

2



Составление схемы четырёхэлементной модели функций А.А.Реана: когнитивно-информационная, регулятивно-поведенческая, аффективно-эмпатическая, социально-перцептивная.
Определение основных направлений плана развития функций общения.


3

Тема 1.2. Виды общения. Общение и язык.
Содержание учебного материала
6



Характеристика видов общения по разным основаниям.
Определение вербального, невербального, проксимального общения. Раскрытие специфики делового общения. Определение видов общения.
2
2


Практические занятия
2



Определение видов общения с обоснованием необходимости использования этого вида общения. Особенности общения специалиста по компьютерным системам.

3


Самостоятельная работа /подготовка презентаций и сообщений по темам изучения /
2



Общение и язык.
Объяснение общения, как обмена информацией.
Определение значения языка, как системы знаков и средства общения.
Сравнение понятий коммуникатор и реципиент.
Объяснение слова, как знак в разных языках; иероглиф – знак и слог.
Рассмотрение оптико-кинетической системы знаков:
паралингвистической (качество голоса, диапазон, тональность, пространство и время, размещение общающихся);
экстралингвистической (темп речи, плач, смех, покашливание).
Изучение пиктографического и идеографического письма для понимания знаковой функции сознания детей.
Подбор примеров узлового письма, жестового счёта, пиктографических знаков, используемых в профессиональной деятельности.

2-3

Тема 1.3. Вербальная коммуникация. Речь
Содержание учебного материала
4



Характеристика понятия вербальная коммуникация – речь. Определение свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.
Раскрытие функции речи:
в общении (коммуникативная, экспрессивная),
в мышлении (сигнальная, обобщения).
Характеристика механизмов речи (по Н.И.Жинкину).
Рассмотрение видов речи:
внешняя и внутренняя;
устная, письменная, аффективная;
диалогическая, монологическая.
2
2


Самостоятельная работа /подготовка презентаций и сообщений по темам изучения /
2



Характеристика понятия «расстройства речи» и их причин.

3

Тема 1.4. Невербальная коммуникация
Содержание учебного материала
4



Определение понятия невербальной коммуникации.
Выявление основных знаковых систем невербальной коммуникации (по В.А.Лабунской):
оптико-кинетическая,
пара- и экстралингвистическая,
организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.
- Изучение функций невербальной коммуникации:
дополнение речи,
замещение речи,
репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.
2
2


Самостоятельная работа /подготовка презентаций и сообщений по темам изучения /
2



Изучение понятия «проксемика».
Проведение исследования пространственно-временной системы общения.

3

Тема 1.5. Уровни общения
Содержание учебного материала
2



Определение значения выявления уровня в общении.
Характеристика уровней общения:
макроуровень;
мезоуровень;
микроуровень (по Б.Т.Ломову).
Объяснение уровней общения (способы структурирования времени):
ритуалы,
провождение времени,
игры,
близость и
деятельность (автор - теоретик психоаналитического направления Э.Берн).
Описание уровней на основе особенностей диалога А.Б.Добрович:
конвенциальный,
примитивный,
манипуляционно-эффективный,
стандартизованный игровой,
деловой и
духовный.
Характеристика разных уровней общения в общении с коллегами.
2
2

Раздел 2.
Общение как взаимодействие
22


Тема 2.1. Социальный контроль и социальные нормы.
Роли и ролевые ожидания в процессе общения.
Содержание учебного материала
6



Определение и виды контроля
2
2


Практические занятия
2



Составление психологических ситуаций возможного бестактного и тактичного поведения в общении, используя наблюдения практической деятельности.

3


Самостоятельная работа /подбор, систематизация и анализ производственных ситуаций/
2



Роли и ролевые ожидания в процессе общения.
Определение взаимодействия, как организации совместной деятельности.
Рассмотрение роли, как нормативно одобряемого образца поведения.
Определение биполярности ролей, ролевых конфликтов, ролевых ожиданий.
Рассмотрение такта и тактичного поведения, бестактного поведения.
Рассмотрение ролевого поведения в соответствии с полом, возрастом, видом деятельности.

2

Тема 2.2. Виды социальных взаимодействий.
Психологический контакт в общении.
Содержание учебного материала




- Рассмотреть дихотомическое деление видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация, конкуренция.
Изучение экспериментальной схемы регистрации взаимодействий (по Р.Бейлсу):
область позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие);
область решения проблем (предложение/указание, мнение, ориентация на других);
область постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании);
область негативных эмоций (несогласие, создание напряжённости, демонстрация антагонизма).
- Сравнительная характеристика внутригруппового и межгруппового взаимодействие.
4



Самостоятельная работа /подбор, изучение, анализ и систематизация материалов дисциплины/
2
2


Психологический контакт в общении.
Определение контакта, как двусторонней связи между общающимися.
Рассмотрение доверия и уважения, как условия поддержания контакта.
Анализ психологического контакта в профессиональном общении.
Изучение механизмов развития контакта.
Процесс нарушения контакта.
Описание условий поддержания контакта и особенности установления контакта с коллегами;
Составление развёрнутой схемы внутригруппового взаимодействия.
2



Содержание учебного материала

2-3

Тема 2.3. Источники и причины конфликтов.
Влияние в межличностном взаимодействии.
Определение понятия конфликта.
Изучение групп причин конфликтов: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов.
Указание смысловых барьеров в общении, как причины конфликтов.
Выявление природы конфликта: ситуации, включающие противоположные позиции сторон, инцидент.
Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.
Указание причин конфликтной ситуации: конфликт цели, конфликт понимания, эмоциональный конфликт.
Характеристика возможных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
2



Содержание учебного материала
2
2

Тема 2.4. Виды и способы разрешения конфликтов.

















Определение видов конфликтов:
по способам их разрешения (антагонистические и компромиссные),
по природе возникновения (социально-организационные и эмоциональные),
по направленности воздействия (вертикальные и горизонтальные),
по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные),
по количеству участников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые).
Раскрытие этапов протекания конфликта.
8



Практические занятия
2
2


Описание способов разрешения разных видов конфликтов в профессиональной деятельности.
2



Самостоятельная работа /подбор, систематизация и анализ производственных ситуаций/

3


Характеристика конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.
2




Содержание учебного материала

3

Тема 2.5. Влияние в межличностном взаимодействии.
Влияние в межличностном взаимодействии.
Рассмотрение проблемы социального влияния в общении.
Определение способов влияния на человека в процессе общения.
Определение значения личности специалиста в осуществлении влияния в общении.
Рассмотрение влияния корпоративного общения на формирование позитивного межличностного взаимодействия.
Изучение приёмов оказания влияния на другого человека в процессе общения, используя научную литературу по проблеме психологии общения.
Составление ситуаций с использованием манипуляции в общении
2



Самостоятельная работа / подготовка презентаций и сообщений по темам изучения /
2
2


Дружеское общение.
Рассмотрение дружбы, как системы взаимоотношений, характеризующихся взаимной привязанностью общающихся.
Определение понятия дружеское общение.
Объяснение особенности дружеского общения в разных возрастах, представлений о друге.
Характеристика понятия «товарищество», «гендерное общение»..
2



Общение как восприятие людьми друг друга

2-3

Раздел 3. Общение как восприятие людьми друг друга
Содержание учебного материала
20


Тема 3.1.Общение как понимание
Определение понятий:
«перцептивная сторона общения»,
«понимание и принятие партнёра по общению».
Характеристика восприятия субъектом другого индивида,
принадлежащего к «своей» группе и восприятие субъектом другого индивида,
принадлежащего к «чужой» группе,
восприятие индивидом своей собственной группы,
восприятие индивидом «чужой» группы,
восприятие группой своего собственного члена,
восприятие группой представителя другой группы,
восприятие группой самой себя,
восприятие группой в целом другой группы.

2



Содержание учебного материала
2
2

Тема 3.2. Механизмы взаимопонимания (восприятия) в общении. Обратная связь в общении
Определение понятия механизмов взаимопонимания.
Рассмотрение идентификации, рефлексии.
Анализ содержания и эффектов межличностного восприятия:
каузальная атрибуция,
личностная,
объектная,
обстоятельственная атрибуция (Келли).
Изучение стереотипизации, «эффекта ореола», установки в общении.
Определение значения механизмов взаимопонимания для эффективности взаимопонимания в общении.
4



Самостоятельная работа / проведение диагностики и самодиагностики /
2
2-3


Проведение исследования межличностной аттракции. Оформление результатов проведенного исследования.
2



Содержание учебного материала

3

Тема 3.3. Обратная связь в общении
Определение понятия обратной связи в общении.
Рассмотрение значения обратной связи для эффективности профессионального общения.
Изучение блокировки обратной связи и её последствий.
Определение осведомительной функции саморегуляции в процессах межличностного восприятия.
Определение назначения тренинга общения, последовательности его проведения.
Характеристика упражнений для развития восприятия в общении.
2



Содержание учебного материала
2
2

Тема 3.4. Техники и приёмы общения
Определение понятия техника и приемов общения.
Характеристика техники и приёмов анализа общения и трансактного анализа в профессиональном общении.
Определение понятия приёмов общения.
Выявление коммуникативных способностей.
Анализ техник и приёмов развития общения.
4



Практические занятия
2
2


Характеристика методов и методик диагностики коммуникативных способностей специалиста. Определение основных составляющих коммуникативных способностей специалиста по компьютерным системам.
2



Содержание учебного материала

3

Тема 3.5. Правила слушания.
Определение правил слушания. Характеристика установки при слушании в общении.
Анализ критического отношения к себе во время слушания.
Определение двустороннего характера коммуникации.
Показ проявления физического внимания к собеседнику.
Рассматривание устранения помех, затрудняющих восприятие в процессе общения, внимания к эмоциям собеседника.
Формирование внимания к невербальным средствам выразительности.
Развитие адекватной реакции на воспринимаемую информацию.
Выявление ошибки в слушании: молчаниеё невнимательность, поспешные выводы, злоупотребление вопросами.
Оценка запоминания услышанной информации.
2



Содержание учебного материала
2
2

Тема 3.6. Этические принципы общения. Правила ведения беседы. Убеждения в общении.
Определение понятия деловая беседа.
Формулирование правил ведения беседы.
Определение алгоритма подготовки к беседе, выбора задач беседы, условий и содержания, организации начала беседы, привлечения внимания, установки контакта с собеседником.
Демонстрация передачи информации, её отбор, подбор точных слов.
Анализ аргументации своей точки зрения. Рассмотрение опровержения и нейтрализации замечаний, принятия решения.
Определение понятия убеждение.
Рассмотрение убеждения как цели профессионального общения.
Анализ суггестивных способностей специалиста.
Оценка влияния личностных характеристик на убеждение собеседников.
Рассмотрение реализации убеждений через методы рассказа, беседы, положительные примеры
6



Самостоятельная работа /подбор, изучение, анализ и систематизация материалов дисциплины/
4
2


Этические принципы общения.
Определение правила беседы руководителя с подчинёнными.
Изучение и демонстрация приёмов оказания влияния на другого человека в процессе общения. Определение специфики деятельности специалиста и нравственные основы
его отношения к своему труду.
2


ВСЕГО
66



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютеры для оснащения рабочего места преподавателя и обучающихся;
технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
аудиовизуальные средства обучения.
Комплект инструкционно-технологических карт

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник / В.А. Соснин, Е.А.Красникова. - М.:ФОРУМ:ИНРФА-М, 2008. - 336с.
Сухов А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. учреж. сред. проф. образования / А.Н. Сухов. - М.: Академия, 2009. - 240с.

Дополнительные источники:

Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. вузов / Е.М. Иванова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 384с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ Н.Ф. Талызина– М.: Академия, 2009. – 194с.
Штейнмец А.Э. Общая психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Штейнмец– М.: Академия, 2008. – 288с.

Интернет - ресурсы:
Компьютерные электронные книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studentam.net.
Компьютерные электронные книги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m96/
Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylab.info/
Интернет сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib/ru/PSIHO/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология общения

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
Устный опрос
Контроль выполнения практических заданий
Оценка выполнения самостоятельных работ
Тестирование
Презентации

Знания:


- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Устный опрос
Контроль и экспертная оценка выполнения практических заданий
Экспертная оценка выполнения самостоятельной работы
Тестирование
Оценка защиты реферата


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.








13PAGE 15


13PAGE 141715













Заголовок 1 Заголовок 215