КУРС НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
КУРС НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Сегодня, когда земной шар сотрясают войны и мир на грани катастрофы, когда с экранов телевизоров и мониторов компьютеров пропагандируется жестокость, кровь и насилие, когда искажаются или утрачиваются идеалы и нравственные ценности, нельзя оставаться в стороне, нельзя быть равнодушным - необходимо наполнить духовным содержанием каждый день, каждое дело, каждое событие. Как важно сегодня уберечь детей от негативного влияния общества и СМИ, помочь им выбрать правильный путь, заложить в них то духовное начало, которое станет основой, стрежнем их характера. Эта задача не из легких, но она по силам, если браться за неё сообща.
Семья и школа делают одно общее дело – растят юных граждан. Здесь главное верно выстроить линию семейного воспитания и создать условия для правильно организованного взросления в образовательном учреждении.
Наша школа взяла курс на духовное развитие личности и уже не первый год работает в этом направлении. В работу вовлечены учащиеся всех ступеней, педагоги, родители, партнеры.
В 2013-2014 учебном году школа реализовала большой проект «Подвижники земли русской», посвященный Сергию Радонежскому.Люди по-разному называют тех, кто посвятил свою жизнь служению: подвижниками, святыми, мучениками, учителями, владыками, героями, деятелями.Но как бы их ни называли, все они служилиделу и людям беззаветно, поэтомуих причислили к лику святых. Жизнь русских святых – это пример высокого служения добру, Родине.
Познакомить учащихся с жизнью святых, с деятельностью подвижников, зародить интерес у школьников к изучению древнерусской литературы и истории, открыть новые имена – вот цель, к которой мы стремились, разрабатывая систему мероприятий по данному направлению.
В рамках реализации общешкольного проекта «Подвижники Земли русской» прошёл конкурс чтецов, конкурс проектов «Подвижники Земли русской», посвящённый Сергию Радонежскому, состоялся конкурс творческих работ (эссе) по книге И.А.Ильина, в котором принимали участие учащиеся 9-11 классов,по итогам конкурса был издан сборник эссе. Для старшеклассников были прочитаны лекции,а затем состоялась дискуссия «Труд и его плоды». Учащиеся 5-8 классов оформляли книжки-малышки «Житие святых», учащиеся 9-х классов подготовили два макета лавры Преподобного Сергия Радонежского, который сейчас украшает Амурско-Чегдомынскую Епархию.
Работать в данном направлении непросто, ведь чтобы запустить и реализовать этот проект, нужна большая подготовительная работа. И она велась. На уроках истории, литературы, МХК учащиеся погружались в атмосферу того времени, находили интересный материал для бесед, создания проектов, делились своими знаниями с учащимися среднего звена.
В мае прошлого года за круглым столом собрались учащиеся 11 класса художественно-эстетического профиля, учащиеся среднего звена классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, представителиАмурско-Чегдомынской Епархии во главе с епископом Николаем, учителя практических искусств. Ученики младших классов представляли свои творческие работы (книжки-малышки «Житие святых»), старшеклассники-эксперты оценивали работы, задавали вопросы, высказывали свое мнение. Говорили о главном – о доброте и щедрости, об ответственном отношении к делу, о любви к близким людям, о милосердии, о том, что в основе всего лежит труд, и физический, и духовный.
Ярким событием в жизни учащихся и педагогов нашей школы стала встреча с Патриархом Московским и Всея Руси Кирилломв Комсомольске-на-Амуре. Ученики пятых, восьмых и десятых классов представили ему макет Лавры Преподобного Сергия Радонежского, который создавали своими руками на творческих занятиях.
Сложность работы заключалась в том, что дети моделировали полноценную Лавру, воссоздавали все мельчайшие подробности, включая и пейзаж. Тамара Васильевна Мартова, руководитель проекта отметила, что целью этого проекта было «донести до людей важность вечных истин, знаний о жизни святых, привлечь к нашей истории и исконной религии».Дети бережно воссоздавали каждую деталь храма, полностью погрузившись в атмосферу жизни святого.
О работе над проектом учащиеся рассказали Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, представили макет «Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Своими впечатлениями от встречи Анна Кожухарь, учащаяся 10 класса, поделились в школьной газете «Спектр+»:«Впечатления от встречи с Патриархом – самые благостные. Это событие, которое волнует до слез и успокаивает душу. Какие хорошие и добрые слова говорил Патриарх, как четко и ясно рассказывал.Как только я узнала, что буду выступать перед патриархом Московским и всея Руси Кириллом, то очень обрадовалась такому событию. Ведь не каждому выпадает такой шанс.И вот, 16 сентября 2014 года, состоялась эта встреча. Мне выпала огромная честь увидеть и даже пообщаться со Святейшим Владыкой. Святейший Патриарх Кирилл – это яркая, известная личность. Я с Владиславом Сериковым рассказывала о том, как мы создавали макет Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который мы делали всем классом. Я очень волновалась, но когда увидела Кирилла и стала с ним общаться, то волнение разом ушло. Патриарх наш – великолепный оратор, умнейший и душевный человек. От него исходила такая добрая аура, что просто не передать словами. После нашего выступления я подарила Патриарху Кириллу книжку-малышку о житии преподобного Сергия Радонежского, сделанную своими руками, и каково же было мое удивление, когда Патриарх подарил нам иконки этого святого. Встреча с Патриархом Московским и всея Руси оставила незабываемые впечатления, и я очень рада тому, что мне удалось стать участником этого события».
Своими впечатлениями поделился также епископ Амурской и Чегдомынской епархии Николай, сказав, что «к сожалению, так получилось, что на протяжении многих десятилетий из нашего народа пытались искоренить его традиции, его историческую память, память, которая связана с православной верой, с православной культурой. <>Сегодня видна положительная динамика, когда наши дети приобщаются к нашим корням. Очень важно, что в изготовление макета Лавры вложено большое старание. Многие из детей, занимающиеся изготовлением макета, в Лавре не были и создавали этот архитектурный и исторический памятник по фотографиям».
В духовном и нравственном воспитании школьников нашей школы большую роль играетшкольный центр учебно-методической информации. Реализуя программу «Истоки» в условиях общеобразовательной школы, появляется дополнительное направление и в работе школьного центра. Проведение информационных палаток по нравственной тематике, чтение, изучение и инсценирование притч, оформление выставок книг по духовно-нравственному воспитанию, просмотр и обсуждение кинофильмов, проведение Гражданских форумов – это и многое другое вошло в практику работы школьного центра.
Сделано уже немало. Предстоит сделать еще больше для того, чтобы молодое поколение знало свои корни, дорожило своим прошлым, уверенно строило свое будущее.
«Мир спасет красота!» - утверждал великий классик Ф.М.Достоевский, писатель девятнадцатого века. Сегодня хочется добавить: не только красота, но и добрые дела, разумные решения, созидательная любовь и наши общие усилия, направленные во благо мирного будущего.