Влияние литературного творчества на духовное развитие личности


Суть воспитания личности ребенка средствами культуры можно выразить словами В.А. Сухомлинского «через красоту к человечности». Для того, чтобы стать полноценной личностью, недостаточно получить образовательный минимум, равно как и профессиональную подготовку в вузе. Характерно, что даже успешная работа в сфере интеллектуальной, соприкосновение с искусством, начитанность не всегда способствуют становлению Человека в человеке. Существует некая нравственная область, которая охвачена явлением культуры, и без проживания Красоты, Добра, Истины развитие личности остается иллюзорным.
Культура - категория духовная.
Говоря о культуре как средстве духовного развития личности, мы подразумеваем:
влияние искусства (эстетическое воспитание), куда входит познание красоты, критериев Прекрасного во всех сферах человеческой жизнедеятельности, воспитание культуры чувств, пробуждение творческих способностей, развитие образного мышления, вкуса и меры, интуиции, способности понимания языка искусства;
влияние научной мысли, что означает воспитание интереса к научному творчеству, стремления к познанию нового и расширению кругозора, развитие логического мышления, постижение опытного знания.
На педагога, который стремится развить нравственное и духовное начала ребёнка средствами культуры, ложится задача: самому быть «вечным учеником», неустанно меняться, быть в поиске, соответствовать тем нравственным критериям», о которых он говорит и которых ожидает от ребёнка. И влияние норм этики на личность ребёнка напрямую зависит от нравственного облика педагога, его отношения к жизни, уровня культуры. Образом жизни для учителя ставится то, о чём говорится на уроке.
В современной школе происходит воспитание духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга. И происходит это, прежде всего, средствами художественной литературы.
Художественная литература всегда играла важную роль в жизни народа, в развитии его творческих начал, в передаче опыта эмоционально - целостного отношения к миру, в воспитании любви к Родине. И на всех этапах исторического развития государств литература является одной из ведущих в системе гуманитарного образования, так как ориентирована на духовное становление личности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Всё это ведет к обновлению содержания и структуры литературного образования, что оказывает благотворное влияние на школу, стимулирует творчество учителя, определяет поиски современных форм и методов обучения, пробуждает активность и интерес учащихся к учению. Создаются вариативные программы, учебники, хрестоматии, курсы по выбору, факультативы, что позволяет учитывать в работе возможности и способности учителя, подготовку и интересы именно тех учеников, к которым учитель сегодня идет в класс.
Духовному становлению личности способствует и развитие творческих способностей ребёнка.
Творчество - самый мощный импульс в развитии ребёнка Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощён полностью предметом труда. Если однажды учитель сумел пробудить в ребёнке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд - наивысшая радость. Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребёнка.
Кажется просто. Но учителя- словесники знают, что это далеко не просто. С одной стороны, мы работаем с самым благодатным материалом: родным русским языком и литературой, а с другой стороны, практика показывает, что уроки русского языка и литературы, к сожалению, не относятся к числу самых любимых…
Но ведь только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребёнка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово- слово учителя, слово писателя.
Нежелание учащихся читать - это большая беда для многих учителей литературы. Чтобы пробудить у школьников это желание, я использую простую форму зачета для проверки знания текстов. Она занимает на уроке немного времени, но очень действенна. Обычно предлагаю несколько вопросов, касающихся содержания определенных сцен, эпизодов, характеристики героев , ответы на которые помогают выяснить, насколько глубоко понято его содержание.
Еще одна трудность, которую испытывают учащиеся, - создание собственного текста. Горький опыт нескольких лет работы и результатов итоговой аттестации показал, что учащиеся недостаточно хорошо разбираются в стилях и жанрах сочинений, не умеют планировать работу, отбирать материал для раскрытия темы, логично строить высказывание, включая в повествование разнообразные средства языка.
Так вот, чтобы получилось достойное творение, приходится проделывать рутинную работу по обучению сочинениям поэтапно и несколько лет.
Некоторые конкретные направления такой работы заключаются в обучении пониманию сказанного учителем, т.е. надо начинать с обучения умению слушать, затем - учить умению читать, следующий этап обучает передаче информации.
Работая в среднем звене, мы сталкиваемся с наивно- реалистическим восприятием учащимися художественного произведения. В этом есть и положительное: они живо воспринимают событийную основу художественного произведения. Отрицательное же состоит в том, что ученики еще не видят авторское отношение к герою, не различают технологическую палитру чувств, не «узнают» авторские раздумья, размышления.
Вот тут необходимо вводить светоцветовое словесное и графическое рисование. Цель его - постичь подтекст.
Работа с графически свернутой информацией, навыки моделирования реальных процессов, умение сопоставлять, противопоставлять, сравнивать, анализировать - это реальный и осязаемый инструментарий учебного процесса.
Эстетическому воспитанию школьников способствует и использование музыки на уроках. Музыка и литература настолько взаимосвязаны, что одно без другого, наверное, не существовало бы. Музыка служит фоном для чтения произведения, объектом словесного рисования, просто моментом снятия усталости с детей, способом некоторого расслабления, переключения внимания или логическим продолжением аналитической беседы по тексту, способом раскрытия идеи произведения.
Говоря об авторской песне, как обойтись без Высоцкого, Окуджавы, Визбора и других авторов - исполнителей. Произведения А. Солженицына «иллюстрирую» А.Розенбаумом, А.Макаревичем.
Искусству слышать и видеть жизнь вокруг себя, внутри себя, уметь выразить её не только словами, звуками, но и красками помогает творчество художников. Средства языка, музыки и живописи вкупе способствуют наиболее целостному восприятию произведения искусства. Считаю необходимым говорить своим воспитанникам о том, что, создавая картину «Над вечным покоем», И.Левитан слушал Третью «Героическую» симфонию Бетховена. Мы же , слушая Бетховена, глядя на творение Левитана, будем писать сочинение, воплощая увиденное и услышанное в словах.
Рассматривая «Золотую осень» того же Левитана, слушаем пьесу Петра Ильича Чайковского «Октябрь - осенняя песнь» и подтверждаем всё это творчеством Чехова, облекшим зримое в словесные образы: «Солнце сильно припекало… На том берегу стоял крупный березовый лес…».
Живопись необходима. Как обойтись без картины В.Верещагина «Бородинский бой», изучая Лермонтова, без полотна А.Кившенко «Совет в Филях», изучая Толстого. Существует целая галерея портретов, поэтов и писателей, принадлежащая кисти разных живописцев. Портретная живопись необходима не только для первого знакомства с писателем или поэтом, но и при изучении определенного периода его творчества.
Обращаю внимание детей на подбор деталей, что способствует более глубокому осознанию характеристики героев, развивает дар слова.
Меня радуют живые работы моих учеников, в которых есть желание осмыслить мир по-своему, в которых пробивается детская самостоятельность. Немногие, сидящие за партами, станут впоследствии писателями. Но пусть они будут просто талантливыми людьми, добрыми, кормящими зимой голодных птиц, умеющими замирать перед картинами Шишкина, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги. А мне хочется, чтобы то, что ребята будут говорить и делать в большой жизни, было таким же чистым и искренним, как содержание их творческих работ.