Конспект открытого урока по внеурочной деятельности Культура добрососедства


Тема: Традиции гостеприимства в моей семье.
Цель: расширять представление о традиции гостеприимства.
Задачи:
– раскрывать значимость гостеприимства;
– развивать способность понимать и уважать традиции народов;
– воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям в своей семье
Ход урока
– Ребята, поприветствуем наших гостей Приветствующие говорят: «Селям алейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому». И «Добрый день»- С давних времён на Руси было принято встречать гостей хлебом солью Как вы думаете , почему?

Давайте улыбнёмся и скажем друг другу добрые слова. Улыбка –залог здоровья. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

Встреча гостей хлебом и солью

Наше занятие я хочу начать с притчи: 
Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.
Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:
– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?
·  - Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся).
Продолжение притчи. Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои,: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…
 Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся)
1.- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего занятия?(ответы учащихся)
–Что мы узнаем сегодня на занятии? (о гостеприимстве в семьях наших одноклассников,о правилах поведения в гостях)
-Чему научимся?( как правильно встречать гостей )
·Сегодня мы с вами поговорим о семейных праздниках и традициях гостеприимства .  Как вы понимаете слово «гостеприимство»?
  Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся).
Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Обращают внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».
У многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.
Как вы понимаете слово-традиция?(ответы учащихся)
Цитата урока
– Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.
· Ребята вы дома готовили сообщения о своих семейных традициях гостеприимства .Я думаю вам есть чем поделиться друг с другом , о чём рассказать нашим гостям.(рассказы детей)


  Кто и когда приходит к вам в гости?
  Как встречают гостей в вашем доме?
2.Ролевая игра «Гостеприимство»
Ребята ,Алина приглашает нас в гости .Примем приглашение.
Пока хозяйка будет готовиться, мы повторим правила поведения в гостях .
Работая в группах на листах напишите правила поведения в гостях .(читаем и делаем вывод: как себя вести в гостях)

В гостях у семьи Алиевых.


В семье Алиевых очень любят танцевать и в этот раз не обошлось без танцев


– Понравилось ли вам в гостях? Что именно понравилось? Хотели бы вы ещё побывать в этом доме? Что вы можете сказать о хозяйке дома?
·   Кто хочет рассказать, что он почувствовал?
-А сейчас нас в гости приглашают Эвелина и Лиза.
Пока девочки будут готовиться мы выясним какой должна быть хозяика.( работа по карточкам)
И так какой по вашему мнению должна быть хозяйка дома.?
3. Упражнения «Вежливо или не вежливо»
- Если ты пригласил домой товарищей, а мама дала тебе выполнить какое-то поручение. Как ты поступишь?
- Тебя пригласил в гости одноклассник. Когда ты пришел, дверь открыла его мама. Как ты поступишь?
- Будучи в гостях, тебе очень хотелось поиграть на компьютере. Но все вели оживленную беседу. Твои действия

Эвелина и Елизавета рассказывают о своих семейных традициях гостеприимства


Угощаем гостей

 Учитель: Вот и все вместе мы за одним столом, как большая крепкая семья ( только школьная). У нас тоже есть и глава семьи (директор школы), и хранительница очага ( классный руководитель) и дети младшие да старшие.
Давайте чай пить да разговоры вести.



( подводится итог)
 О каких традициях гостеприимства семьи вы сегодня узнали?
 ответы учащихся:
 - о традициях русского и крымскотатарского .гостеприимства;
 - о традиции собираться всей семьёй за столом, обсуждать дела семейные;
 - об уважении и почитании всех членов семьи, о семейной дружбе и др.)
 Учитель: Помните эти традиции, прививайте их в своей семье и чтите.