Рабочая программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства 1 класс


Пояснительная записка
На гербе Республики Крым начертан девиз «Процветание в единстве», но единство невозможно без знания, понимания и уважения друг друга. Приоритетная задача государственных общеобразовательных организаций – в большей степени способствовать формированию государственной идентичности, а также воспитывать уважение не только к своему этносу, но и культурному многообразию в целом. Именно общество и государство через образовательные организации должны помочь ребенку овладеть знаниями не только о своей собственной, но и о многих культурах, которые его окружают; научить детей правильно оценивать поведение других людей, адекватно реагировать на их традиции, семейный уклад. Межкультурное образование помогает решить эту проблему.
Формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного поведения, иными словами – формирование культуры добрососедства – такова идеология данного курса.
По содержанию данный курс является развёрнутым крымоведением и включает в себя не только знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает, прежде всего, особенности конкретного региона, общеобразовательной организации, населенного пункта, каждой крымской семьи.
На занятиях по данному курсу обучающиеся знакомятся с общим и особенным на примере нескольких культур; при этом акцент делается на том, что объединяет людей, а также на том, что объективно существующие различия – это то, чем люди интересны друг другу, причем эти различия, «непохожесть» - не основание для обособления или ссоры. Важно, чтобы все занятия проходили в доброжелательном ключе, без разделения культур на «малые» и «большие», «главные» и «неглавные».
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников образовательного процесса, прежде всего родителей, родных и близких;
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного – к продуктивному;
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
Курс «Культура Добрососедства» является интегрированным: он систематизирует знания обучающихся, уже полученные в ходе изучения предметов учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми обучающиеся должны в ходе изучения данного курса.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью духовно-нравственного направления «Культура добрососедства» для 1 класса в МОУ «Новостепновская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
1. Федеральный уровень
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. № 19707).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. № 2357 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. № 22540).
О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. № 26993).
О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., № 35916).
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (зарегистрирован Минюстом России 01.10.2013 г. № 30067).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2.Региональный уровень
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2016 № 01 – 12/2040 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».
Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год.
Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256).
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Согласно п.16 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся по разным направлениям развития личности и позволяет решать ряд важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
При проектировании внеурочной деятельности рекомендованы пособия:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодковой и др. М: Просвещение, 2013. – 96 с.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. – М.: Центр Пед. Поиск, 2011.– 96 с.
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Цель изучения курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриотизма;
повышение социальной компетентности и ответственности за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции;
привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
приобщение обучающихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
Особенности курса:
интегрированный характер, позволяющий формировать целостный взгляд на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
воспитательная функция, ориентированная на развитие ответственного отношения обучающихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
изучение этноконфессиальных особенностей населения Крыма, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника образовательного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, её предотвращения или разрешения ненасильственным путём;
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура Добрососедства»:
1. Единство изучения России и Крыма, как субъекта России.
2. Приоритетность воспитательных задач.
3. Единство урочной, внеурочной и внеклассной работы.
4. Опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, из СМИ, в семье.
5. Максимальное вовлечение обучающихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни Крыма, Джанкоя, общины, школы.
6. Выделение не менее трети занятий на экскурсии, практические и нестандартные занятия, направленные на получение прагматического опыта и впечатлений;
7. Использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения.
Оценивание учебных достижений не производится.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
Виды деятельности: игровая, тренинги, интерактивные игры, проблемно-исследовательская.
Программа предназначена для обучающихся 1классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 7 лет.
Результаты освоения курса
Планируемый результат:
1-й год обучения «Я, моя семья и мои соседи» - коллективный продукт, проект «Моя семья – частица Крыма» - результат совместной работы детей (рисунки), учителя (план работы над проектом), библиотекаря школы (подборка на тему «Дерево рода») и родителей (фотографии, рассказы о членах семьи, родственниках).
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
К концу освоения курса «Культура добрососедства» у обучающихся будут сформированы:
- личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, народ, его историю, за свою семью, как часть государства; осознание своей этнической и национальной принадлежности; готовность и способность к саморазвитию; основы социальной компетентности, как основы гражданственности; навыки ведения диалога и переговорного процесса, решение спорных и конфликтных вопросов в соответствии с принципами «культуры мира»; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Крым; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм поведения в обществе; навыки сотрудничества в различных ситуациях; навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- метапредметные результаты:
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться следующие коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные роли во взаимодействии.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении практических задач; адекватно воспринимать предложения учителя, товарища, родителя и других людей по исправлению ошибок; устанавливать соответствие поученного результата и поставленной цели; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД: узнавать, называть и определять объекты и явления в соответствии с содержанием темы (раздела); использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Крыма (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны научиться:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Содержание программы
Культура добрососедства. Внеурочная деятельность
1 класс (1 час в неделю) 33 часа
Я, моя семья и мои соседи
Содержание учебного материала Требования к уровню подготовки учащихся
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Учимся жить в добром соседстве Иметь представление о курсе
«Культура добрососедства» и программе «Я, моя семья и мои соседи»
Раздел « Географическая среда» (5 часов)
Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове Находить на карте России Крымский полуостров
Природная зона, в которой мы
живем. Ее расположение на карте полуострова.
Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт
Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) Знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт
Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека
Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Помощь животным и птицам зимой Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным
Раздел «История» (5 часов)
Названия вокруг нас. Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего села
История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу Иметь представление об истории своего села
Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей Знать знаменитых людей, улицы, где живут
Кто такие крымчане? Мои соседи. Как мы стали соседями. Знать, кого называют крымчанами, иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями, уметь рассказать о своих соседях.
Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство Иметь представление о том, что такое добрососедство
Раздел «Традиционная и современная культура» (6 часов)
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм
Представление о ремеслах и различных видах декоративно -прикладного искусства Знать, что такое ремесло и декоративно-прикладное искусство,
иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму
Разнообразие блюд крымской кухни.
Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3–4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо
Праздник и семьи ( рождение ребенка, имя наречение, приобщение к религии, день бракосочетния родителей, именины, дни рождения и др. ) Знать и уметь назвать 2–3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников
Представление о многообразии религий на примере праздников.
Знать 2–3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющих Крым
Многообразие культур и религий народов, населяющих Крым
Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющих Крым
Раздел «Язык соседа» (6 часов)
Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа» Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей
Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем
Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3 фольклорных произведений
Произведения национальных
литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях
Раздел «Аксиология» (4 часа)
Отношение к родителям и старикам
Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни Иметь представление о том, что такое святыня, ценность. Знать и уметь назвать свои семейные святыни
Придумаем и проведем праздник нашего класса Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы
Раздел «Конфликтология» (6 часов)

Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3 игр и уметь в них играть
Тематическое планирование
№ Обязательные тематические линии Учебные часы
1 Вводный урок 1
2 Географическая среда 5
3 История 5
4 Традиционная и современная культура 6
5 Язык соседа 6
6 Аксиология 4
7 Конфликтология 6
ИТОГО 33

Календарно – тематическое планирование

п/п Содержание учебного материала Сроки выполнения Примечание
план факт 1 Учимся жить в добром соседстве. Цели и задачи курса «Культура добрососедства» 05.09 2 Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками 19.09 3 Учимся знакомиться и строить отношения со своими соседями и др. 26.09 4 Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа» 03.10 5 Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги 10.10 6 Крым на карте России. Представление о Крыме как полуострове. Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова 17.10 7 Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). Экскурсия 24.10 8 Названия вокруг нас. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей 28.10 9 История наших имен и фамилий 07.11 10 Отношение к родителям и старикам 14.11 11 Мое родословное древо. Откуда родом мои предки 21.11 12 Мои соседи. Как мы стали соседями. Кто такие крымчане? 28.11 13 Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство? 05.12 14
Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности 12.12 15 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. 19.12 16 Игры, направленные на знакомство и взаимодействие 26.12 17-18 Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком 16.01
23.01 19 Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой 30.01 20 Помощь животным и птицам зимой 06.02 21 Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Одежда наших предков. Представление о национальной одежде. Уникальность культуры каждого народа 13.02 22 Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющих Крым 27.02 23 Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 06.03 24 Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 13.03 25 Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо 20.03 26 Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму.
Учимся готовить любимое блюдо 03.04 27 Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства 10.04 28 Произведения национальных литератур о семье и соседях 17.04 29 Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни 24.04 30 Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имя-наречение)
15.05 31 Праздники нашей семьи ( приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.) 22.05 32 Придумаем и проведем праздник нашего класса 33 Игры и праздники нашего класса Резерв – 2 ч.