Программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства 4 класс



Программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Культура добрососедства»
Разработана
учителем начальных классов
Молодёжненской ош№2
Рубан М.А.

Пояснительная записка.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление «Культура добрососедства».
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования Крыма, изучение традиций и культурного наследия народов Крыма. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, культурное, историческое.
Внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций, экскурсий. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни Крыма и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью Крыма, как субъекта Российской Федерации;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
Воспитательные задачи:
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Программа рассчитана на школьников младшего возраста с 1-й по 4-й класс. Продолжительность занятия – 35 минут.
. Содержание программы.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;
- обращение к реалиям повседневной жизни крымчан, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (экологические, этнографические, фольклорные и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Культура добрососедства» реализует цели и задачи в течении 34 учебных часов.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
Знать/понимать:
родословную своей семьи
историю своего населённого пункта, различных учреждений
историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
основные краеведческие термины и понятия
значения официальных символов
основные этапы и ключевые события истории Крыма с древности до наших дней
важнейшие достижения культуры и системы ценностей
Уметь:
рассказывать о важнейших событиях истории Крыма,
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
описывать традиции народов своего края
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Крыма
составлять краткую характеристику родного населённого пункта,
работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проведения самостоятельного поиска информации
понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Крыма
использования знаний об историческом пути и традициях народов Крыма в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЗАНЯТИЮ « КРЫМУША»
4 класс
№ п/п ТЕМА ЗАНЯТИЯ ДАТА КОЛ-ВО ЧАСОВ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ
1. Родина и мир. Мир – жизнь в согласии. 1 Рассказ учителя
2. Отношение к Родине и миру в этнических культурах Крыма. 1 Беседа
3. Экскурсия по п. Молодёжное. 1 Практическая работа
4. Зачем нужно быть добрыми соседями? Ценность мира и согласия. 1 5. «Мы» и «Они» : конструктивное общение, дружба и сотрудничество. 1 Беседа
6. Уникальность природы Крыма. Необходимость её охраны. 1 Конструирование
плакатов
7,8,9 Экскурсия в г.Бахчисарай. 3 10 Что такое «Красная книга?» 1 Составление рассказа
11. Заповедники и заказники. Музеи природы Крыма. 1 12. Знакомство с памятниками архитектуры Крыма. 1 13. Исторические события, которые сделали Крым известным в Европе. Города герои Крыма 1 Коллективный проект
14. Наши соотечественники и знаменитые личности, прославившие Крым. 1 викторин
15. Религиозные деятели, прославившие Крым. 1 16. Литераторы, прославившие Крым. Известные детские поэты и писатели Крыма. 1 Урок в библиотеке
17. Подготовка к конкурсу чтецов. 1 Практическая работа
18. Конкурс чтецов стихотворений о Крыме. 1 Конкурс
19. Композиторы Крыма. 1 20. Художники .которыми гордятся крымчане. 1 Посещение выставки картин
21. Способы передачи информации. Традиции летописи в Крыму. 1 22. Орнаменты этносов Крыма в декоративно прикладном искусстве. 1 23, 24 Экскурсия в этнографический музей г.Симферополя. 2 Экскурсия
25. Ремесла, прославившие Крым. Куклы и кукольные театры. 1 26,27 Экскурсия в кукольный театр. г. Симферополь 2 Экскурсия
28. Наш край гостеприимный. Туризм в Крыму. 1 Крымчане – радушные хозяева и гостеприимные друзья. 1 Интеллектуальный марафон
30.31 Экскурсия «Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. 1 Викторина
Экскурсия
32. Крымская кухня- блюда, которые мы любим готовить. 1 Практическая работа
33 Крымские сувениры. 1 Практическая работа
34 Изготовление крымских сувениров. 1 Практическая работа
Интернет - ресурсы
Поэты и писатели в Крыму. – http://lyrica.crimea.edu/in_po.html
Природа Крыма. - – http://www.perekop.info/naure/animals-of-crimea.
Музеи.- http://www.sevaquarium.com ; http://www.sev-museum-panorama.com
Праздники мира. – http://www.calend.ruЛитература
«Мы - крымчане. Национальные краски полуострова.» - Симферополь: «Таврический клуб»,1998г.
«Наука быть человеком»: Материалы для классных часов. 1-4 класы. Авт.-сост. Т.В. Волкова.- Волгоград: Учитель,2008.-170с.
Сухоруков В. «Знаете ли вы Крым?»- Симферополь: Таврия, 1980.- 112с.
«Крымуша».- Симферополь, 1994-2005.-№ 4-34.
«Легенды и сказания Крыма».- Севастополь: Библекс,2007.-192с.