Доклад для научной конференции в защиту исследовательской работы Сколько весит здоровье школьника?
Речь для защиты исследовательской работы.
- Добрый день, уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию будет продемонстрирована исследовательская работа по окружающему миру учеников_2Г класса. (Слайд 1)
Представляет защиту работы Сизинцева Анастасия на тему «Сколько весит здоровье школьника ?».Работа была написана под руководством учителя_Осиповой Елены Александровны.
- I. Выбор темы
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
(Слайд 2)
II. Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
III. Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
(Слайд 3)
IV. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 2Г класса.
( Слайд 4)
V. Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
VI. Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
(Слайд 5-7)
VII. Результаты исследования
знакомство с медицинской литературой, исследованиями учёных по данному вопросу.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 23 человека.
(Слайд 8 -12 )
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 1 кг);– самый легкий портфель;– самый тяжелый ранец;– самый тяжелый ранец с принадлежностями;– самый легкий ранец с принадлежностями;– самый тяжелый учебник;– самый «тяжелый» учебный день;– самый «легкий» учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что имеются проблемы с опорно-двигательной системой у нас в классе:
3- человека с нарушением осанки;2 - человека со сколиозом;16 - человек здоровых.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в табл. 1. (показ в папке таблицы с исследованиями).
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в табл. 2. (показ в папке таблицы с исследованиями).
Выводы
Мы увидели, что у 7 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 1 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего до 0,90 г. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму, у 6 чел. очень тяжёлые ранцы от 2 до 2,50кг.
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» – 200 г; «Математика» – 300 г; «Русский язык» – 300 г; «Окружающий мир» – 400 г; Дневник – 100 г;«Английский язык» – 300 г.
Тетради, которые используются ежедневно-1,30кг.
Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник окружающий мир массой 400 г.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в пятницу: 3,50 кг или 5,50 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в этот день он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3кг или 5 кг , причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
Далее мы изучили как работают над этой проблемой в школе.
Учителя в нашей школе работают над этой проблемой в ходе учебного процесса и на переменах, выполняя не сложные упражнения .А на уроках физической культуры в начале занятий проводятся упражнения для осанки, особо выделяются учащиеся, имеющие проблемы с осанкой. Во внеурочной деятельности спортивного направления используются игровые элементы направленные на исправления осанки.( Слайды 13-14)
- В заключении можно сказать, что проведенное нами изучение специальной литературы и наблюдения в ходе эксперимента помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью, но если он будет подобран правильно можно избежать нарушения осанки учеников или держать под контролем ,выполняя упражнения на уроках физической культуры и при посадке за школьной партой.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по окружающему миру, а также даны в виде рекомендаций ученикам, родителям, читателям и работникам школ. ( Слайды 16-17)
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
- Обратите внимание на Приложение к нашей исследовательской работе. Здесь собраны фотографии процессов эксперимента.
- Для исследовательской работы мы использовали следующую литературу: (показ на презентацию слайд 18)
- Спасибо за внимание! (слайд 19)