Рабочая программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства для 1-4 классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено
на заседании методического объединения
(протокол от ___________№____)
Руководитель МО___Э.А.Меметова
«____»________ 2015г. Согласовано
Заместитель директора школы
_______ Г.К.Рослая
«_____»________2015г. Утверждаю
Директор школы
_______В.А.Ильченко
«____»________2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Культура добрососедства»
Ступень обучения начальное общее образование 1- 4 классы
Количество часов 135 часов уровень базовый
Составила Меметова Эльвира Асановна
Продолжительность освоения – 4 года
Возрастной диапазон начала освоения программы – 6,6-11 лет
с.Охотниково
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» для обучающихся 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 1-го класса «Я, моя семья и мои соседи» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 2-го класса «Место, где мы живем» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 3-го класса «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 4-го класса «Гордимся Крымом» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерного учебного плана Республики Крым в Российской Федерации;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа» Сакского района Республики Крым;
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа » Сакского района Республики Крым;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Охотниковская средняя школа » Сакского района Республики Крым;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных образовательных стандарта общего образования»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014г.№01/14/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым особое значение приобретает проблема национального воспитания, которая предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование высокой культуры межнациональных отношений;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает два основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно - мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких;
переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному;
преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа разработана на основе программ интегрированного курса
Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Козырева А.С., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 1-го класса «Я, моя семья и мои соседи» - К.: «Золотые ворота», 2011г.;
Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 2-го класса «Место, где мы живем» - К.: «Золотые ворота», 2011г.; Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 3-го класса «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» - К.: «Золотые ворота», 2011г.;
Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 4-го класса «Гордимся Крымом» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма, как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения.
Способы учёта проверки результативности:
тесты;
выставки;
соревнования;
конкурсы;
учебно-исследовательские конференции;
участие в школьных, районных, краеведческих конференциях.
Методы и приемы:
диалоги; элементы дискуссий, беседы;
игры;
проблемные ситуации, технология проблемного диалога;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
технология продуктивного чтения.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
экскурсия; поход;
практическое занятие, викторина, конкурс;
защита проекта;
эксперимент;
игра;
тренинг.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу (35-40 мин) в неделю: 1 класс - 33 ч в год, 2-4 классы – 34 ч в год. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса являются:
ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
способность к самооценке;
ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой край;
формирование чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма;
осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
определение цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
планирование своей деятельности во внеурочное время;
высказывание своей версии разрешения проблемы, попытка предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, используя необходимые средства;
определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем;
проводить вербальное само- и взаимооценивание;
осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний, понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывание полученной информации: наблюдение и умение делать самостоятельные выводы;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
участвовать в проектной деятельности.
Коммуникативные УУД:
донесение своей позиции до других людей: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
умение слушать и понимать речь других людей;
вступление в беседу во внеурочной деятельности;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков;
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметными результатами изучения курса являются:
знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;
знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях;
знать основные памятники истории и культуры (своего населённого пункта и ближайшего окружения);
знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живёт ребёнок, и гостеприимством;
иметь представление о ремёслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населённом пункте);
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
названия праздников народов, живущих в данном регионе;
названия национальных блюд;
находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма;
находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
отличать государственную символику России и Крыма;
называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1класс (33ч)
«Я, моя семья и мои соседи»
Вводный урок (1час)
Учимся жить в добром соседстве.
Географическая среда (7 часов)
Крым на карте России.
«Зелёные острова» (сады, лесопарки, скверы). Проект «Мое село».
Что такое экология?
Почему надо беречь природу.
История (6 часов)
Названия вокруг нас.
Моё родословное древо. Проект «Мои бабушка и дедушка».
Кто такие «крымчане». Мои соседи.
Традиционная и современная культура (10 часов)
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.
Ремёсла Крыма.
Разнообразие блюд крымской кухни.
Праздники нашей семьи.
Представление о многообразии религий на примере праздников.
Язык соседа (3 часа)
Родной язык, государственный язык.
Учимся общаться на разных языках.
Произведения национальных литератур о семье и соседях.
Аксиология (3 часа)
Отношение к родителям и старикам.
Ценности моей семьи.
Придумаем и проведем праздник нашего класса.
Конфликтология (3 часа)
Учимся знакомиться.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
2 класс (34 ч)
«Место, где мы живём»
Введение (1час).
Крым - край, в котором мы живем.
Географическая среда (5 часов).
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте.
Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.
Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе.
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Проект «Удивительный мир цветов»
История (6 часов)
Памятники — от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.
Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в ближайшем окружении) и живут сегодня.
Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки.
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников.
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее.
Традиционная культура (13 часов)
Понятие об архитектуре. Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Проект «Город будущего».
Украшаю мой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями.
Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.
Общегосударственные праздники (День Конституции России, День независимости России, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования Республики Крым, День Конституции Республики Крым и др.).
Обряды, совершаемые при постройке нового дома у этносов Крыма. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища.
Новоселье — празднование по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем у разных народов.
Традиции гостеприимства в моей семье.
Как приглашают в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности.
«Язык соседа» (4 часа)
Представление о «языковой семье». Общее происхождение славянских, тюркских языков.
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом. Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей.
Национальные литературные произведения о нашем регионе, о Крыме.
Писатели и поэты Крыма. Рассказы, стихи и сказки крымских писателей.
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях.
Аксиология (2 часа)
Святые места и памятники на территории региона в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства.
Памятники и святые места, которые нас объединяют.
Конфликтология (3 часов)
Каждый из нас особенный, но у нас много общего.
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения.
Люди ссорятся, когда не могут договориться.
Конструктивное взаимодействие в коллективе.
3 класс (34 ч)
«Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
Введение(1 час)
Трудимся, учимся и отдыхаем вместе.
Географическая среда(5часов)
Особенности климата и ландшафта Крыма.
Водоёмы (моря, озера, реки, источники). Проект «Морские обитатели».
Охрана водоёмов.
Растительный мир региона проживания.
История(5 часов)
Профессии наших родителей.
Представление о народах, живущих в Крыму. Проект «Национальный костюм».
Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях.
Традиционная и современная культура(13часов)
Традиционные занятия населения региона.
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района.
Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Традиции отдыха в наших семьях.
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья.
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Великие учителя и великие книги человечества.
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
Учимся дарить подарки на день рождения.
Язык соседа(3 часа)
Способы передачи информации.
Мои любимые песни.
Этикетная лексика гостеприимства.
Аксиология(4 часа)
Что такое друг, дружба.
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.
Ценности, которые объединяют всех.
Конфликтология (3 часа)
Друг и враг: не враг, а оппонент, не оппонент, а союзник.
Тренинги: «Танец рук», «Представь себя другим».
Конструктивное взаимодействие. Тренинг: « Автобиография по эпохам».
4 класс (34 ч)
« Гордимся Крымом»
Введение(1час)
«Гордимся Крымом».
Географическая среда (5 часов)
Географическое районирование Крыма.
Что такое Красная книга Крыма.
Заповедники и заказники Крыма, зачем они нужны.
Наш край - самый чистый и красивый.
История(4 часа)
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Проект «Города Крыма».
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму, и наши соотечественники, которые прославили Крым.
Наш край гостеприимный.
Традиционная и современная культура(11 часов)
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.
Крымская кухня-это блюда, которые любят готовить крымчане.
Ремёсла, прославившие Крым.
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма.
Крымские сувениры.
Орнаменты народов Крыма.
Художники, прославившие Крым.
История возникновения кукольных театров.
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.
Язык соседа(6 часов)
Древние способы передачи информации.
Известные детские писатели Крыма.
Поём о нашей родине на разных языках.
Принимаем гостей, приветствуя их на их родном языке.
Аксиология(4 часа)
Родина и мир. Малая родина- это дом, улица, село.
Отношение к родине и миру в культурах народов Крыма.
Добрососедство как ценность.
Крымчане –радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья.
Конфликтология (3 часа)
« Мы» и «Они» - нет « лучших» и «худших» культур, есть «другие» в чём- то не похожие на нас люди. Конструктивное общение.
Конструктивное общение. Класс- маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе». Проект «Мой класс от А до Я».
Ситуации дружбы, примирения для совместного дела.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов Кол-во часов
по классам Практическая
работа
по классам Экскурсии по классам Характеристика основных видов деятельности учащихся
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 Введение 1 1 1 1 1 1 2 Географическая среда 7 5 5 5 4 2 3 2 1 1 Иметь представление о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения людей.
3 История 6 6 5 4 2 2 2 1 Знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий.
4 Традиционная и современная культура 10 13 13 11 5 5 4 5 1 1 Познакомятся с бытом, языками, профессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов, расширят представление о материальной и духовной культуре людей, приобретут опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга.
5 Язык соседа 3 4 3 6 1 1 Познакомятся с фольклором, национальной литературой, расширят представление о людях разных национальностей.
6 Аксиология 3 2 4 4 2 1 Познакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина. Научатся почитать предков и забота о них.
7 Конфликтология 3 3 3 3 1 1 Приобретут определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельность и через практические занятия-тренинги, получат опыт поведения в подобных ситуациях, научатся действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки.
Итого 33 34 34 34 12 8 8 10 3 4 3 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная и методическая литература
1. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Козырева А.С., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 1-го класса «Я, моя семья и мои соседи» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
2. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 2-го класса «Место, где мы живем» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
3. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 3-го класса «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
4. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 4-го класса «Гордимся Крымом» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
5. Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Опенко Н.Ю. Культура добрососедства: «Я, моя семья, мои соседи». Рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
6. Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. Культура добрососедства: «Место, где мы живем». Рабочая тетрадь для 2-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2007.
7.Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Синицына Н.В. Культура добрососедства: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе». Рабочая тетрадь для 3-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
8. Араджиони М.А., Брунова-Калисецкая И.В., Наумова Л.В., Синицына Н.В. Культура добрососедства: «Гордимся Крымом». Рабочая тетрадь для 4-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
Учебно – практическое оборудование
1.Гербарий.
2. Модель «Строение Земли»
3. Карта Крыма.
Информационно-коммуникационные и технические средства
Интерактивная доска.
Проектор.
Акустическая система.
Принтер.
Ноутбук.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Электронное приложение.