Материалы выступления к презентации на школьной научной конференции, посвящённой Русскому географическому обществу


МБОУ «СОШ № 21 г.» Сергиев Посад Московской области
Моя Россия. Славянская письменность.
Работу выполнила
ученица 8 «В» класса
Баранова Ирина.
Проверяла Решетняк Галина
Николаевна, учитель
русского и литературы.

Содержание стр.
Цели 3
Вступление. 3
Моя Россия. Славянская письменность: 3-6
узелковое письмо;
руны;
Микоржинские камни;
Киевское письмо;
«Велесова книга»;
«черты» и «резы»;
Кириллица.
Заключение. 6
Источники 7
Рецензия 8


Цели:
- Узнать о видах письменности славян;
- Познакомиться со своей историей языка;
- Доказать факт существования дохристианской письменности.
2. Вступление.
В науке общепринятой является точка зрения, согласно которой письменность возникает тогда, когда возникает государство. Ряд ученых говорит о том, что письменность в Древней Руси появилась лишь тогда, когда стали возникать первые города. Данная точка зрения является весьма спорной. Существует ряд свидетельств и артефактов, подтверждающих, что славяне до принятия христианства не были диким и варварским народом. Иными словами, они умели писать.
3. Моя Россия. Славянская письменность:
Имеются сведения, что, славяне имели оригинальную систему письма: так называемую "узелковую письменность". Знаки этой "письменности" не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги.
В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает от бабы Яги клубок. В сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. Может быть, это был не обычный клубок, а древний путеводитель.
Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не оттуда ли выражения: "наврать с три короба").
Таким образом, память об узелковом письме сохранилась в фольклоре. Известны ли вам такие выражения как: Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "спутать мысль", а также: "клубок песен", "нить повествования", "хитросплетение сюжета", "завязки" и "развязки" – о начале и конце художественного произведения, "неувязки" – о бессмыслице в тексте, и пр.
Узелковая письменность – один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом "кипу" и "вампум" пользовались древние сеики и ирокезы Америки. Узелковое письмо "цзе-шен" было известно в древнем Китае. Популярным было это письмо и у карел и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами.
О распространение узелкового письма говорят археологические находки. НА многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени. Видны несимметричные изображения узлов.
Также до принятия христианства у древних славян пользовались популярностью руны.
Руны – это особые знаки, вырезавшиеся на камне или дереве и представлявшие собой чёткие прямые линии, соединённые под углом в несложный рисунок. Руны выцарапывались на дереве или бересте. Эти костяные палочки для письма у славян назвались – «писало».Перед вами образцы рун.
Также существуют нерасшифрованные знаки на Микоржинских камнях (Познань, Польша; вероятно, являются подделкой).

Для нас особый интерес представляет Киевское письмо. Киевское письмо — рекомендательное письмо, выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева, для предъявления в других иудейских общинах. Древнейший аутентичный документ, вышедший с территории Киевской Руси. Датируется предположительно X веком. Письмо написано на иврите и подписано рунической надписью, до сих пор однозначно не расшифрованной
Славянскую рунистику официальная российская наука не признает и расшифровкой не занимается. Однако переводы славянского рунического письма все-таки были сделаны, и связанны они с так называемой «Велесовой книгой».
Есть версия, что до принятия крещения на Руси использовалась так называемая "велесовица". Название это дано условно, уже в 20 веке, по имени бога Велеса, покровителя мудрости, знаний.
По этой версии в древние языческие времена на Руси была почти 100% грамотность. Многочисленные раскопки (берестяные грамоты, датированные дохристианским периодом) подтверждают тот факт, что практически каждый горожанин - обладал навыками простейшего арифметического счета; - умел написать на бересте бытовое послание; - средствами тогдашней "почты" отправить его по адресу.
Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга". В конце 9-го века новгородские волхвы переписали ее с более древних источников,
Ученые не признают подлинность «Велесовой книги». Считается одной из самых известных поддельных рукописей, претендующих на докириллические, созданная в 1950-е годы ,письменность которой — деформированная кириллица.
В языческие времена у восточных славян существовало письмо : «черты» и «резы».В 10 веке древнеболгарский писатель черноризец Храбр составил «Сказание о письменах»,в которых излагается история создания славянской азбуки.
Это были простейшие сетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки,знаки для гадания,собственности,примитивные маршрутные схемы, календарные знаки,служившие для датировки начала сельскохозяйственных работ, языческих праздников.
Письмо типа «черти резов» было непригодным для записи военных и торговых договоров,богослужебных текстов и других сложных документов.
Арабский посол Ибн Фадлан посетил в 922 году Волжскую Булгарию и почерпнул там много интересных сведений о восточных славян.Он лично наблюдал похоронный обряд и засвидетельствовал, что на надгробной плите славяне «чертами» и «резами» написали имя царя руссов и покойного дружинника.
Сообщение епископа Мерзербурского Титмара(976-1018) указывает что в языческом храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена. Это подтверждает гипотезу о существовании у всех славян дохристианской письменности.
14.В 907 и 911 годах были совершенны походы на Царьград(Константинополь) князем Олегом. В результате этих походов были заключены договоры на 2-ух языках,составленные как записал летописец, « на две харатьи»,т.е в двух экземплярах- на старославянском и греческом языках.Тексты сохранились в «Повести временных лет». Согласно этому договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия и иметь при себе письменные документы.Естественно они должны были зарание предупреждать византийского императора о своем приезде.Древние договоры с греками показывают нам , что подобные документы писались уже ранее.
Но особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка, сделанная советским археологом Д.А.Авдусиным во время раскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском в1949 году. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти Xв. рукой русского человека кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают, как «горушна». И в том, и в другом случае это слово означает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности. Надпись на глиняном сосуде была сделана на кириллице и состояла всего из одного слова, по поводу значения которого ведутся споры. Но факт кириллической надписи на посуде говорил о том, что кириллица уже была распространена на территории Древней Руси еще до принятия христианства.
Факт существования дохристианской письменности подтверждается и на языковом уровне:слова «писать», «читать», «письмя»-обознаают письмо, « чисмя»- число существуют во всех славянских языках.Это свидетельство того, что славяне умели писать и читать еще до их разделения на восточных , западных и южных,которое произошло задолго до приятия христианства.
«Славяне»: «слово»-«словене»-«ясно говорящие»-«люди владеющие словом».В отличие от не владеющих словом «немцев»,т.е «немых».Кирилл и Мефодий, были не создателями, а лищь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите.
Вывод:На основании вышесказанного мы можем убедиться в том, что славяне не были диким и варварсикм народом.Они развивали свою письменность и речь начиная со стародавних времен.Узел,руны,черты и резы,договор- все это говорит о существовании древней славянской письменности и о богатстве нашей русской культуры.Давайте беречь свой язык,свою историю и передавать ее дальше без единого искажения.
Источники:
Гельб И.Э. «Изучение систем письменности у древних славян».
Керсм Я. «Азбука: Послание к славянам»
Константинов Н.А. «История русской азбуки»
www.yuga.ru
www.letopis.info
www.garshin.ru
www.infodwn.ru
www.tooya.ru
www.slavyamarka.ru
www.zan.asya.ru
www.proza.ru
www.nado.znate.ru
www.bolshoyforum.ru
www.paranormalnewes.ru
www.biblio-globus.us
www.russ-veda.blogspot.ru
www.protown.ru
www.novostey.com
www.liveedu.ru
www.kultura.admin-smolensk.ru
Рецензия
Поисковая деятельность обучающихся представляет особый труд для рецензента, учителя, сверстников изыскателя.
Данная работа, автором которой является ученица восьмого класса Баранова Ирина, позволяет заявить, что интерес к культурному наследию страны, её языковому прошлому, настоящему и будущему не утрачен .
Приятно отметить наличие фактов, логику их рассмотрения, уважительное отношение к пояснениям историков, археологов, наличие собственного мнения и выводов Барановой И.
Актуальность заявленной темы и способ изложения научного материала, кругозор и эрудиция ученицы в данной сфере достаточны для положительной рекомендации рассматривать эту работу как заявленную для участия в школьной научной конференции.
К работе имеется приложение в виде Презентации.
Резензент________________________/ Решетняк Г.Н./