Урок по истории на тему Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века
Акмолинская область
Жаркаинский район
ГУ «Валихановская средняя школа»
Традиционная культура и хозяйство казахов
в первой половине ХІХ века
(районный семинар)
Учитель истории:
Жанбаева Гульназ Ерсайыновна 2016 год
Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века
Цели:
углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;
Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность, отдельные обычаи, обряды, национальные традиции и праздники;
уметь образно описывать хозяйство, быт и культуру казахского народа;
воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к традициям и обычаям казахского народа.
Тип урока: урок-панорама.
Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический, элементы 7 модулей.
Оборудование: карта Казахстана, компьютер, слайды, выставка.
Ход урока
1. Орг. момент.
Метод “Градусник”
Метод позволяет: составить картину эмоционального состояния учащихся.
Подготовка и проведение.
Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр “5” и “-5”.
Перед началом занятия, “Градусник” вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале “Градусника”. Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце урока учащиеся снова оценивают своё эмоциональное состояние. Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.
Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.
На что следует обратить внимание: все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;
перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;
если педагог еще не использовал “Градусник”, то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.
Поделить класс на две группы.
Опрос Д/ЗВосстание казахов против правителей Средней Азии и России.
Работа в группах, работа с карточками.
Объяснение новой темы.
На фоне кюя Курмангазы учитель у карты Республики Казахстан читает стихи:
От Южного Урала до Алтая,
Где расцветает в яблонях весна,
Лежит страна, от солнца золотая,
раз в десять больше Англии она!
Взмах орлиного крыла тебе дан
Величаво раскинувшийся Казахстан!
Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-панораму.
Тема нашего урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХIХ века. Слайд № 1.
Цель нашего урока-панорамы – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода. Слайд № 2
На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.
1) Первая остановка - ЖИЛИЩА КАЗАХОВ.
Казахский аул.
Стихотворение об ауле – Воронцова Василиса.
Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа
И выпорхнет вот-вот голубка из него,
чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:
Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?
Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку
Родную степь, аул и Казыгурт-гору.
Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.
И юноша-поэт поёт ей под домбру.
/Есенгали Раушанов/
Зимние и летние жилища казахов.
Зимние жилище киргизов делится на два типа: зимовки в степных, безлесных местностях и зимовки в лесистых пространствах…отличительной чертой зимовок является тесная связь людского жилья со скотными дворами. Сплоченность до такой степени близка, что, желая попасть в жилище киргиза, вы должны пройти почти все дворы и загородки для скота. Жилище делится на две половины. Передняя половина его представляет нары, настланные из досок или отесанных бревен от нижней балки к лицевой стороне, где опорою им служит другая балка или земляная завалинка. Нары возвышаются над землею на ¼ аршина и более, на них вся семья киргиза проводит день и ночь. Другая половина землянки к дверям имеет хозяйственное приспособление. Здесь в одном из углов ставится печь.
Учитель. Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”
Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?
2377440225425002) Наша вторая остановка – ЗАНЯТИЯ КАЗАХОВ.
Скотоводство.
Рогатый скот пасут зимою на лугах и по камышовым зарослям, вообще на местах, где животным нет надобности отгребать с растительности снег. Совершенно противоположною особенностью отличаются киргизские лошади: они привыкли разгребать снег своими копытами и потому способны без труда прокормиться зимою даже на таких местах, которые летом использовались в виде пастбищ или сенокосов, лишь бы трава успела на них отрасти к зиме. Такую же способность проявляют верблюды и овцы.
Заполни таблицу: №1 Виды животных и национальные блюда.
Вопросы: В чем состояла особенность пастьбы разного вида скота? Как казахи боролись с джутом?
Земледелие.
Вопрос: К чему привело массовое переселение крестьян в Казахстан?
Постепенное сокращение земельного простора заставляет казахский народ переходить от первобытных способов ведения хозяйства- скотоводческой культуры – к оседло- земледельческому образу жизни. Кайсацкий серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25-30 снопов, величины три четвертых в окружности. Молотьба хлеба производится волами, которые гоняются целый день по хлебу, уложенному на земляном гумне. Гумно устраивается на глиняном грунте, для чего предварительно орошается то место водой, утаптывается, а потом просушивается.
Заполни таблицу: №2 Земледелие
Учитель. В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.
3) Третья остановка – ПРАЗДНИКИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Вопрос ученикам: какие традиционные национальные праздники и игры вы знаете?
Празднества киргизов состоят в следующем: коль скоро приглашенные гости соберутся, хозяева просят двух или трех из почетнейших посетителей угощать прочих и смотреть за порядком, самых же знатнейших избирают для раздачи наград в играх. Потом разносят по всем очищенным для праздника кибиткам кушанья и огромные чаши кумысом. Подкрепив силы, приступают к разным играм и забавам, как то: к борьбе, скачке, стрельбе из 01016000лука, песням и музыке. Борьбу киргизы довольно любят и борются с искусством, схватывая друг друга за пояс, но кулачного боя не знают. (казакша курес Константин и Александр), (аркан тарту- мальчики)
Праздник Наурыз.
Лаура (читает о празднике)
Национальные игры.
Учитель. На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Они играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.
4) Четвёртая остановка – ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.
Обычаи приличия и вежливости
Обычаи уважения старших.
Обряды казахского народа: шилде хана, ат кояр, бесике салу, тусау кесу, сундетке отыргызу, шашу, беташар и т.д.
Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.
Подведение итогов.
Игра “Верю-не верю”
Учитель зачитывает фразы, а учащиеся хлопают в ладоши если ответ верен.
Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).Кроме юрт у них не было других жилищ (-).Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).Тебеневать – значит кочевать (-).Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).Домашнее задание. Написать творческий отчёт о путешествии.
Рефлексия.
Метод “Градусник” (на конец урока):
Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом.
Самоанализ урока
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Активность класса можно оценить как высокую. Считаю, что урок цели достиг.