Открытый урок на тему Традиционная казахская культура


Тема: Традиционная культура Казахстана.
Тип занятия: семинарское занятие
Методика проведения: обобщение и систематизация знаний
Цель занятия:
Образовательная- углубление и закрепление пройденного материала по традиционной культуре Казахстана.
Воспитательная- формирование у учащихся дисциплины и ответственности в работе, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать мнения других.
Развивающая- развитие у учащихся самостоятельности в принятии решения, выработка умения формулировать, излагать собственное суждение.
Время занятия- 90 мин.
Оснащение занятия: ТСО: проектор, ноутбук, слайды
Структурно- логическая схема и хронокарта семинарского занятия
1. Организационный момент- 5 мин.
методом проверки готовности аудитории к занятию, отметки отсутствующих учащихся, ознакомления с целью и планом урока.
2. Актуализация опорных знаний - 75 мин.
А)Презентации учащихся: -50 мин.
Перечень тем выступлений:
-этническая культура -Алина
-национальная кухня- Дияз-прикладное искусство казахов- Смаилжан-национальная одежда казахов- Денис и Алина
-ювелирное искусство-Роман
-народные музыкальные инструменты- Диас-казахский фольклор-алина-национальные игры- Амердин-танцевальное искусство -Фархат-обычаи и традиции- Алина и Ерик
-народное образование в 18-19вв.-Азиз и Смаилжан-устное творчество-Денис
-письменная литература-Алина, Роман
-деятели казахской степи 18-19 вв.-Смаилжан и ДиязПреподаватель: В казахской культуре можно выделить два основных направления: материальная и духовная культура. Ребята, вы должны осветить такие аспекты ее, как этническая культура, национальная кухня, одежда, верования, игры, обряды.
Источником казахской культуры является кочевой образ жизни. Благодаря этому можно увидеть отличия кочевой культуры от оседлой, ярко выраженные в этнической культуре.
1.Традиционная казахская культура
Алина: Символом этнической культуры Казахстана является юрта, которая состоит из шанырака – круга на вершине юрты, двухстворчатой двери – есика, тундука, кереге – складных стен. В настоящее время юрты устанавливают на летних пастбищах животноводов, а любые торжества, в том числе и в городах, не обходятся без юрт.
Дияз: В казахской кухне готовятся мясные, молочные и мучные блюда. Отличительной чертой казахской кухни является сочетание теста и вареного мяса. Самое распространенное блюдо бешбармак – это тесто с вареной бараниной и луком. Самым почетным гостям, как положено, подают голову барана. Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни. Коронный напиток казахов – целебный кумыс из молока кобылы. Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки.
Смаилжан: Прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества. Приемы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение. Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие прикладного искусства. Войлочное производство – это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежды. Ткали ковры из овечьей шерсти.
Денис: Национальная одежда казахов отличается в зависимости от региона. Чапан – это верхняя мужская одежда с поясом, сделанная из бархата и украшенная вышивкой. Мужчины носят колпаки или тюбетейки, высокие фетровые колпаки или охотничьи шапки- ушанки из лисьего меха (малакай). Алина: Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого бархатного жилета, шапочки или шелкового платка. Пожилые замужние женщины покрывают голову «кимешеком» - белой накидкой, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку «саукеле» с пучком перьев на макушке.
Рома: «Ювелирное искусство – это срез времени, замороженный на века», говорили мудрецы. Казахи еще с древних времен занимались ювелирным искусством. Все экспонаты ювелирных украшений тесно связаны с историей казахского народа и отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят в глубь тысячелетий. Особую значимость в произведениях казахских ювелиров приобретает не ценность материала, не сложность форм и разнообразие технических приемов, а, прежде всего, орнаментальный декор.
Диас: В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты – домбра, кобыз, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау и др. Также известно, что казахи исполняют самые лучшие кюи, айтысы. Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатная звучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта.
Алина: К казахскому фольклору относятся: эпос, сказки, пословицы и поговорки. Народные эпосы: «Кыз-Жибек», «Алпамыс», «Баян-Сулу», «Козы-Корпеш», «Утеген батыр». Самые известные сказки: «Алдар косе», «Ер Тостик», «Кула мерген», «Алтын сака». Также казахи уделяли большое значение метким пословицам и поговоркам: «Кыз оссе – елдин корки, гул оссе –жердин корки», «Ұлттың қуаты - тілінде», «Тәрбіе тілден басталады».
Амирдин: Игры во все времена имели огромное общественное значение. Они возникли в далекой древности и существуют по наши дни. Вот один из них: аламан байга, кокпар, сайыс. Байга – скачка на средние дистанции, является одним из популярных видов состязаний. Куз куу – догони девушку. Условия этой игры: девушка должна ударить плетью джигита, а если он догонит ее, то может поцеловать.
Фархат: Танец является красочным, творческим, эмоциональным действом. Он отражает многообразную фантазию народа. Ход танца зависит от того, для кого или чего он исполняется, если для свадьбы, то в танце нужно выложить свою душу.
Алина: Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать. У казахского народа много обрядов, вот одни из них: тусау кесу- обрезание пут, бесикке салу – укладывание в колыбель, атқа мынғызу и др.
Ерик: Наурыз (Новый Год) – один из главных праздников. Он отмечается в день весеннего равноденствия 22 марта. В этот день улицы городов и сел преображаются. Гостей встречают в праздничных юртах и угощают ритуальным блюдом «Наурыз коже», приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Те, кто отмечают этот праздник, почти в месяц длиной, прощают друг другу долги и обиды.
Одним из достопримечательностей казахской культуры является обычай гостеприимства, в котором, как в зеркале, отражаются характерные национальные особенности казахского народа. (представление учащимися
обычая гостеприимства)
Преподаватель: Продолжением казахской культуры явилось ее последующее развитие в 18-19 вв..Тематику традиционной казахской культуры мы продолжим в культуре Казахстана 18-19 вв.
Ребята, вы должны будете представить свои сообщения по данной теме.
II. Азиз: Почти до середины 19 в. обучение казахских детей осуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубривание сур Корана, а учителем был мулла, который, как правило, даже не имел представления об учебных планах и методике обучения. Мусульманские мектебы в 19 в. посещали в основном только мальчики, что в дальнейшем стало одной из причин женской неграмотности, по данным переписи в 1987 г. грамотность мужчин составляла 12%, а женщин 3,6%. Народное образование в 19в. в Казахстане развивалось в двух направлениях:
Смаилжан: 1.Религиозное, т.е. мектебы и медресе (от 3-х до 4-х лет). Они готовили в основном мулл, преподавателей мектебов, функционировали как правило в мечетях.
2. Светское на ряду с изучением ислама, учащиеся получали сведения светских дисциплин: арифметика, география, история, философия, естествознание, лингвистика, астрономия, математика. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры: А. Кунанбаев, С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др.
Денис: В Казахстане развивалась духовная культура, а литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная культура. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро- эпических поэм. В многочисленных айтысах участники отличались острословием и находчивостью. Знаменитые акыны –импровизаторы –Биржан-сал и Сара, Акан-сере.
Алина: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной культуры. Все творчество Абая пронизано идеями гуманизма. В обличительных стихотворениях Абая вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством. В стихотворениях Абая определяется его отношение к биям и старшинам. Чаяния народа были близки и понятны поэту. Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишия и др. Абаем создано около 170 стихотворений 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» и т.д. Памятники Абаю стоят во многих городах Казахстана
Сұр бұлт түсі суық қатпайды аспан, Күз болып, дымқыл тұман желлді басқан. Білмеймін тойғаны ма, тоңғаны ма, Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан.
Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұранғыдай, Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай. Қайыршы шал – кемпірдей түсі кетіп, Жапырағынан айрылған ағаш, қурай.
Роман: Научные труды и деяния Ш. Уалиханова вошли в сокровищницу мировой культуры. Он вписал в ее летопись нетленную страницу, в которой на века запечатлен бескрайний масштаб его гениальной личности, его короткой, но яркой жизни. Каждый труд, каждая запись Ш. Уалиханова говорит о масштабе его личности, о значении для казахской степи его просветительской, научной и литературной деятельности, о том, что именно он стоял у истоков дружбы и взаимопонимания казахского и русского народов, что именно он способствовал взаимообогащению их культур, Ш. Уалиханов был знаком со многими учеными, писателями, такими как Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Костылецкий и другие.
Дияз: Ы. Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель. Ы. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. А также он создавал варианты алфавита на основе русской графике для записи казахских текстов.
Смаилжан: В кюях Курмангазы Сагырбаева нашли отражения суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления о жизни и яркие зарисовки казахской степи, народных праздников. На какие бы темы ни создавал кюй Курмангазы, они несли в себе свою гамму человеческих чувств – любовь, нежность доброту, сострадание. У него было собственный своеобразный исполнительский стиль, своя народная домбровая школа. Самые знаменитые кюи Курмангазы: «Сары - арка», «Кишкентай». Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песеннохоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.
Алина: Прикладное искусство 19 века отражает обычаи и традиции казахского народа. В этом веке создавались умельцами предметы быта и ювелирные искусства.

Б)Тестирование в 2-х вариантах: -10 мин.
1 вариант
1) Какое значение придает «Арабо-тюркский словарь» ХӀӀӀ века к слову «казах» ?А) «Вольный»
Б) «Кочевник»
В) «Воин»
2) У казахов считалось, что от сглаза оберегали:
А) Кольца
Б) Посохи
В) Бойтумары3) Как назывались у казахов дома с надворными хозяйственными постройками?
А) Зимовки
Б) Юрты
В)Ханака4) Что казахи готовят из верблюжьего молока?
А) Кумыс
Б) ШубатВ) Айран
5) Как называется казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жаренных на масле?
А) Катык
Б) КуырдакВ) Бешбармак
6) Проводы невесты из родительского дома у казахов:
А) БеташарБ) ТiлашарВ) Кыз узату7) Как называется свадебный головной убор у казахской девушки?
А) СаукелеБ) КимешекВ) Желек8) Как называется национальная игра казахов с выигрыванием туши барана?
А) Кыз кууБ) КокпарВ) тогызкумалак9) Купольные жерди юрты называют:
А) УыкБ) ШаныракВ) Кереге10) Чем казахи утепляют юрту снаружи?
А) Шкурой
Б) Ватой
В) Кошмой
2 вариант
1) Казахи верили в очистительную силу:
А) Воды
Б) Луны
В) Огня
2) Что готовят казахи из кобыльего молока?
А) Кумыс
Б) ШубатВ) Айран
3) Как называется одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса?
А) КуртБ) ЖентВ) Айран
4) После замужества казахские женщины одевали:
А) КимешекБ) СаукелеВ) Желек5) Свадебные песни казахского народа:
А) Жоктау, тагарБ) Жарапазан, естиртуВ) Жар-жар, беташар6) Какого ребенка по традиции у казахов отдают на воспитание бабушке и дедушке?
А) Первого родившегося мальчика
Б) Первого ребенка в не зависимости от пола
В) Первую родившуюся девочку
7) Как называется казахская колыбель?
А) БесикБ) ТосекВ) Корпе8) Традиция казахов по пятницам готовить:
А) семь лепешек (Жетiшелпек), бауырсакиБ) БеспармакВ) Наурыз коже
9) Как называется часть юрты, составляющие сборно-раздвижной решетки?
А) ШаныракБ) УыкВ) Кереге10) В каком году вышла в свет газета «Казах»?
А) 1915 г
Б) 1913 г
В) 1912 г
В) Контрольные вопросы: -15 мин.
Викторина:
-когда сложилась казахская народность?(15-16 вв)
-что означает термин «номадизм»? (кочевничество)
-что означает 4- Значная система кода быта казахов? (4 стихии, 4 фазы луны, 4 стороны света)
-кого считают первопредком казахов?(Коркыт)
-какие культы верований существовали у казахов в древности?(культ огня, культ земли, культ воды, Тенгри, Умай, тотемизм, фетишизм, зороастризм)
-что представлял собой народный календарь казахов?
-какие ремесла существовали у казахов?
-назовите известные героические сказки казахского народа ?(Ер тостик, Едил Жайык, Кула мерген, Алтын сака, Кара мерген, Аламан и Жоламан, Асан Кайгыназовите известные сказки казахского народа о животных?(Бозинген, Сырттандар, Тепен кок)
-назовите эпосы казахского народа(Карабек, Алпамыс, Утеген батыр, Кобланды, Камбар, Айман- Шолпан, Кыз Жибек, Козы Корпеш- Баян Сулу
-назовите известных жырау(Казтуган, Доспанбет, Маргаска, Актамберды, Умбетей)
- назовите обрядово- бытовые песни казахского народа(Жар-жар, Сынсу, Коштасу)
- назовите древние кюи казахского народа (Нар идирген, Елимай, Желмая, Аксак кулан)
-назовите известных композиторов казахского народа(Таттимбет, Даулеткерей, Курмангазы,)
II.- назовите научные труды Ш.Уалиханова-назовите произведения Абая Кунанбаева- назовите русских исследователей казахской степи (П. Рычков, И. Северцев, Г. Данилевский, П. Семенов Тян-Шанский, Е. Ковалевский, В. Даль, В. Радлов)
3. Подведение итогов занятия: - 5 мин.
Заключение: Наш урок носит обобщающий характер. Конечно, невозможно за один урок ознакомиться со всеми достижениями культуры, существовавшими на территории Казахстана. Учащиеся показали наиболее знаковые этапы в культурном развитии. Это образ жизни казахского народа, его достижения в духовной и материальной культуре. Огромному влиянию подверглась казахская культура в результате осмысления вклада, внесенного творчеством передовых ее деятелей в 19 веке: Ш.Уалиханова, А. Кунанбаева, И Алтынсарина. Культурный процесс не ослабевает, а с новой силой развивается в независимом Казахстане. За годы независимости в культуре Казахстана произошел значительный подъем. С каждым годом все больше совершенствуется развитие культурной жизни в республике. Меняется архитектурный облик городов, снимаются новые фильмы, ставятся спектакли на казахстанскую историческую и современную тематику, проводятся фестивали, поддерживается культурное развитие этносов Казахстана. Достижения казахстанской культуры подтверждают правильность политики, проводимой в нашей стране. Совершенно очевидно, что это процесс, который идет только вперед.
4. Задание на дом: -5 мин.
Подготовить сообщения, найти дополнительные сведения по теме «Культура Казахстана в 18-19 вв.»