открытый урок по истории Казахстана на тему: Традиционная культура казахов в первой половине 19 века

Тема: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века.
Цели:
- углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа;
- выявить качество и уровень овладения знаниями по истории Казахстана;
- развивать познавательный интерес и коммуникативные навыки;
- воспитывать уважение и интерес к культуре, обогащать внутренний мир учащихся, общий кругозор.
Оборудование: презентация, сообщения детей
Форма урока: повторение-обобщение

Ход урока
Позитивный настрой: . «Снежный ком»
- Если вы пришли в школу с плохим настроением. Сядьте, закройте глаза. Представьте, что вы в руках держите снежный ком. В школе тепло от добродушия окружающих учителей, от улыбок одноклассников. Твой ком тает, тает На душе становиться тепло и спокойно. У тебя поднимается настроение, появляется познавательный интерес на уроке.
(звучит кюй Курмангазы Сарыарка) на фоне музыки стих
Народов много кочевых осело в нашем крае
Почти все помнят родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим о дружной и родной
Народности Казахской, самой коренной.
И мы отправляемся в путешествие во времени, и наша цель побывать в ауле XIX века, узнать, как жили наши предки, трудились, общались, проводили праздники. Чтобы наше путешествие было запоминающимся, мы будем делать остановки и выполнять задания.

1 слайд: остановка «Жилище казахов».
Вопросы командам:
-что представляет собой казахский аул?
- описать жилище казахов.
- объяснить понятия: тезек, тор, кыстау, ауыз уй
, шошала, малкора.
(подводим итоги, жетоны вешаем на доску)

2 слайд: Занятия казахов. Блиц опрос IV.
Перекрестный опрос.  Проводится с целью мотивировать учеников тем, что один человек не в состоянии усвоить все предлагаемые знания, а весь класс, разделив нагрузку на всех поровну, способен усвоить огромный объем и сохранить здоровье и радость познания
Учащимся задаются вопросы, на которые нужно быстро ответить.
Основным хозяйственным занятием степняков является... (кочевое и полукочесвое скотоводство)
Что обязательно должно быть на месте, которое выбирается для стоянки аула? (вода и подножный корм)
Что значит «тебеневать»? (умение разгрести корм из-под снега)
Основные виды скота кочевников, это? (лошадь, овца, верблюд)
В каких регионах и почему больше держали КРС? (в северных, т. к. его лучше скупали переселенцы)
Зачем держали коз в кочевой хозяйстве? (из-за ценного пуха)
Зачем в каждой отаре овец был козел? (козел был вожаком)
Как называются одногорбые верблюды? (нар)
В каком регионе Казахстана предпочтение отдавали верблюдам двугорбым? (в северных, т. к. они имели густую шерсть)
Зачем после возвращения с летовок казахи устраивали палы? (чтобы лучше росла трава)
вопросы для второго участника:

Что такое джут? (массовая гибель скота от бескормицы)
Как часто случались джуты? (каждые 10-12 лет в год зайца)
Как использовались соленые озера в хозяйстве казахов? (соль- лечение людей и животных)
Какие орудия труда использовали при заготовке сена? (косы-литовки, сенокосилки, конные грабли)
Что такое атпа, чигирь? (водоподъемные приспособления)
Богарное земледелие, это какое? (неполивное)
Самое распространенное кормовое растение? (люцерна)
С какой целью казахи занимались охотой? ( бедные подсобное хозяйство, богатые развлечение)
Сами казахи рыбу потребляли в небольших количествах. Зачем ловили? (для продажи)
Главный центр по добыче и отправке рыбы? (Аральск)

(подводим итоги, вывешиваем жетоны)

Слайд: «Национальная одежда».
Командам раздается набор слов, каждая команда должна выбрать слова, составляющие описание женского или мужского костюма.
(проверяем, подводим итоги)
Слайд: «Национальные игры».
В жизни традиционного казахского общества большое место занимали спортивные игры и состязания. Они воспитывали у молодежи выносливость, выдержку, ловкость и
готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.
Задание командам: на доске появляется изображение игры, участники должны назвать, фрагмент какой игры изображен.
аударыспак;
кокпар;
казакша курес;
алтыбакан;
кыз куу;
байга.
Задание из «черного ящика». Участники выбирают задание:
«Здоров, как киргиз» - эту поговорку приводит немецкий исследователь Фон Шварц, отмечая отменное здоровье казахов. Назовите слагаемые.
Кого у казахов так называли:
тауып (знахарей)
даригер (лечащих травами)
оташы (хирургов)
сыныкшы (костоправов)
баксы (лечащих психические заболевания)
3. «Ямагата, Муханура, Кара Мустафа, Махмут, Кажымукан...» кто эти люди? Что можно добавить к сказанному?
Пока подводятся итоги, вывешиваются жетоны, мальчики ученики класса показывают приемы казахской борьбы.
Слайд: «Обычаи и обряды».
Это домашнее задание, смотрим презентации, которые приготовили участники команд на соответствующую тему.
По итогам решаем кроссворд.
Слайд: «Праздники».
Любимым праздником на протяжении многих веков является Наурыз, который в нашей республике официально отмечается с 1988г.
Первый ученик: День весны приходится на ночь с 21 на 22 марта. По казахской традиции в эту ночь выходит старик Кадыр, он посылает людям счастье, благоденствие. Утром первого дня Нового года очищали родники и сажали деревья, а женщины готовили угощения. Только затем, нарядившись во все новое, праздничное, люди шли в гости. Обнимались, поздравляли друг друга. В этот день аксакалы примиряли находящихся в ссоре родственников, супругов, благословляли молодых, читали молитвы.
Второй ученик: Именно в это время весеннего праздника парни признавались в любви, дарили девушкам подарки. Белобородые старцы обращались ко всем с традиционными пожеланиями:
Чтобы ваши души всегда были открыты, а темные помыслы исчезли навсегда.
Пусть будет дорога к народу правильной, желаем в жизни много светлого, пути верного.
Народу достаток желаем, все плохое пусть в землю уйдет. Пусть светлое счастье придет.
Пока девочки говорят, на доске слайды про Наурыз.
Слайд с пожеланиями.
В заключение девочки исполняют танец. Подводим итоги, считаем жетоны.

Заключительное слово: Праздник душа народа. Именно в дни праздников проявляются лучшие качества людей дружелюбие, гостеприимство, уважение к старшим, забота о маленьких и слабых. Праздник это возможность выразить родным свою любовь, вспомнить о друзьях и знакомых. Если Кадыр ата выполняет любое желание, давайте дружно загадаем, чтобы в нашей жизни было как можно больше праздников и радости. У каждого из вас есть птица напиши на ее крыльях название праздника, который по- вашему должен обязательно появиться в календаре и прикрепите свою птицу на карту посмотрите, какой яркой стала наша страна. Пусть радости и праздников будет больше!
Рефлексия
Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат? * работа стала более эффективной; * это тормозило процесс; * в работе мы допускали неточности; * не позволило задействовать ресурсы всех участников группы