Научная статья по краеведению на тему История- моего села

Студент 1 курса РВМК Ноғайбай Азамат
Соавтор доклада
Шаталова Галина Алексеевна
Доклад
История моего села
(краеведение)
Одним из путей глубокого изучения истории является изучение истории своего края, семьи, через них возможно более глубокое усвоение и понимание исторических событий,  фактов происходивших и происходящих в стране.   В целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: краеведение остается актуальным во все времена. Играет большую роль
в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота.
Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, месту, где ты появился на свет, где ощутил и навечно сохранил материнское тепло, где впервые прикоснулся душой и сердцем к скромной и неповторимой красоте родной природы. Любить свой край – это значит изучать его малоизвестные и хорошо известные страницы.
Я живу в поселке Коянкус. Я горжусь им и считаю его самым лучшим на свете. Свою любовь я могу выразить желанием изучать этот край, беречь и приумножать его богатство. Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, чтобы изучение нашей истории облагораживало, при соприкосновении с ней не покидала гордость за свою Родину! Чтобы все лучшие качества, которые есть у жителей нашего села, прорастали в наших сердцах и характерах. Память нам нужна, как хлеб, как воздух.
Письменные источники содержат уникальные сведения по исторической географии. В них описаны рельеф, климат, растительный и животный мир, население и его этнический состав.
Аул Бармак, «Коян-Кус» – названия, данные дорогому для всех нас селу в разные времена. Названия разные, а любовь одна, она у нас в крови, мы ее впитали с молоком матери. Наше село прекрасно всегда. Прекрасны его улицы, прекрасны люди, живущие в нем и делающие его прекрасным.
Время и история не стоят на месте. Природа и люди создают новые уникальные памятники.
Вот и у нас в предверии празднования 70 –ой годовщины Великой Победы был установлен памятник участникам ВОВ ушедшим на войну с нашего поселка.
Мне захотелось внести свой вклад, написать работу о истории своего села, людях, которые жили здесь, наших односельчанах, которые ушли на фронт ВОВ, проявляя истинный патриотизм, и конечно о людях, живущих здесь сейчас..
Идея написать работу о своем селе возникла когда Президент Республики Казахстан, Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил в каждом селе, установить памятники участникам ВОВ и ее героям. Дома мы много обсуждали эту тему, так как нам она близка. Моя семья (Ногайбаевы) является потомками Жапека-Бармака. Мои предки воевали с Джунгарами. Мой дедушка Атамбаев Нурак воевал с фашизмом. Погиб совсем молодым, защищая Родину. А мой отец возглавил работу по увековечиванию своих односельчан воевавших на этой войне. Вместе с советом аксакалов села и благодарными жителями были собраны средства и установлен памятник участникам ВОВ, ушедшим на фронт от села Коянкус.
Это событие стало одним из главным в селе, так как всколыхнуло историю 70 –ти летней давности. Война коснулась многих в нашем селе. Принесла много горя. И именно этот памятник, открытие которого состоялось 7 мая 2015 года будет напоминать подрастающему поколению о ужасах той войны. Этот памятник – пример преданности Родине и патриотизма. Он помогает осуществлять связь поколений во времени.
Выступая на форуме "Ауылым – алтын бесiгiм". Обращаясь к соотечественникам, Глава государства отметил, что сегодня перед гражданами нашей страны открыт весь мир, но Казахстан остается тем местом, куда все стремятся возвратиться. "Благодаря труду казахстанцев за короткий, по историческим меркам период наша республика достигла невероятных успехов, укрепила Независимость, став известной и авторитетной страной. Сегодня нашей сплоченности учатся другие государства. Для меня "золотой колыбелью" является весь Казахстан, как и должно быть для всех нас. Человек никогда не забывает места, где он провел свое детство. Президент обратил внимание, что многие из видных деятелей науки, искусства и других сфер вышли из села. "Аул – оплот духовности, основа культуры, источник традиций нашего народа. Издавна казахская земля славилась своей многоэтничной культурой, здесь жили представители разных народов. Они хранили дух единства, мира и согласия, который был передан нам нашими отцами", – сказал Нурсултан Назарбаев.Село Коянкус расположено на границе с городом Алматы у реки Есентай. Село со своей историей. Оно замечательно тем, что является примером того, как люди могут любовью преобразить край.
На первом месте у моих односельчан гордость за своих людей, сохранивших свою историю, быт, культуру.
Не для кого не секрет, что люди обживали места там, где была вода. Местность, где расположен поселок - возвышенная. Она раньше никогда не подвергалась наводнениям. Окружена густой растительностью. Удобна для проживания, ведения сельского хозяйства и разведения скота.
Свое начало поселок берет с древних времен. Основатели и коренные жители поселка представители племени Жапек, которые берут свое начало от знаменитого Байдибек би (Улы жүз-Шапырашты-Карасай-Турикпен-Жапек-Бармак-Малайсары). (Родословная Шапырашты: «Онер», с.657). Батыр Бармак был сыном участника-тысячника Аныракайской битвы Жапека. А сын Бармака Канай участвовал в войне с джунгарами, которую возглавлял Абылай (Ч.Валиханов. «Избранное», с.128). Аул Каная всегда останавливался на том месте, где расположен в данное время Коянкус. Потомками рода Жапек являются представители семей, которые и по сей день проживают на территории нашего села-Артыкбаевы, Атамбаевы, Момбаевы. Абимолдаевы, Кольбаевы, Ногайбаевы, Абсеметовы.
История нашего села насчитывает не одно столетие. История его развития интересная своими событиями разных времен. Раньше при кочевом образе жизни аул Каная, потомка Бармака (страший жуз) всегда останавливался здесь в этих местах на стоянку. Со временем они обоснавали свой аул у реки Есентай. Причиной этого были благоприятные климатические условия, здесь была вода, рыба, дичь, трава для выпаса скота. Люди жили со своими обычаями и традициями. Со временем прибывали предствители других жузов, затем национальностей. Казахи делились всем, что было у них самих. Пищей, одеждой. Жили всегда дружно, мирно. Вели хозяйство, разводили скот, высаживали сельскохозяйственные культуры.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляется ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши отцы и матери, деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ.
Коянкус сейчас живет в ногу со временем. Благодаря мудрой политике нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева и большому вниманию со стороны государства, которое уделяется селам, наше село в настоящее время имеет современный вид, В нем хорошие социальные условия, есть школа, новая больница, детские сады, магазины, теплица, поселок газифицирован. В результате чего резко увеличилась численность населения. В нашем поселке есть чем удивить. Наш поселок многонационален. Коянкусовцы любят  свой поселок и гордятся им. А любить свою Родину - значит знать её историю!
Пройдет еще немало лет, и мы, молодое поколение, станем историей, которую будут изучать наши внуки и правнуки. И они, как и мы, напишут «Я люблю тебя, мой Коянкус!»