Технологическая карта урока математики в 3 классе на тему Площадь прямоугольника

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большевистская ООШ»
д.Лодейка, Великоустюгский р-н
Технологическая карта урока математики
в 3 классе на тему: «Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника. Постановка учебной задачи»

Педагог: Закусова Ирина Сергеевна
Тип урока: открытие нового знания
Цель для учителя:- создание условия для выведения обучающимися правила вычисления площади прямоугольника
Цель для обучающихся: - установление связи способа измерения площади и способа её вычисления с использованием длин смежных сторон; выведение правила вычисления площади прямоугольника
Задачи для учителя: -актуализировать умение вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней;
-научить в процессе реальной ситуации использовать определения понятий «площадь прямоугольника;
-формировать умение вычислять площадь и периметр прямоугольника по известным данным (сторонам), сравнивать площади и периметры прямоугольников;
-развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Задачи для обучающихся: -знать понятия «длина», «ширина», «площадь фигуры», «периметр фигуры»;
-научиться находить площадь прямоугольника по формуле;
-учиться самостоятельно применять новые знания на практике;

Методы обучения (с указанием автора классификации): репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)
Оборудование и технические средства обучения: карточки с заданиями для работы в группах, рисунки с изображением красных и зелёных яблок /для этапа рефлексии/, мультимедийная презентация, учебник математики Н.Б.Истоминой, 3 класс.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики Н.Б.Истоминой, палетки, листы, на которых изображены прямоугольники, имеющие различную площадь (4*3; 5*2; 6*4;8*3), цветные карточки с домашним заданием, цв. кружки
Планируемые результаты:
Метапредметные:
регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; соотносить выполненное задание с образцом; подводить итог урока, делать выводы и фиксировать удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой на уроке;
познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.
коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения, участвовать в диалоге, коллективном обсуждении, работать в паре при выполнении задания.
Личностные: элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности, понимание причин успеха или неуспеха, положительное отношение к предмету математики
Предметные: - умение вычислять площадь и периметр прямоугольника по известным данным (сторонам); сравнивать площади и периметры прямоугольников; уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь», «периметр»
Критерии оценки результата урока: умение вычислять площадь прямоугольника (новым способом) по известным данным (сторонам)















Этапы урока
(время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деят-ти
(2 мин)
Создает положительную эмоциональную направленность
-- В начале урока мне хочется прочитать высказывание американского математика Айвена Нивена.
"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!"
- Как вы понимаете смысл этих слов?


- Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.
-Подумайте и скажите, что понадобится для успешной работы на уроке математики?
-Наша формула трёх «У» - уверенность, успех, удовольствие. Эти качества нам помогут успешно поработать.


Проверяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм урока.



Слайд 2


Отвечают на вопрос учителя






-Внимание, активное участие, воображение.

(Слайд 3)
Личностные: самоопределение, мотивация учения;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками





Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


2. Актуализация знаний (5мин)
Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение
-Чтобы усвоить знания по новой теме, мы должны опираться на приобретённые ранее знания, умения и навыки. Начнём урок с гимнастики для ума.
1.Устный счёт (Слайд 4)
2.Какие фигуры изображены на доске? (Слайд 5)
Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.
3.Задача на нахождение периметра прямоугольника. (Слайды 6,7)









Устно выполняют задания
Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.

Решают задачу на нахождение периметра.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выявление места и причины затруднения
(4 мин)





Практическая работа, в ходе которой определяется цель урока.
- Вспомните какую тему изучали на прошлом уроке.
-Что такое площадь?
- Какими единицами измеряется площадь фигуры?
- Какими способами сравнивали площади фигур на прошлом уроке?
-У вас на столах лежат палетки и шаблоны прямоугольников. С помощью палетки найдите площадь 1 прямоугольника. Как вы это сделали?
- Удобно ли пользоваться способом измерения площадей с помощью палетки, когда фигуры большие?
Создание проблемной ситуации, в ходе решения которой учащиеся должны сделать необходимый вывод.
Проблема: как найти площадь прямоугольника, не разделяя его на мерки-квадратные сантиметры?








( На глаз, наложением)


Наложили палетку на прямоугольник и посчитали клеточки.


Слайд 8



Анализ, обобщение, структурирование знания
Познавательные: сравнение, постановка и формулировка проблемы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)






- Раз способом измерения площади прямоугольника с помощью палетки мы не всегда можем воспользоваться, то как сформулируем тему и цель нашего урока?
-Составим план нашей работы:







Отвечают на вопрос
Цель: Открыть новый способ измерения площади прямоугольника



Коллективное составление плана
1.Вывести правило нахождения площади прямоугольника
2. Научиться находить площадь прямоугольника.
3.Решать задачи по нахождению площади прямоугольника.
Слайд 9
Регулятивные: умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; построение логической цепи рассуждения; планирование; прогнозирование
Познавательные: умение обосновывать свои суждения; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи


5.Реализация построенного проекта
(10 мин)
Физминутка «Смотрите, в небе самолёт»
(1 мин)
-Возьмите 2 прямоугольник. Наложите палетку. Подсчитайте число квадратов в одном ряду. – Чему равна длина прямоугольника?



- Подсчитайте число рядов.
-Чему равна ширина прямоугольника?


(Проделанная работа обобщается в таблице, которая оформляется на доске.)
Число кв. см в одном ряду прямоугольника
Число
рядов
прямо-
угольника
Площадь
прямо-
уголь
ника
(см2)
Длина
прямо-
уголь
ника
(см)
Ширина
прямо-
уголь
ника
(см)
Площадь
прямо-
уголь
ника
(см2)

8
3
8*3
8
3
8*3

6
4
6*4
6
4
6*4

4
3
4*3
4
3
4*3

5
2
5*2
5
2
5*2


- Прочитайте рассуждения Маши и Миши в задании 1
- Попробуйте сформулировать правило вычисления площади прямоугольника.
- Сравните свое правило с определением в учебнике стр.4
- Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать

 









8
8см
Вывод: число квадратов в одном ряду и число сантиметров по длине прямоугольника одно и то же.)
3
3см
Вывод: число рядов совпадает с числом сантиметров, которые укладываются по ширине прямоугольника.












Читают в учебнике
Формулируют правило, сравнивают его с правилом в учебнике
Слайд 10

Выбор наиболее эффективного способа решения задач, сравнение, подведение под понятие, выведение следствий
Регулятивные: осуществление действий по заданному плану


6.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
(4 мин)
Физминутка для глаз
(1 мин)
- Заполните таблицу, используя правило нахождения площади прямоугольника  (Слайд11)
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух по цепочке
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(3 мин)
-Самостоятельно выполните задание 2 (начертить в тетради прямоугольник, найти его площадь


- У кого самостоятельная работа вызвала затруднение?
- В чем причина ошибки?
- Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок?

Самостоятельно чертят прямоугольник, находят его площадь и сверяют с ответом на слайде
Слайд 12
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
 Личностные: самоопределение.


8.Включение в систему знаний и повторение
(5 мин)
А)Решение задачи 4 стр. 5
- Вспомните, как найти периметр прямоугольника.
Б) Разноуровневые задания. (Слайд 13)
-Сравните задачи. Какая из них кажется тебе более сложной? Почему?
Реши ту, которая тебе по силам.
Работают в парах
Проверяют выполнение задания

Прогнозируют и выполняют разноуровневые задания.
Коммуникативные: Умение слушать товарища, принимать точку зрения другого Регулятивные: Прогнозирование, контроль и самоконтроль


9.Подведение итогов урока
(4 мин)
1)-Какая величина была сегодня на уроке главной?
-Площадь какой фигуры мы научились находить новым способом?
-Как найти площадь прямоугольника?
-Какими единицами измеряется площадь? А периметр?
-Удалось ли нам решить поставленную задачу?
-Что на уроке хорошо получалось? А над чем ещё стоит поработать?
2)Продолжи мои предложения:
-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось
У меня получилось
На следующем уроке мы













Слайд 14
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов;
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

10.Информация о домашнем задании
(1 мин)
-Я предлагаю вам дома закрепить полученные сегодня знания.
У вас на парте лежат листы разного цвета. На красном – более трудный  пример, жёлтом – средний, а на зелёном – более лёгкий. Вы  можете выбрать любую карточку и дома решить этот пример самым удобным для вас способом.

Выбирают карточку


11.Рефлексия
(2 мин)
Осуществляет рефлексию деятельности
Зажигаем светофор знаний:
-если на уроке было всё понятно-зелёный кружок
-если осталось что-то непонятным-жёлтый кружок
-если почти всё непонятно и трудно-красный



Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке, поднимая нужный кружок
Личностные: Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке; адекватное понимание причин успеха/неуспеха на уроке
Познавательные: Контроль и оценка результатов деятельности




















15