Конспект урока математики в 5 классе Старинные меры измерения длин у башкир
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет математика
Класс 5
Базовый учебник Математика. 5 класс. Н.Я.Виленкин и др. – Мнемозина,2008.
Тема урока: Старинные меры измерения длины у башкир и мои измерительные инструменты
Цели урока:
Образовательная:
- познакомить детей со старинными мерами длины у башкир ;
- научить пользоваться этими мерами при решении задач;
- научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц.
Развивающая:
- развитие интереса учащихся к предмету «Математика» и расширение кругозора;
- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся;
- развитие умения применять свои знания в нестандартных задачах.
Воспитывающая:
- воспитание чувства коллективизма, культуры общения, умения выслушивать других;
- воспитание уважения к истории своей страны.
Оборудование: мультимедиапроектор; компьютер; мультимедиапрезентация о старинных мерах длины у башкир : доска; раздаточный материал
Тип урока: урок-лаборатория.
Подготовительная работа:
Сбор материала по теме урока.
Подбор материала в Единой коллекции ЦОР.
Подборка поговорок, пословиц и крылатых фраз содержащих названия величин и единиц их измерения.
Работа творческой группы
Ход урока
Организационный момент. Учитель
Приветствуем друг-друга давайте с раскрытыми руками , как говорят у нас ,(колас йайеп ) и улыбнемся друг –другу, ибо мы собираемся в дорогу под названием «История» Вот поэтому у нас в гостях учитель истории Гульшат Ураловна, а почему на уроке математики мы изучаем историю , вы наверное , догадаетесь в ходе урока
2 .Актуализация опорных знаний Посмотрите на слайд 2
Найдите лишнее слово , обоснуйте свой ответ
Сантиметр Метр Килограмм Миллиметр
А теперь обратите внимание что изменилось (слайд 3) таблица написана красным цветом , вспомним светофор- что мы делаем при красном цвете?
Останавливаемся на чем –на единицах измерения длины. Какие единицы измерения длины вы знаете?
Слайд 4 Устная работа
Заполнить пропуски.
1 см = ……. мм
1 дм = ……. см = ……. мм
1м = ……. дм = ……. см = ……. мм
1 км = ……. м = ……. дм = ……. см = ……. мм.
А теперь назвать единицы измерения длины начиная с меньшей: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр ,километр, (обратить внимание на ударение) А каким инструментом мы измеряем длину?
Практическая работа (работаем группами ) (слайд 5)
первая группа измеряет длину и ширину двери
вторая группа длину и ширину другой двери
третья группа длину и ширину стола и записываем результаты на доске, они нам понадобятся в ходе урока
а теперь внимание на слайд
Слайд 6
ИЛЕ, Карыш , Аршын , КОЛАС
САЖИН , САКРЫМ , АРКАН
Знакомы ли вам эти слова ? Слышали ли вы о них? Постановка проблемной задачи - может нам поможет учитель истории?
Этап изучения нового материала.
Выступление учителя истории(2 -3 мин) На первых порах развития человечества измеряли «на глаз». Позже появились натуральные меры: длина ступни, ширина ладони и др. Названия некоторых сохранились до сих пор. здесь тоже меры измерения длины . На уроке истории мы с вами уже встречались с информацией о том, что не всегда в обиходе были привычные для нас теперь единицы измерения. С древних времен в каждом государстве правительство устанавливало определенные единицы для основных величин. Единицы, вошедшие в употребление, называли мерами.На этой таблице написаны древние меры длины
Учитель математики
Слайд 7
ИЛЕ- ширина одного пальца -1,2 см
Учитель ; а теперь работаем все вместе , покажите мне палец и измерьте у себя ширину пальца сколько сантиметров( совпадают ли данные или нет обоснуйте свой ответ)
Слайд 8
КАРЫШ– расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев1 КАРЫШ =18-19см
( Слайд 9) Практическая работа Измерьте на своей руке карыш
Слайды 10
АРШЫН-71,12см.----71 см
СЛАЙД 11
САКРЫМ—1,067 км—1 км
Эту величину мы на себе не сможем измерить , давайте посчитаем Расстояние между нашей деревней и деревней Яргаишево 5 км . Если это перевести на сакрым сколько это будет ?
(Слайд 12) ВТОРАЯ ЗАДАЧА Расстояние между нашей деревней и райцентром 100 км, сколько сакрым ?
Учитель: Давайте сделаем вывод - значит что означают эти слова и почему именно сегодня я написала их ?
Физминутка ( музыка башкирской народной песни «Урал» )
Глаза закрыли , отдыхаем
Это была музыка песни «Урал»
А что такое Урал? ( после высказываний учащихся ) Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Уральский хребет поднимается над двумя равнинами: Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Он как барьер отделяет Европу от Азии.
“Урал” по-башкирски — пояс. Длина его 2500 километров. Ширина различна. В одних местах горы сжаты в полосу до 30 — 40 километров. В других раскинулись на 150 и больше километров.
А теперь представьте вы аксакал из древних времен вот вы рассказываете про Урал и называете длину Урала . Какую из данных единиц измерения вы бы использовали для этого?
Дадим слово аксакалу – дайте ответ и обоснуйте свой ответ
(Слайд 13)
Сажин -2,13 м—2 м
АРШЫН-71,12см.----71 см
САКРЫМ—1,067 км—1 км
КАРЫШ =18-19см
ИЛЕ- ширина одного пальца -1,2 см
ВОТ перед вами древний купец предлагает свой товар . Выбираем купца и покупателей , нам надо купить щторы на двери и скатерть на стол.
С какими единицами измерения мы будем пользоваться?
(Учащиеся с результатами первой практической работы вычисляют сколько аршин , карыш полотна потребуется для наших штор и скатерти )
Вычисления сделаны, надо просто измерить материал и отрезать
А как он купец должен измерить эти аршин , карыш ,сажин , у него нет ни линеек, ни других измерительных приборов? Постановка проблемы, как решить эту проблему ? Варианты ответов учащихся
Какими же измерительными приборами они могли пользоваться?
Наши предки из измерительных приборов располагали только собственным ростом, руками и ногами. Вот поэтому и появились такие меры измерения длины. Купец знает сколько сантиметров ширина одного пальца , расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев и он измеряет длину материала. Как справиться с этим заданием наш купец ? (ученик –купец должен измерить подручными средствами -можно помочь при затруднениях) Раньше купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков.
Устная работа
Задание № 1.
Сравните 1 сакрым и 1 километр.
Запишите неравенство. Выразите длину сакрым в метрах.
Задание № 2
Работа творческой группы (дома творческая группа должна составить таблицу роста одноклассников , а теперь в классе они переводят в старинную меру )
Имя Рост в см Карыш
Айгузель 140 см ?
И т далее
Слайд 14
Мои измерительные приборы
Вы всегда носите с собой линейки? Вам срочно понадобилось измерить длину материала, рядом нет линейки. Что вы сделаете в данной ситуации? ( варианты ответов учащихся)
Учитель: для измерения больших расстояний полезно знать длину своего
шага. Тогда , подсчитав количество шагов можно измерить пройденный путь . А вы знаете длину своего шага? И не интересовались?
Для измерения предметов средней длины полезно знать расстояние между средними и указательными пальцев , ширину одного пальца.
Для измерения предметов малой длины полезно знать размеры каких- нибудь маленьких предметов ,которые могут быть у вас всегда с собой
Например диаметр рублевой монеты
Ширину пшеничного зерна
Домашнее задание
Заполните данные своих измерительных приборов Слайд 15
Мои измерительные приборы
Длина моего шага-
расстояние между средними и указательными пальцев--
ширина одного пальца----
диаметр рублевой монеты---
Учитель:
Можно измерять локтями.И линейкой, и веткой,Сантиметром и рулеткой.Папа говорил мне так:– Пусть нашей мерой будет шаг.Шаг муравьишки – миллиметр.Шаг у людей – примерно метр…– А километр, –воскликнул я.Отец сказал: – Ну, что ж,Стань великаном и, шутя,На километр шагнешь.
И посмотрим у кого - какой шаг?
Итог урока. .А зачем нам надо знать ширину своего шага и другие величины написанные здесь (слайд 15) ? ( ответы обоснуйте) Жили наши предки , были аршины , сакрым , иле - но почему мы перешли к другим мерам – сантиметрам , метрам и линейке?
Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?
- Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и башкирских сказках.( например привожу примеры из башкирских народных сказок « кон уткан тон уткан ,100 сакрым ер уткан или пословица ---Буйы 1000 карыш , акылы 1 карыш)
У разных стран есть различные единицы измерения длины. Заходим на сайт converter-si.ru и показываю перевод на различные меры измерения различных народов .
Рефлексия
А теперь вспомним что я сказала в начале урока - на уроке математики мы изучаем историю. Почему я так сказала
- Начертите в тетради друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? (выслушать 2- 3 ответа) Молодцы, вы (многие?) хорошо работали ( оценка ответов учащихся)
Посмотрите на ваши отрезки
Мы на пороге большого исторического события имя этому событию Сочи -2014. 7 октября 2013 года по нашей стране начал свой путь факел олимпийского огня .Он пройдет 65000 км пути по России, в столице нашей республике в Уфе пройдет 21-22 декабря . Если перевести на старинные меры измерения например на сакрым сколько это будет?
Домашнее задание каждому учащемуся дается карточка и можно решить задачи на свой выбор, чем больше баллов наберешь тем длиннее окажется твой отрезок и тем выше будет твоя оценка
Наш урок закончился, но работа которую мы с вами начали по этой теме не заканчивается как факел олимпийского огня пройдет много-много километров -но это уже будет другая история.
Приложение
На каком расстоянии столица нашей республики от деревни? Переведите это на сакрым (1 балл)
Напишите одну башкирскую народную пословицу где есть слово с мерами измерения длины.( 1балл)
В парке посадили молодые саженцы на расстоянии 4м друг от друга. Какое расстояние между первым и двадцатым саженцем? .(2 балла)
Задача взята из сборника «Арифметика» математика и педагога Леонтия Магницкого (18 век).
Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? 1 верста -1км 70м (3балла)
5 Мои измерительные приборы (заполнить таблицу) 3 балла