Итоговый тест по русскому языку для 5 класса

Итоговый тест по русскому языку, 5 класс.
1 вариант.
Прочитайте текст и выполните задания.
Вот уже три месяца, как командир бронедивизиона полковник Александров не был дома. 2) В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче. 3) Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила:
4)– Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру.
5) Когда во дворе зафырчала отъезжающая машина, Женя вздохнула и оглянулась. 6) Кругом был разор и беспорядок. 7) Сбросила сандалии. 8) Сдернула со стола скатерть, сунула под кран ведро и, схватив щетку, поволокла к порогу груду мусора. 9) В бельевом цинковом корыте шипела и лопалась мыльная пена. 10) А прохожие с улицы удивленно поглядывали на босоногую девчонку в красном сарафане, которая, стоя на подоконнике третьего этажа, смело протирала стекла распахнутых окон.
11) Грузовик мчался по широкой солнечной дороге свернул в дачный поселок и остановился перед небольшой дачей.
12) Шофер с помощником откинули борта и взялись сгружать вещи, а Ольга открыла застекленную террасу. 13) Отсюда был виден большой запущенный сад. 14) В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышею этого сарая развевался маленький красный флаг. 15) Ольга вернулась к машине. 16) Здесь к ней подскочила бойкая старая женщина. 17) Она вызвалась прибрать дачу, вымыть окна, полы и стены. 18) Пока соседка разбирала тазы и тряпки, Ольга взяла котенка и прошла в сад. 19) На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола. 20) Крепко пахло смородиной, ромашкой и полынью. 21) Замшелая крыша сарая была в дырах, и из этих дыр тянулись поверху и исчезали в листве деревьев какие-то тонкие веревочные провода. 22) Ольга пробралась через орешник и смахнула с лица паутину. 23) Что такое? Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка. 24) Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот.25) И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю. 26) Веревочные провода над крышей задрожали. 27) Царапнув руки, котенок кувыркнулся в крапиву. 28) Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. 29) Но ни среди зелени, ни за чужим забором, ни в черном квадрате окна сарая никого не было.
(По А.П.Гайдару «Тимур и его команда»)

Выберите только один вариант ответа на вопросы 1-7.

1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Почему Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась?»
Тут Ольга услышала быстрый, тревожный шепот.
Красного флага над крышей уже не было, и там торчала только палка.
И вдруг, ломая сухие ветви, тяжелая лестница – та, что была приставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю.
Все варианты ответа верны.

2. Выберите синоним к слову «насупившаяся» (предложение 3).
1) нахмурившаяся
2) обрадованная
3) опечаленная
4) расстроенная

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Вскоре запыхтела керосинка и загудел примус.
2) На стволах обклеванных воробьями вишен блестела горячая смола.
3) В глубине сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай.
4) Веревочные провода над крышей задрожали.

4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЦВЕТНУЮ букв меньше, чем звуков.
2) В слове СТЕНЫ все согласные глухие.
3) В слове ОСМОТРЕЛАСЬ мягкий знак служит для смягчения согласного.
4) В слове ПРОВОДА нет звука О

5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
1) предложил
2) приберешь
3) опираясь
4) остановилась

6. В каком слове правописание приставки не зависит от звонкости-глухости последующего согласного?
1) сдвинув
2) беспорядок
3) разбирала
4) исчезали

7. В каком слове пишется Ъ?
1) двух этажный
2) от езжать
3) пол ёт
4) батал он


Ответы на задания 8-12 записывайте словами или цифрами.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 5-9 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

10. Среди предложений 12 - 16 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.

12. Среди предложений 19 - 22 найдите предложение с однородными дополнениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

13. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) о том, зачем автор использует запятые. Используйте 2 доказательства из текста.


Итоговый тест по русскому языку, 5 класс.
2 вариант.
Прочитайте текст и выполните задания.

1.За серыми воротами с черно-красной звездой, в тенистом саду дома, по песчаной аллейке шла маленькая белокурая девчушка. 2.Ее мать, женщина молодая, красивая, но с лицом печальным и утомленным, сидела в качалке возле окна. 3.Перед ней лежала груда распечатанных телеграмм и писем - от родных и от друзей, знакомых и незнакомых. 4.Письма и телеграммы эти были теплые и ласковые. 5.Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок. 6. Держа куклу кверху ногами, белокурая девочка остановилась перед забором. 7. По забору спускался раскрашенный, вырезанный из фанеры заяц. 8.Он дергал лапой, тренькая по струнам нарисованной балалайки, и мордочка у него была грустновато-смешная. 9.Восхищенная таким необъяснимым чудом, равного которому, конечно, и нет на свете, девочка выронила куклу, подошла к забору, и добрый заяц послушно опустился ей прямо в руки. 10.А вслед за зайцем выглянуло лукавое и довольное лицо Жени. 11.Девочка посмотрела на Женю и спросила:
12.- Это ты со мной играешь?
13.- Да, с тобой. Хочешь, я к тебе спрыгну?
14.- Здесь крапива, - подумав, предупредила девочка. – 15.И здесь я вчера обожгла себе руку.
16.- Ничего, - спрыгивая с забора, сказала Женя, - я не боюсь. 17. Покажи, какая тебя вчера обожгла крапива? 18.Вот эта? 19.Ну, смотри: я ее вырвала, бросила, растоптала ногами и на нее плюнула. 20.Давай с тобой играть: ты держи зайца, а я возьму куклу. 21.Ольга видела с крыльца террасы, как Женя вертелась около чужого забора, но она не хотела мешать сестренке, потому что та и так сегодня утром много плакала.22. Но, когда Женя полезла на забор и спрыгнула в чужой сад, обеспокоенная Ольга вышла из дома, подошла к воротам и открыла калитку. 23.Женя и девчурка стояли уже у окна, возле женщины, и та улыбалась, когда дочка показывала ей, как грустный смешной заяц играет на балалайке. 24.По встревоженному лицу Жени женщина угадала, что вошедшая в сад Ольга недовольна.
25.- Вы на нее не сердитесь, - негромко сказала Ольге женщина. -26. Она просто играет с моей девчуркой. 27.У нас горе... – 28. Женщина помолчала. – 29.Я плачу, а она, - женщина показала на свою крохотную дочку и тихо добавила: - а она и не знает, что ее отца недавно убили на границе.
(По А. П. Гайдару «Тимур и его команда»)
Выберите только один вариант ответа на вопросы 1-7.

1. Выберите правильный ответ на вопрос: «Почему Женя стала играть с девочкой?»
У Жени был заяц, а у девочки нет.
Женя хотела показать, что она смелая и не боится крапивы.
Женя хотела ободрить девочку, потому что у неё на войне убит отец.
Все варианты ответа верны.

2. Выберите синоним к слову «лукавое» (предложение 10).
1) хитрое
2) доброе
3) насмешливое
4) печальное

3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок .
2) По забору спускался раскрашенный, вырезанный из фанеры заяц.
3) Письма и телеграммы эти были теплые и ласковые.
4) По встревоженному лицу Жени женщина угадала, что вошедшая в сад Ольга недовольна.

4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове МОЛОДАЯ букв меньше, чем звуков.
2) В слове ЗАБОР все согласные ЗВОНКИЕ.
3) В слове ТРЕНЬКАЯ мягкий знак служит для смягчения согласного.
4) В слове СТОЯЛ нет звука А

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) лесная
2) крапивой
3) лежала
4) блестела

6. В каком слове правописание приставки определяется правилом «перед звонкой согласной пишется звонкая согласная»?
1) здесь
2) издалека
3) спрыгнула
4) растоптала

7. В каком слове пишется Ь (мягкий знак)?
1) необ.. яснимый
2) увидиш..
3) свеж..
4) крыш

Ответы на задания 8-12 записывайте словами или цифрами.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

10. Среди предложений 25-29 найдите нераспространенное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.

12. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.

13. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) о том, зачем автор использует запятые. Используйте 2 доказательства из текста.

Проверка и оценивание работы
За верно выполненное задание 1-12 выставляется 1 балл,
неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.


1 вариант
2 вариант


4
3


1
1


3
1


2
4


4
4


1
2


2
2


провода задрожали
заяц спускался


5
5


12
28


2
2


20
1


Проверка 13 задания.
По каждому из указанных критериев может выставляться от 0 до 2 баллов.

Критерий
Содержание
Баллы

Понимание тезиса
Точное толкование на теоретическом уровне
Допущены небольшие неточности
Истолкован неверно

2
1
0

Наличие доказательств
Приведены 2 примера с пояснением
Приведены 2 примера без пояснения или 1 с пояснением
Другое

2
1

0

Построение текста
Присутствуют все части сочинения-рассуждения в логической последовательности
Отсутствует одна из частей
Другое
2

1
0


Грамотность
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки
Допущено 2–3 ошибки
Допущено 4 и более ошибки
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок
Допущено 3–4 ошибки
Допущено 5 и более ошибок
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
Допущено 2 ошибки
Допущено 3 и более ошибок
Речевых ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки
Допущено 2–3 ошибки
Допущено 4 и более ошибки
Фактических ошибок в изложении материала, а также в
понимании и употреблении терминов нет
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в
употреблении терминов
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

2
1
0

2
1
0
2
1
0
2
1
0
2

1

0


Итого

16


Итого за всю работу – 28 баллов.

Шкала перевода баллов в отметки
90%-100% - 5
70%-90% - 4
40%-70% - 3
0-40% - 2

0 – 10 баллов
11 – 19 баллов
20 – 24 баллов
25 – 28 баллов

2
3
4
5





15