Внеклассное обобщающее занятие кружка Традиции и обряды нашего народа по теме: Символы России. РНТ.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа
Районное кустовое методическое объединение
Начальные классы
Внеклассное занятие дополнительного образования «Традиции и обряды нашего народа»
по теме:
«Символы России. Русское народное творчество»
2 «Б» класс
Подготовила и провела,
Чешейко Татьяна Дмитриевна -
учитель начальных классов
первой категории
р\п.Новобирюсинский2015-2016 учебный год.
Внеклассное мероприятие кружка
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ НАШЕГО НАРОДА
по теме
«Символы России. Русское народное творчество».
Слайд 1, 2
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно не опоздать!
Цель деятельности педагога: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о стране, в которой мы живём, о её символах , традициях, малых жанров УНТ, как одним из средств развития у них интереса к национальной культуре и потребности в ней.
Цели:
Образовательная:
Совершенствовать у учащихся представления, связанных с устным народным творчеством, старинными русскими символами, традициями, обычаями, самобытной культурой народов России;
Обобщить знания учащихся, связанных с устным народным творчеством, старинными русскими символами, традициями, обычаями, самобытной культурой народов России;
Развивающие:
Развивать интерес к истории и культуре своего народа;
Развивать творческие способности учащихся;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству, старинным русским символам, традициям, обычаями, самобытной культурой народов России;
Развивать фантазию, умение с помощью устной речи (интонации, голоса, жеста, мимики, взгляда) выражать свои чувства, обогащать словарный запас.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся;
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к истории русского народа и народному творчеству, её традициям;
Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну;
Планируемый результат
Знание жанров русского народного творчества, символов, традиций, правил народных игр в них играть;
Умение отличать жанры русского народного творчества, символы российского государства;
Проявлять творческие способности в раскрытии сюжетных картин мероприятия;
Планируемые результаты (УУД): Личностные:
Применять правила делового сотрудничества;
Проявлять терпение и доброжелательность к одноклассникам;
метапредметные: регулятивные  –
Принимать и сохранять учебную задачу;
Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
Планировать свои совместные действия;познавательные – расширять, систематизировать и обобщать свои знания, выделять особенности каждого жанра, формулировать ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; коммуникативные – использовать конструктивные способы взаимодействия с окружающими, умение работать в группах;предметные: учиться осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, песни, небылицы, заклички, считалки ).
Виды деятельности:
Беседа.
Пение.
Игра.
Слушание.
Движение под музыку и текст.
Импровизация.
Работа с компьютером.
Оборудование: макет ромашки, картинки по теме, выставка рисунков, модели символов, электронные ресурсы, мультимедиа, куклы, реквизит для спектакля, русские костюмы.Ход мероприятия:
Организационный этап.
Слайд 3
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. чтобы выполнить эту работу хорошо, нужно произнести волшебное заклинание:

2.Актуализация знаний.
Слово учителя:
- Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.
Ученик читает стихотворение (показывая на картинках элементы Родины, о которых говорится в стихотворении):
Слайд 4
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим
Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.
Слайд 5
Олицетворяют родную землю её символы официальные и неофициальные. Каждое государство имеет свои символы. А какие официальные символы нашей родины вы знаете?
– это Герб, Флаг, Гимн.
Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.
Первый государственный Герб России появился в конце 15 века, первый Флаг - в 18 веке, а первый Гимн – в 19 веке.
Слайд 6
(Ученики рассказывает о гербе, флаге, гимне, показывая элементысимволов)
Герб – это отличительный знак государства изображаемый на флагах и других официальных документах.В нем отражена история.
Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России. Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
Слайд 7
Флаг Росси́и (HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3" \o "Государственный флаг"Госуда́рственный флаг HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F" \o "Россия"Росси́йской Федера́ции) — её официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение шириныфлага к его длине составляет 2:3[4].
Наш российский флаг – трёхцветный.
Каждому цвету придаётся своё значение.
Белый цвет – цвет чистоты и надежды.
Красный – цвет крови, жизни.
Синий – цвет безоблачного мирного неба.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти
нашей страны. Он вывешивается в дни государственных праздников,
торжественных церемоний. Поднимается на зданиях дипломатических
представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы
должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Слайд 8
Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихиСергея Михалкова и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D1%8C-%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD" \o "Эль-Регистан"Габриэля Эль-Регистана.Музыкальное произведение торжественного характера, прославляющее правителя, страну.
Этот символ официально признан государственным 25 декабря 2000 года. Первое исполнение песни в качестве гимна РФ состоялось 30 декабря 2000 года во время Государственного приема, который состоялся в Кремлевском дворце.
Гимн РФ всегда звучит на всех торжествах и других церемониях, которые проводятся государственными властями. Во время исполнения гимна в публичном месте все присутствующие должны подняться, а мужская половина населения дополнительно снимает шляпы.
Национальные теле- и радиокомпании обязуются транслировать гимн после президентской речи в начале нового года, перед началом телетрансляции в дни, когда отмечаются государственные праздники.
Каждый из трех символов содержит в себе особенное значение. Описание символов России говорит о величественности страны с богатой многовековой историей, которой нужно гордиться. Любое надругательство над символикой государства карается по действующему законодательству РФ.
Гимн
России
Музыка - Георгия Александрова, Текст - Сергея Михалкова.
1.Россия - священная наша держава,Россия - любимая наша страна.Могучая воля, великая слава -Твое достоянье на все времена!Припев:Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!Припев:
3.Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!Припев:
Блиц-опрос
(Звучит песня «Гляжу в озёра синие)
Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею, единственной зову.
Спроси, переспроси меня - милее нет земли.
Меня здесь русским именем когда-то нарекли.
Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой:
Грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Как по - другому её можно назвать? (Отчизна, держава, Государство, Родина)
- Как называется столица нашей Родины? (Москва)
Слайд 9
- Более двухсот лет этот город выполнял функции столицы России. Сейчас его называют северной столицей. О каком городе идёт речь? (Санкт-Петербург)
- Кто является главой нашего государства? (Президент В.В. Путин)
Слайд 10
- Как называется древняя часть столицы России, главный историко-художественный комплекс? (Кремль)
- Как называется основной закон Российской Федерации? (Конституция)
- Что такое конституция?
Слайд 11
(Конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны)
- Что строится на основе конституции? (Система государственного управления)
Слайд 12
Государственные символы – это визитная карточка каждой страны, дающая представление о государственных ценностях, приоритетах и проводимой политике.
Помимо этого многие страны имеют и символ животного, птицы или растения. Какие символы России существуют сейчас?
Слайд 13
Кремль является символом высшего руководства России. 
Слайд 14
Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие. 
Слайд 15
Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.
Слайд 16
Медведь неслучайно выбран символом нашей страны. Это животное на протяжении долгих лет существования земли считалось царем леса. В южных странах в качестве царя, как известно, выступает другое животное  – лев.  На первый взгляд, медведь кажется косолапым, неповоротливым и несколько ленивым созданием. Но, если изучить информацию более глубоко, то можно прийти к выводу, что это зверь обладает умом и смекалкой. В основном он обитает в северных зонах нашей страны. Животное обладает большой силой. как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа. 
Слайд 17
Матрешка –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть. Но как матрешка изначально — японское изобретение, так и ромашка “родилась” не на Руси. Нашу матрешку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всем мире матрешка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.
Слайд 18
Самовар –  неофициальный символ России. Так что самовар это именно наше изобретение,  отражающее традиции чаепития,  соответствующие именно образу  жизни наших людей. Нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением,  как у нас. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только у нас у самоваров был своеобразный культ.  
В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводилось сияющему самовару. 
На чайном столе он занимал центральное место,  с уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола».
Слайд 19
Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа. 
Слайд 20
Символ родной природы – стройная березка. Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия. 
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез! –Николай Рубцов. 
Слайд 21
Ромашка, как и береза, символ русской природы.  По народному преданию, он вырастает там, где упадет с неба звезда... Ромашка считается русским цветком — не случайно желто–белые соцветия рисуют на глиняных горшках и матрешках. 

- Ребята закройте глаза и представьте, что вы на солнечной красивой зелёной поляне, лето, тепло, солнышко ярко светит. Представили? А теперь откройте глаза: перед вами полянка (зелёный ковёр, на нём ромашки, сделанные детьми), давайте сядем удобно на полянку, подышим свежим воздухом и споём песенку про нашу берёзку. (Звучит музыка, дети поют «Во поле берёза стояла, пять учениц, одетые в костюмах берёзок - танцуют)
- К русским национальным символам относятся и лапти, щи, платок, блины, тройка и многое другое. Мы повторили основные и национальные символы России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой мы все живем. 
– Ребята, национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других. Мы с вами уже много что узнали о России – матушке, о её культуре, о том, что наряду с символами, русский народ богат душой, а его душа заключается…
А в чём заключается мы отгадаем.
3. Постановка проблемных вопросов.
Слайд 22
- Во саду ли в огороде, девочка гуляла. Во саду ли в огороде, цветочки поливала. Один цветочек сорвала, 
И лепесток оторвала,
Другой и третий и тогдаЕго к нам в класс передала. А цветочек не простой, В нем каждый лепесток — живой. Как называется этот цветочек с лепесточками?- Ромашка. - Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается нам серединка ромашки. Серединка ромашка — это основа нашей темы. Лепестки тоже у цветка необычные. Нам нужно в процессе урока дополнить серединку лепестками, чтобы получилась ромашка.
- А тему урока, о которой мы будем говорить, повторять, обобщать вам предстоит определить самим.
Слайд 23
А) Старинное название губы(рот, уста),+ное =устноеЧто значит выражение «Передавать из уст в уста»? (ответы детей).
Учитель. Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста.
Б) Синоним слова ЛЮДИ (…..) +ное= народное
«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один, у них нет определенного автора.
В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество«Творчество» - от слова «творить», создавать.
Слайд 24
Учитель. Как появились произведения устного народного творчества?
(ответы детей)
Учитель. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.
Устное народное творчество.
Учитель. Как мы можем назвать устное народное творчество по - другому? (ответы детей)
Учитель. Правильно «Фольклор». Это английское слово, в переводе означает «народная мудрость». Под ним имеют в виду любое народное творчество. Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.
Учитель. Ребята, сегодня мы будем ещё раз говорить о малых жанрах устного народного творчества, чтобы на всю жизнь запомнить их и передавать их из поколения в поколение своим детям, внукам и учить их чтить и помнить культуру наших предков.
4. Работа по теме урока.
Опрос
– Кто является создателем этого вида творчества? (Народ.)
– Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
(Русские народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, частушки, небылицы, считалки.)
Столетиями хранит народ свои песни, пляски, игры, обряды, сказки, загадки, пословицы, поговорки, приметы…В них – знания наших предков о жизни. Они призывают нас быть внимательными к природе и к людям. Все мы люди одной планеты – Земли, а потому должны жить в мире и согласии. Будем трудолюбивы, терпеливы, бережны, добры и сильны. Этому нас учит народная мудрость
- На каждом лепестке записан жанр, вы берёте лепесток, читаете название жанра и мы обыгрываем этот жанр. (В процессе работы идёт интерактивная игра «Микрофон»).
Пожалуйста, кто желает первым начать работу? (Выходит ученик берёт лепесток, читает название жанра и рассказывает об этом жанре)
Колыбельные
Слайд 25
-Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.
- Послушайте. Что это за произведение? (Колыбельная)
- Для чего создавались колыбельные песенки?
Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.
Колыбельная песня — это песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
- Как поются колыбельные? (Колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно).
- Кто-нибудь из вас знает колыбельные? (Дети исполняют колыбельные с куклами.Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
  Баю-баю, баю-бай, 
  Ты, собачка, не лай,                                    Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.    
Темна ноченька – не спится, 
Моя Танечка боится.
Ты, собачка, не лай, 
Мою Таню не пугай!
Баю-баюшки, бай-бай!
Поди, бука, на сарай,
Мою детку не пугай
Я за веником схожу
Тебя, бука, прогоню…
А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки,  Наденем на ножки,  Пустим по дорожке, Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить. - Кроме колыбельных песен, какие ещё песни являются РНТ?
- Прослушайте запись. Что это? (РНП)
- В древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, играя в игры, напевая песни, совершая обряды. Душа поет – это случается когда человеку слов мало, рождается задушевная песня.
Песни бывают:
- хороводные - праздничные;
(Дети исполняют «Во кузнице».
Во ку… во кузнице, Во ку… во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. Они, они куют, Они, они куют, Они куют приговаривают, Молотками приколачивают. К себе, к себе Дуню, К себе, к себе Дуню, К себе Дуню приговаривают, К себе Дуню приговаривают. 
Сошьем - сошьем Дуне, Сошьем - сошьем Дуне, Сошьем Дуне сарафан - сарафан, Сошьем Дуне сарафан - сарафан. Носи - носи, Дуня, Носи - носи, Дуня, Носи, Дуня, не марай, не марай, Носи, Дуня, не марай, не марай. Во ку… во кузнице, Во ку… во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы. 
- частушки;
- Мы с вами сегодня уже исполняли РНП «Во поле берёза стояла», колыбельные песни, а что не исполняли) (Частушки)Слайд 26
(Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишием), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. )Фестиваль частушек. 
- Звучат частушки в исполнении девочек.
1. Мы частушки вам споем
И об этом, и о том,
Вы послушайте, ребята,
Как мы весело живем!
2. Не хотела я плясать Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася.3. А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала подружки.4. По деревне я шла И Ванюшку видела, Под кустом сидел и плакал, Курица обидела.5. Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулася назад Сапоги мои лежат.
6. Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
7. Эх, ребята – кавалеры,
Отодвинтеся от нас
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас.
8. Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь-ка, ребята,
На мои оборочки.
9. Я мальчишка боевой,
Боевым остануся.
Ох! И худо тому будет
Кому я достануся.
10. Сидит ежик на березе
Новая рубашечка
На головке сапожок
На ноге – фуражечка.
11. Балалаечка – гудокСвое дело знает,Она в Ваниных руках Хорошо играет.
12. Если б не было воды,
Не было б и кружки,Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки
13. Мы частушки спели вам
И уходим по домам,
А вы тут оставайтесь,
Сами развлекайтесь!
Потешки.
- Прослушайте ещё одну запись и скажите, какой это жанр РНТ.
- Что такое потешка?
Слайд 27
(Потешка – песенки сопровождающие игры забавы с малышами, в которых учат ходить или выполнять действия пальцами, руками, ножками).
- Какие вы знаете потешки? (Работа в парах, дети разыгрывают потешки.)
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кого били?
Машку. Идет коза рогатаяЗа малыми ребятами.Ножками топ-топ,Глазами хлоп-хлоп.Кто вовремя не спит, не пьет,Того коза забодает. 
Сорока, сорока, сорока белобока,Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.Гости не бывали, кашки не едали.Всё своим деткам отдали.
- Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
- Какое назначение у потешки? (Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям).3.Заклички.
- Прослушайте ещё одну запись и скажите, какой это жанр РНТ.
Слайд 28
(Заклички – небольшие детские песенки. Все явления и силы природы (солнце, радуга, гром, дождь, ветер), а также времена года (весна, лето, осень, зима) живут в закличке, как живые существа. Заклички — детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.)Закличка1
-Дождик, дождик, пуще лей!Чтобы было веселей!Дождик, дождик, лей, лей!На меня и на людей! 
Закличка 2 Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
Закличка 3
 -Гром, гром,Не бей в наш дом!А бей в колоду,В болотную воду —Жабке напиться,Блошке утопиться!
Закличка 4
 -Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето! Закличка 5
 -Ласточка, ласточка!
Милая касаточка!
Где ты была? С чем ты пришла?
-- За морем бывала, Весну добывала, несу, несу Весну красну!
Закличка 6 Солнышко-ведёрнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко нарядись!
Красное покажись!
4 .Приговорки
- Прослушайте ещё одну запись и скажите, какой это жанр РНТ.
Слайд 29
(Приговорки – коротенькие стихотворения, которые произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным).С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Слушают, как кукует кукушка, загадывают и считают: сколько раз будет слышно «ку-ку», столько лет проживет загадывающий: Кукушка, кукушка, Серое брюшко, Прокукуй мне: ку, ку – Сколько лет жить на веку.
Когда зуб выпадает говорят приговорку:
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне стальной.
Загадывая, будет ли хороший урожай, дети поют: Божья коровка, Улети вверх ловко. Принеси нам с неба: Хлебу замену, Грибам подмену, Ягодам рост, Редьке длинный хвост.
5. Скороговорки .
- Прослушайте ещё одну запись и скажите, какой это жанр РНТ.
Слайд 30
- Чему учат скороговорки? (Скороговорка - это специально, подобранная фраза, которую очень трудно быстро правильно проговорить. Скороговорки учат говорить правильно, произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Создатели скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок правильно учился произносить слова, с удовольствием). - Какие вы знаете скороговорки?  
Бой скороговорок. 
Ехал Грека через реку,Видит Грека - в реке рак,Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Греку цап. Отвори, Варвара, ворота,У двора на траве коли дрова.
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.  Белые бараны били в барабаны.
Водовоз вез воду из водопровода.  По двору-подворью в добром здоровье. 
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Наловила налимов, переналовила, ловила налима, ловила да так и не выловила. 
6.Загадки .
- Ребята, так что же такое загадка?
(Загадки - это великое сокровище человечества! Они собрали в себе и мудрость, и знания. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. Само название произошло от слова гадати - думать, рассуждать. Ею испытывали человеческую смекалку. Мудрость была в почете всегда). Слайд 31
- Как строится загадка?
По описанию;
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)  
Даются: характерные признаки зайца.                                                                                              
                                         
Сравнение;
Белый как снег,                                                                                                            Надутый как мех,                                                                                                      Лопатами ходит,                                                                                                     рогами ест. (Гусь.) В данной загадке гуся сравнивают со снегом, мехом.
                 
Отрицательное сравнение;
Не дерево, а с листочками.                                                                                
Не рубашка, а сшита.                                                                                                
 Не человек, а рассказывает. (Книга) В таких загадках сравниваются два предмета. У этих предметов есть общие качества, но есть и главное различие.                                                                                                    
В форме вопроса;
Кто в беретке ярко-красной,в черной курточке атласной? На меня он не глядит,все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Догадайся по картинке,Кто уселся на кувшинке?Две зелёные подружки –Лупоглазые ... (Лягушки)
(Эти загадки составлены в форме вопроса. в таких загадках раскрывается одна, главная сторона предмета.)
«Перестрелка» загадками. - Я буду показывать отгадку (картинку), а вы загадку загадайте к данной отгадке.Загадки

Прыгает ловко,
Любит морковку Я по лесу прыг да скок,Враг мой страшный – серый волк.А еще боюсь лисицу,От неё сложнее скрыться.Обожаю я капусту,Так и манит меня хрустом.Как зовусь я, отгадаешь?Быстроногий братец – (Заяц) Я справляюсь очень ловко,С сочной, свеженькой морковкой.А еще люблю капусту,Зря считают меня трусом. Волка нет,
лисы не видно,Трусом все зовут, обидно,Ведь прыгуч я, словно мячик,Знамо дело, я ведь  — (Зайчик).

Рыжая шерсть и лапки короткие.Поступки ее столь яркие, ловкие.Мы разгадаем быстро секрет,Хитрее ее, на свете уж нет! Быстрый маленький зверекПо деревьям скок-поскок.
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
В дупле живет
Да орешки грызет.
(Белка)
Среди всех лесных зверейИзвестна хитростью своей,Еще ловкостью и красотой.А зовут ее … ЛИСОЙ.
Говорят, она хитра,Кур уносит со двора.Но зато красавица –Всем ребятам нравится!Ответ: Лиса Эта славная рыжуха,Пышный хвост, белое брюхо,Очень страшная хитрюга,Курей в клетке посчитает,И хозяев испугает,Вмиг сбежит и прямо в лес.
У кого из зверейХвост пушистее и длинней?Ответ: Лиса
Лучший друг человека,И знает все его секреты. С хозяином дружит, дом сторожит,Живет под крылечком, хвост колечком. Это верный и добрый друг,Он дает мне себя погладить.Его хвост, словно месяца круг,Может вора от дома отвадить! Отгадайте, детки, ктоТак красиво лает?Машет весело хвостом,С поводком гуляет?
Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами. Хвост с узорами,Сапоги со шпорами,Песни распевает,Время считает.(петух) Кто так заливисто поет О том, что солнышко встает?
Не артист, а голосист, Не ездок, а шпоры у ног.
•Из земли растёт коса.Потяни за волоса.Трудно вынуть клин из грядки,Даже с помощью лопатки. Длинный острый рыжий носВ огороде в землю врос.А зелёная косаНаверху – чудо краса! Любит зайчик ее очень,Грызть готов и днем и ночью. •Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.

Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)
Кто стоит на крепкой ножкеВ бурых листьях у дорожки?Встала шапка из травы,Нет под шапкой головы. Я под шапкой цветной На ноге стою одной. У меня свои повадки: Я всегда играю в прятки.
7. Небылицы
Выразительно прочти произведение, определи его жанр.Лиса по лесу бежала,Лиса хвост потеряла.Ваня в лес пошёл,Лисий хвост нашёл.Лиса рано приходила,Ване ягод приносила,Её хвост отдать просила. 
Слайд 32
(Небылицы - это выдуманные истории, которые созданы не для того, чтобы обмануть кого-то. Небылицу можно назвать сказкой, вымыслом, враньем. Очень часто в небылицах автор сообщает о том, где он бывал, что видел и с кем разговаривал, хотя понятно, что это неправда.)
Ехала деревняМимо мужика,Вдруг из под собакиЛают ворота.Он схватил дубинкуРазрубил топор,И по нашей кошкеПробежал забор.Крыши испугались,Сели на ворон,Лошадь погоняетМужика кнутом. Шла лиса, мела хвостомИ трясла рогами.Вырос на пеньке пустомКороб с пирогами.Вдруг ворона прилетелаС волчьими зубами.Пироги с малиной елаЗакусив грибами.Волк за облаком летит,Пляшут мыши в кружке.А на дне реки сидитПод зонтом лягушка. Ходят рыбы по тропинкеПлавниками машут,Еж слона несет на спинке,Куры землю пашут.Заяц гонится за львомИ рычит ужасно.Крот под елкой строит домИз рябины красной.
Над веселой небылицейСолнце синее резвится.А в зеленых облакахСлоник ездит на коньках.
Озвучивание мультфильма
(Дети становятся за занавес, идёт мультфильм без звука, учащиеся озвучивают диалоги).
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим HикодимГордится собою,
Hалим HикодимHосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
8. Дразнилки
- Послушайте стишок. Что это за жанр?
Слайд 33
( Детские дразнилки — это коротенькие стишки, в которых высмеиваются недостатки человека. Обычно дразнилки придумывают сами дети, чтобы защититься от обидчика.
Согласно Толковому словарю русского языка В.И. Даля эти немудреные выражения придумывали специально для того, чтобы намеренно рассердить обидчика. Дразнилки сложены практически для всех русских имен.
Но чаще всего детские дразнилки высмеивают различные черты характера: жадность, трусость, лень, хвастовство и т.д.
С помощью дразнилок дети учатся замечать плохое, несправедливое отношение и поведение. Так дети сами занимаются исправлением недостатков друг друга. К тому же они учатся слышать слова, подбирать их по смыслу и рифмовать. Если же дразнят не за дело, то всегда можно ответить:
Кто как обзывается, тот так и называется!
Коля, Коля, Николай, Сиди дома, не гуляй, В окошко не гляди, Девчонок не дразни.
Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест!
Плакса, вакса, гуталин,На носу горячий блин.Плакать не годиться,Можно простудиться. (Дразнилка)
9. Пословицы
-А это что?
Любишь кататься - люби и саночки возить. Пословица)Слайд 34
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (Пословица - яркое и образное произведение малого жанра. Пословица воспитывает, поучает, наставляет на правильные поступки, высмеивает человеческие слабости. На пословицах и поговорках воспитывались наши мамы и папы, бабушки и дедушки.) Работа в группах - Собери пословицы (учащимся выдаются пословицы на картинках, они находят пару)
10. Считалки.
- Ребята, а вы любите игры? А какие вы знаете РНИ? (Перетягивание каната, лапта, бой петухов.)
Слайд 35
Да, действительно, раньше люди любили поиграть, помериться силой.
- Когда вы начинаете играть в какую-то игру, то всем хочется быть водящим, из-за этого дети ссорятся, а вот что помогает спокойно выбрать водящего без обид. (Считалки)
(Считалки возникли очень давно, в древности. Никто не хотел выполнять опасную и трудную работу. Вот тут-то и придумали считалку, так что в древности считалка играла серьезную роль, она была близка заклинанию.)4. Физминутка.
«Если нравится тебе, то делай так !» Работа в группах: Класс делится на 4 группы, учащиеся при помощи считалок выбирают водящего в своей группе, а потом из выбранных водящих выбирается общий.
Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим.
Считалка:
За морями, за горами,За железными столбамиНа пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отомкни.
11. Сказки.
- В некотором царстве, в некотором государстве…. Как называется жанр, который начинается такими словами?
Слайд 36
(Сказка — это произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в ней присутствует вымысел. Существуют следующие группы сказок: сказки о животных, волшебные сказки, авантюрные сказки, бытовые сказки, сказки-небылицы и т.д.)- Нет человека, которого хотя бы один раз не тронула до глубины души волшебная сказка. Нет ребенка, которого бы не покорила задушевностью и веселостью, наивностью и мудростью народная сказка.  Сказки является удивительным символом единства народов и их духовной связи. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает.
- А какие вы знаете сказки, мы сейчас проверим и устроим сказочный марафон.
Вы должны назвать несколько слов из сказки и отгадать, что это за сказка.
 Сказочный марафон. 
1. –Я-Мышка-норушка, а ты кто?
– А я – Лягушка-квакушка. (Ответ: «Теремок»)2. – Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл! (Ответ: «Колобок»)3. – Поешь моего простого киселька с молочком.
Девочка поела и «спасибо» сказала. Речка и прикрыла её бережком. (Ответ: «Гуси-лебеди»)
4. – А ну-ка, вёдра, ступайте домой сами! (Ответ: «По щучьему велению»)5. – Несёт меня лиса за синие леса!
Котик, братик, помоги!
(Ответ: «Кот и лиса»)6. Солнце высоко, колодец далеко,
Жар донимает. Пот выступает. (Ответ: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)7. – Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту.
Получай златогривого коня с уздечкой. (Ответ: «Иван-царевич и серый волк»)
8. – Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я – в другой.
(Ответ: «Никита Кожемяка»)9. – Дай рыбки!
– Не дам! Пойди сам налови!
– Да я не умею!
– А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется!
(Ответ: «Волк и лиса»)10. – Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла - она попросилась ко мне погреться и выгнала меня!
(Ответ: «Заюшкина избушка»)11. – Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!
(Ответ: «Маша и медведь»)12. – Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отомкнитеся! Я коза, на лугу была, ела траву шелковую, пила воду студёную… (Ответ: «Волк и семеро козлят»)13. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях подавился…
(Ответ: «Петушок и бобовое зёрнышко»)14. – Где же моя скалочка?
– Дайте мне за неё курочку. (Ответ: «Лисичка со скалочкой»)15. – Ква-ква, Иван-Царевич!
Что не весел?
Что голову повесил? (Ответ: «Царевна- лягушка»)
- Молодцы знаете вы сказки. А теперь давайте представим, что мы актёры и попробуем показать фрагменты сказок.
- Инсценировка сказки «Гуси Лебеди».
Домашнее задание: придумать сказку по данному началу
1
Жил-был мальчик. Он был такой слабый и маленький. И очень  трусливый, всего боялся. (Например, Зашуршит листочек, ему страшно, каркнет ворона - он в ужасе бежит домой, забивается под кровать… Но  однажды он шёл из школы домой и встретил старика, старик попросил мальчика перевести его через дорогу. Мальчик перевёл старика через дорогу. Старик поблагодарил мальчика и дал ему куклу-оберег, похожую как две капли воды на него. С тех пор, мальчик перестал бояться и стал смелым. Он защищал младших от обидчиков…)2
У одной женщины была единственная дочка. Такая красавица, умница. Но такая лентяйка! Ничего не хотела и не умела делать. Думала, думала мать как помочь беде и придумала…
(Например, положила она на тарелку яблоко и сказала, это яблоко волшебное, кто дотронется до него, всегда делает добрые дела и становиться в жизни хорошим человеком и ушла, а если дотронется и не сделает доброе дело умирает. Девочка смотрела-смотрела на яблоко и решила дотронуться. И только дотронулась, боясь умереть, увидела немытую посуду и помыла её, ещё дотронулась увидела неметёный пол и подмела его и так каждый раз девочка дотрагивалась и находила себе работу. Так и привыкла девочка и стала всегда помогать всем не дотрагиваясь до яблока. Впоследствии ей мама рассказала о «волшебном» яблоке. Девочка долго смеялась и сказала, большое спасибо маме.)Заключительная часть: интерактивные тесты по группам: (учащиеся отмечают правильные ответы под буквами а); б); в), ответы в каждом варианте на одну букву – все, например, а) и т.д.)
1 группа – ответы - б);
2 группа ответы - а);
3 группа ответы - в);
4 группа ответы – а);
- Сейчас вы должны определить жанры УНТ.
Дети работают в группах.
Группа 1.
Определите жанры устного народного творчества.
1.
«А то ещё не чудо. Не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит
Ушками ,лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает..» а) Частушка; б)Небылица; в) Скороговорка.
2.
Баю-баюшки-бай-бай -Маша, Маша, засыпай.Крепче глазки закрывай,Поскорее засыпай.Глазки-глазки закрывай -Баю-баю-баю-бай. 
а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.3.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

а) Частушка; б)Загадка; в) Скороговорка.
4.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.
5.
Раз два три, четыре, пятьБудем в прятки мы играть.Звезды, месяц, луг, цветы:Поводи иди-ка ты.
а) Частушка; б)Считалка; в) Скороговорка.
Работа в группах
Группа 2.
Тесты.
Определите жанры устного народного творчества.
1.
Ходит Сон у окон.
Ходит к Дрёме на поклон.
Ты входи-ка, Дрёма, в дом,
Напусти нам угомон.
а) Колыбельная; б) Частушка; в) Скороговорка.
2.
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
а) Небылица; б) Пословица; в) Скороговорка.
3.
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
а) Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка. Отгадайте.
4.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
а) Считалка; б) Колыбельная; в) Потешка ;5.
Под лежачий камень и вода не течет.
а) Пословица; б) Считалка; в) Загадка.
Группа 3.
1.
 Найди лишнее слово. К жанрам устного народного творчества относятся:
А) скороговорки;
Б) поговорки;
В) рассказы;
Г) сказки.
2. 
В каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только указываются их признаки?
А) потешкаБ) частушка
В) загадка
Г) считалка
Д) скороговорка
Е) небылица
3.
 Определи жанр произведения:
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
А) пословица;
Б) загадка;
В) скороговорка.
4.
Закончи пословицу: «Любишь кататься – люби и …»
А) ходить
Б) работать
В) саночки возить
5. 
Определи жанр устного народного творчества.
В гостях хорошо, а дома лучше.
а) скороговорка; б) пословица; в) поговорка.
Группа 4.
1.
Ой, ты милая моя,
Выходи скорее!
Перепеть, переплясать
Я тебя умею!
а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка.
2.
Белые бараны били в барабаны.
а) Скороговорка; б) Частушка; в) Колыбельная.
3.
Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!
а) Скороговорка; б) Колыбельная; в) Частушка.
4.
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
а) Загадка; б) Считалка; в) Пословица.
5.
Жили-были дед и баба и была у них…
а) Сказка; б) Колыбельная; в) Частушка.
6.Рефлексия
- Вспомните и назовите то, что мы делали на сегодняшнем уроке (Повторили малые жанры фольклора, создали «живой цветок», лепестки, которого это малые жанры).Те ребята, кому все было понятно и урок понравился, поднимите руки вверх.Ребята, у которых задания вызвали затруднения, поднимите зеленый цвет.
Посмотрите, какой наблюдательный русский народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками. Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений.
Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами. А.М. Горький
Вот почему мы изучаем творчество народное. Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”
В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками.
Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем «КАДРИЛЬ».
Слайд 37
Я хочу поблагодарить вас всех за урок, молодцы, работали очень хорошо.
Спасибо за работу!
Слайд 38
Список использованных источников:

Используемые интернет-ресурсы: 1. Скороговорки для развития речи и не только http://skorogovor.ru/ 2. Рlayroom детская игровая комната http://playroom.com.ru/ 3. Прекрасный маленький мирок счастливых детских дней http://www.chertyaka.ru/ 4. Поговорки и пословицы http://vseposlovici.ru/5. .http://mosotdel.ru/bib/nebilici1.htmlнебылицы6. http://www.kostyor.ru/student/?n=341