Внеклассная работа Судьбы моей семьи в судьбе моей страны
Классный час на тему:
«Судьба моей семьи в судьбе моей страны».
Цель: расширять кругозор учащихся, активизируя познавательный интерес, обогащая словарный запас.
Задачи:
образовательные – уточнение, систематизация, пополнение знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся: умения давать определения, сравнивать предметы и др.;
развивающие – развитие познавательных процессов, творческого мышления, эмоциональной сферы, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания;
воспитательные – воспитание любви к семье, интереса к общему делу, любови к Родине.
социальные – формирование навыка сотрудничества.
Педагогическая технология: RWCT– Развитие критического мышления через чтение и письмо
Методы обучения:
- словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
- частично – поисковый – выполнение работы в группах;
- наглядно – образный – презентация к уроку.
Форма проведения: классный час- ток-шоу с применением педагогической технологии: RWCT– Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, черный ящик.
Ход классного часа
-Добрый день! Приветствую вас на ток-шоу «Подумаем вместе».
С вами я – Назгуль Оразовна.
На нашем шоу присутствуют эксперты (т.е. гости). Поприветствуем их.
А так же в студии самые замечательные участники шоу: мудрецы и философы (т.е.дети).
Итак, наше ток-шоу начинается.
О чем же мы с вами будем думать и размышлять?
Проблемный вопрос нам поставили своим видеосюжетом семья Айдоса Жанайдара и Кенжебаевой Аружан.
Смотрим видеосюжет.
Инсценировка «Звездочка»
- Давным-давно много звёзд на небе не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым.
-Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый»? Звездочка ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат? Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в пути. Он выглядел очень усталым, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему ты радуешься, странник»? - спросила я. И он ответил: «Шагая вперёд, преодолевая все преграды, я знаю, что дома меня ждёт тепло и уют, забота жены, детей, внуков».
-Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые торопятся домой». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Отчего же ты грустишь? Ведь ты помогаешь людям»
-Как бы вы продолжили сказку?
(Ответы детей: - Звездочка ответила, что ей некуда спешить, что ей грустно одной, что у неё нет семьи. И другие варианты. )
Инсценировка продолжается.
-Звёздочка ничего не ответила.
-Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна …СЕМЬЯ. »! О чем же мы с вами будем думать и размышлять? Определите тему ток-шоу…...
- Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно произнесите слово: семья.
Что для вас значит семья? Ответьте одним словом (любовь, родители, дом, уют, родственники, пироги и т. д.)
-Кто может сказать определение семьи?
(стихотворение)
Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанье печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце на веки останется в нем!
- А что про это говорит нам словарь?
Семья - группа живущих вместе близких родственников.
- Давайте выведем заповеди счастливой семьи. Внимание на экран.
-Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Составим синквейн про семью.
Итальянский поэт и филолог Никколо́ Уго Фосколо сказал: «Природа… даровала людям великое утешение от многих зол, наделив их Семьёй и Родиной…».
-А как вы понимаете это утверждение?
-Вы правы, мы с вами попытаемся разобраться, что объединяет эти понятия – семья и Родина.
Прошу внести ящик…….(звучит музыка)
То, что объединяет понятия Родина и семья находится в этом ящике. Ваши предположения……
-Ответы у всех разные, а что на самом деле находится в ящике, мы узнаем в финале нашего шоу.
Что в нашем понимании означает слово семья - мы с вами разобрались
А, как вы понимаете, что такое Родина?............. (стихи, цитаты)
Обратимся к толковому словарю.
Родина - страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Вы оказались правы, понятие «Родина» широкое и ёмкое.
В мыслях сразу возникают необъятные просторы России: широкие поля, бескрайние леса, голубые реки и озера.
И среди всего этого многообразия есть земля, самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина, где ты живешь со своей семьей.
А вот английский философ, историк, политический деятель, современник Шекспира Фрэнсис Бэкон утверждал, что любовь к Родине начинается с семьи.
Вы согласны с этим философом?....Как вы понимаете это высказывание?......(рассуждение детей)
Конечно, ребята, вы правы. Несмотря на то, что этому высказыванию более 4 веков оно верно и сейчас.
Многие писатели размышляли о Родине, о ее значимости в жизни человека, художники отражали это в своих картинах, композиторы посвящали ей свои произведения.
Абай Кунанбаев, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Тютчев, Есенин, Некрасов, Фет и многие другие поэты воспевали Родину в своих стихах. Попробуем и мы себя в роли поэтов. Составим из предложенных фраз стихотворение. (дети составляют, приклеивают на бумагу и зачитывают у доски)
ИТОГ:
Родина – это большое, большое
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Какое красивое получилось стихотворение. Какие главные понятия раскрываются в четверостишиях?......Семья – главное богатство в жизни. Но семья-это не только близкие люди, это всё то, с чем она связана - и дом, в котором мы живём и город, где родились и даже страна. Всё это неразрывно и едино.
Наше ток - шоу заканчивается и пришло время узнать тайну нашего ящика? …
Что же объединяет в одно целое эти понятия семья, город, страна, Родина, Отечество, Отчизна ?.....Учитель открывает ящик и показывает слово «госудаство».
Как вы понимаете, что такое государство?
Обратимся за помощью к словарю?
Государство -
-Ребята! Государство, можно назвать семьей? (Ответы детей)
В нашем государстве живет 128 национальностей.
Дети, мы частица этого государства? (ответы детей: Мы частица этого государства, т.к. мы не представляем себя без семьи, а семья – это ячейка общества).
- Ребята, какие мы великие, мы важная часть государства, от того какие вы вырастите зависит будущее нашего Отечества.
Разрешите прочитать стихотворение Н.Н. Белик.
Как пчелы в соты собирают мед,
так наша Отчизна собирает нас
в один большой многонациональный хоровод
и бережет, и согревает.
- Как вы думаете, как сейчас вы можете помогать Отечеству? (Ответы детей).
Вывод: вы сейчас получаете знания, а в дальнейшем эти знания вы будете применять на практике.
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд разговора, я предлагаю послушать стихотворение Б.Скотневского.
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Да, ребята, «она такою будет», какими будете вы. Я надеюсь, что вы будете настоящими гражданами нашего Казахстана: ответственными, трудолюбивыми.
Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути развития страны.
Растите достойными людьми.
Наше шоу подошло к концу. С вами была ведущая –Назгуль Оразовна.
Семья
Семья
Сплоченная, родная.
Помогает, поддерживает, выручает.
Хорошо в кругу родных.
Родители.
Семья
Хорошая, дружная,
Любить, соглашаться, помогать.
Важно согласие в семье.
Счастье.
Семья
Крепкая, любящая,
Помогает, поддерживает, выручает.
Папа, мама, я…
Взаимопонимание.
Семья
Крепкая, счастливая,
Любит, помогает, защищает.
Семья – это семь я.
Понимание.