Исследовательская работа Изучение Бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша». Использование Бурятских орнаментов в нейл — арте.


Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования Учебный Центр
Исследовательская работа
Изучение Бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша». Использование Бурятских орнаментов в нейл — арте.
Выполнил преподаватель:
Брюшинина Т.Ю.
Таксимо
2014
В культуре любого народа есть черты, определяющие её своеобразие, являющиеся «летописью» межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, ее развитии во времени. К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они - одно из древнейших проявлений народного творчества. Исследование символики, отражающей особенности культуры того или иного народа, и выразившей себя в традициях, обычаях и украшениях человека, своими истоками уходит в ту эпоху, когда племена и народы активно взаимодействовали друг с другом, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции на основе образующихся объединений.
проблема проекта: Один из факторов побудивших нас заняться исследованием бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша» является факт того, что современные дети достаточно поверхностно знают о символике бурятского народа, орнаментах, присущих Бурятии. Исследование данной темы является шагом в саморазвитии для преподавателя узкой направленности, новой ступенью знаний о малой родине Бурятии для обучающихся.
Цели проекта:
1.Познакомить учащихся с орнаментами бурятского народа, глубже проникнуть в изучение неотъемлемой части истории нашей малой родины — Бурятии.
2.Использовать полученные знания на практике: Создать коллекцию типс детьми с применением элементов бурятского орнамента.
3.Результатами работы показать, что специальность маникюр не такая узконаправленная профессия, как принято считать в широких массах, а огромный простор для развития творчества.
Задачи проекта:
Образовательные:
закрепить сформированные навыки, а также обеспечить их дальнейшее развитие;
систематическое, всестороннее изучение истории Бурятии через изучение орнаментов бурятского народа на занятиях по специальности «Маникюрша».
Воспитательные:
в процессе нравственного воспитания развивать у детей гуманные чувства к культурным традициям малой родины, толерантное отношение к ней и навыки культурного поведения;
воспитание культуры общения;
развитие чувства коллективизма (умение работать в группе).
Формирование национального самосознания, также освоение родной, русской и мировой культуры;
Формирование коммуникативной культуры;
Формирование умений видеть проблему и находить пути ее решения.
Развивающие:
развивать исследовательскую деятельность учащихся;
активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
развивать навыки самоконтроля, внимания, познавательных интересов обучающихся и их творческих способностей, воображения;
умение применять полученные знания на практике;
самосовершенствовать умения и навыки, приобретённые в процессе выполнения работы.
Формирование информационной культуры;
Методы исследования:
анализ – разделить исследуемый процесс на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения
беседа – личный контакт преподавателя и обучающихся.
классификация – изучение объектов, фактов основанных на упорядочивании явлении по отношению друг к другу.
Моделирование – построение модели.
Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
Обобщение – одна из важных мыслительных операций. Выделяем и фиксируем относительно устойчивые свойства объектов и их отношения
обследование - изучаем исследуемый объект с той или иной мерой глубины и детализации.
Синтез – из выявленных элементов и фактов восстанавливаем целостность картины
Сравнение – предполагаем сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования. Контроль над изучаемыми объектами в управляемых условиях.
Оборудование:
При проведении занятия использовались: видеопроектор, экран;
Материалы:
Глава 1. Углубление в историю
1.1.Символика орнамента
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены как проявления народного творчества в искусстве, архитектуре, быту.
Орнамент в переводе с латинского (ornamentum) означает “узор”, “украшение”.
Орнамент это особый вид искусства, для которого характерны такие пластические средства, как линия, цвет, ритм, пропорция, композиция. Латинский корень слова восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной. Бурятское название орнаментов – “угалза (в переводе с бурятского – узор)”. Древнейшая функция узора магическая. Информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении, а декоративная функция узора – узор как украшение.
Орнамент свое наибольшее воплощение нашел в народном творчестве. Орнамент служит для украшения зданий, оружия, ювелирных изделий, предметов быта, книжной и прикладной графики. Каждая национальная культура имеет свои средства орнамента, таких как мотивы, ритмы, симметрии – а они являются в свою очередь, основами орнаментальной композиции. Первичной основой орнамента является мотив. Своеобразие мотивов во многом зависит от исторической и национальной принадлежности. Ритм это повторение одинаковых или чередование разнородных мотивов. Ритмическое построение связывает мотивы в целостное произведение. Большей частью, на основе симметрии строится ритм в орнаменте. Асимметрия встречается реже.
По орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства, так как он тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями. (Отсюда мы узнали, какими средствами выражаются орнаменты).
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп (мы изучили):
– геометрические (точка – символ начала; прямые и ломаные линии олицетворяют собой движение; зигзаги – элементы, служащие знаком воды; круги – воздействуют на поверхность, замыкая её в себя; ромб – символ устойчивости и силы; спираль – символ творчества, развития жизни, а также символ власти);– зооморфные или анималистические; к ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела.– растительные (листья, цветы, плоды, лотос);– природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь …);– культовые.
Глава 2. Характеристики групп орнаментов
2.1.Геометрические орнаменты
Для монголоязычных народов самые распространенные орнаменты –геометрические.
Ведущими мотивами геометрического орнамента являются “меандр” или “алхан хээ” – молоточный орнамент; рисунок стеганого матраса – шэрдэг – “шэрэмэл шэрдэгэй хээ”, “улзы” – “плетенка” и сложные сочетания крестообразного орнамента “хас” – “свастика”, круг. А теперь подробнее о каждом мотиве.
29184633547113
-2152683380737“Меандр” или молоточный орнамент имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр выражает идею вечного движения, но в самом названии меандра “алхан хээ”, связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век “молоточный” трудовой орнамент встречается всюду.
Нанесение узоров в технике сквозной простежки – сложный и кропотливый труд, требующий большого мастерства и точного глазомера. В нанесении узора на бурятских, монгольских шэрдэгах получили развитие два типа орнаментальных мотивов: геометрический и
16325881742444
Орнамент “шэрдэг” – простегивание насквозь сухожильной ниткой использовалось для небольших по размерам войлочных матрасов. Такая операция у многих кочевых народов преследовала практическую цель: она должна была придать войлочному матрасу особую прочность. цветочный. Мастерицами созданы несколько вариантов таких узоров в форме замкнутых секций (из геометрических – ромбы или квадраты), полностью покрывающих плоскость матраса. Традиционно края матраса обрамляются бордюром из сукна с узором, чаще меандром. Такая кайма придает белоснежному войлочному изделию особую привлекательность и законченность рисунка, являясь как бы границей между основным орнаментальным мотивом и второстепенными мотивами бордюра.
lefttoprighttop16124432048036
Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.
Улзы принято считать буддийским по происхождению. В буддийском искусстве – мистическая диаграмма, означающая бесконечный цикл перерождений в мире людей.
Монгольский этнограф и лингвист академик Б. Ринчен считает, что улзы стал известен монголам, а затем и бурятам, вместе с приходом буддизма. К.В. Вяткина, большой знаток культуры и искусства кочевников, считает , что происхождение этого знака связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова “ульзий” в звучании “кульджа”, “гульдза”, “угалз” встречаются у тюрских и монгольских народов как название горного барана или орнамента, повторяющего рисунок рогов этого животного. Вполне возможно и то, что сам термин “улзы” является названием тотемного животного.
Знаток монгольской орнаментики художник Н. Бельский, утверждал, что этот знак решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков, а именно линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.
lefttop4246199200162158867857241
Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.
Круг символизирует вечность, бесконечность, представляет небесную сферу в противоположность квадрату Земли.
Вся живая и неживая природа округлая, а то, что создано руками человека другой формы.
В природе все движется по кругу: земля вокруг своей оси, солнце – по небу. Вода совершает круговорот в природе: округлые капли дождя или града падают с неба, вода в воронке омута закручивается по спирали, камень, брошенный в воду, вызывает круги на ее поверхности.
Потоки воздуха, закручиваясь по спирали, могут поднять листья деревьев и трав с земли.
16981231523884Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины – это движение по кругу, “колесу жизни” (сансарын хэрдэ). Исчисление времени по календарю подчинено форме круга, отсюда выражения “круглый год”, “круглосуточно”.
4198677-9363centertoplefttop
Круглая посуда устанавливалась на круглой подставке в центре круглой юрты, движение по пространству жилища солнечных лучей, человека подчинено в форме круга. Округлый бубен шамана, зеркало толи, четки ламы, большинство музыкальных инструментов. Природа не терпит острых углов, за многие столетия и тысячелетия она даже острые каменные выступы горных вершин или камни в реке обтачивает, придавая ей округлую форму. Таким образом, круг является основой, который нашел отражение во всех сферах человеческой жизни, материальной и духовной культуре каждого народа. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, на мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец “ёхор” исполняют, двигаясь по кругу.
Слово, которое представляет орнамент – хас (свастика), оно состоит из двух санскритских корней, означающих “благосостояние”. Есть и другое толкование слова – санскритское “су” – солнечная птица и божество времен года Астика.
Свастика – древний солярный знак, указывающий видимое движение Солнца вокруг Земли и деления времен года на четыре сезона. Это знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, “завинчивается” с целью управления низшими силами.
Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических инстинктивных сил, создает препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак служит эмблемой жизни и света.
В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, изображен хас.
Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.
centertop135724665954198677-66595
357444469841-928750
Инь-Ян– символ двойственности мира. Инь-Ян – это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян.
3137534284225632785171904421090781281622170783038395
2. 2. Зооморфные орнаменты
Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”). Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;
Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, 514352556506существует около 30 вариантов ее изображения.
3651885434276954673839141443947163200913729743230-305950
1584956252731
2. 3. Растительный орнамент
Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.
Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.
Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.
Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т.е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.
-1256381836118122400420120163002
882031569563293641170636
-76315123123
2.4. Природный (космогонический) орнамент
В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.
В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.
Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.
Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.
Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.
Облака –лэн угалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.
1547980300239526675715073152314437
2.5.Культовый орнамент
Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.
К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.
138961-475213147840-66595Глава 3. Практическое применение изученного материала на практике. Создание коллекции типс с бурятским орнаментом.
Нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
Типсы ( макет натурального ногтя квадратной формы)– 10 шт.
Буфер блок - для создания матовой поверхности на типсе;
Кисти для художественной росписи разных размеров;
Широкая плоская кисть для выкладывания фоновки;
Кисть для выкладки геля.
Акриловые краски;
Дотс- инструмент, позволяющий создать убывающие точки, кружева, прямые линии.
Ультра Фиолетовая лампа для сушки геля.
Перед тем как приступить к подробному описанию создания орнаментов на ногтях, хочется сказать для тех, кто никогда не сталкивался с конкурсными или выставочными моделями ногтей, разновидность которых мы хотим представить вам в нашей работе. Это ногти-шоу, не предназначенные для повседневной жизни, они для участия в конкурсах, выставках, показах. Их длина может напоминать естественную ( как в данной работе), а может быть нереальной длины и формы. В обычной жизни желательно выполнять только 1 ноготь на руке таким необычным дизайном. Следует так же упомянуть, что типса выпуклая, не имеет идеально ровной поверхности, что придает определенную сложность в выполнении дизайна.
В качестве разминки, первой и самой главной, мы решили сделать типсу с изображением флага Бурятии.
Ход работы: Запилили и забафили типсу буферблоком для придания ей матовой поверхности, на которой будет удобно рисовать, акриловая краска не будет разъезжаться на таком фоне. Далее нарисовали 3 горизонтальные полосы- желтые, белые и синие. (Синий цвет — национальный цвет у бурят, олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии, а также нерушимость и верность. Белый цвет— символ высоких нравственных начал, счастья, спокойствия, благополучия, мира, единства и целостности. Жёлтый (золотой) цвет подчёркивает духовное начало (верующие буряты в Забайкалье исповедуют тибетский буддизм школы гелуг, символический цвет которой — жёлтый, золотой), жёлтый говорит и о милосердии, гармонии человека и природы, духовном совершенствовании). Дождались полного высыхания краски. Затем нарисовали элемент который называется соёмбо, он состоит из трёх элементов: луны, солнца и огня, снизу вверх. (Огонь означает тепло, жизнь, свет, возрождение, благополучие, очаг. Он — символ чистоты и хранитель дома. Первый язычок пламени олицетворяет прошлое, средний — современное, третий — будущие поколения. Вместе языки пламени говорят о непрерывности и преемственности истории. С солнцем связаны представления об источнике жизни, жизненной силы, света, богатства, изобилия. Луна у монгольских и тюркских народов почиталась как главное светило, эти народы усматривали в ней таинство, так как Луна была хозяйкой ночи).
Хорошо просохшую работу закрепили прозрачным лаком.

Следующий орнамент — это геометрический орнамент «Меандр», или «молоточный» орнамент.
Ход работы: Подготовили типсу по стандартной схеме(запилили забафили). Затем полностью покрыли типсу красной акриловой краской кистью для фоновки. После высыхания прорисовали геометрические линии золотой краской смешанной с белилами кистью с длинным ворсом, для более ровной прямой линии. Затем подвели нижние и левые стенки черной краской, а остальные белой, для придания глубины рисунку. Готовый рисунок перекрыли прозрачным лаком для закрепления.
6699622087532684402523640802251712332493562526843
Орнамент «Шэрдэг».
Ход работы: По стандартной схеме подготавливаем типсу. Перекрываем кистью для фоновки типсу бирюзовым цветом. После высыхания на всю ширину типсы рисуем желтый ромб. Затем гелем бирюзового цвета рисуем элементы орнамента, сушим в УльтраФиолетовой лампе 1,5 минуты, отпечатываем золотую фольгу для литья. Фольга отпечатывается не полностью, получается эффект «кракелюра», потресканности, потресканного золота. Готовый ноготь перекрываем прозрачным лаком для закрепления.
Орнамент с символикой «Инь-Ян».
Ход работы: Подготавливаем типсу, красным гель — лаком создаем фон. Сушим гель лак в УФ лампе, стираем липкий слой. Черным 5д гелем выкладываем элемент , сушим в УФ лампе 1 мин., выкладываем белым 5д гелем элемент ,сушим. Инструментов дотс ставим точки — белую и черную на получившиеся элементы. В два слоя выкладываем прозрачный гель на высохший «круг», каждый слой сушим в УФ лампе. Эта техника называется «жидкий камень». Готовый дизайн покрываем финишным гелем, сушим в УФ лампе.

Орнамент «Свастика»
Ход работы: Подготовленную типсу покрываем фиолетовым гель-лаком с перламутром, сушим в УФ лампе, стираем липкий слой. Гелем рисуем свастику, сушим 1,5 минуты в лампе, отпечатываем сиреневую фольгу для литья. Вокруг получившегося элемента рисуем стилизованные лучи солнца гелем. Сушим, отпечатываем золотую фольгу для литья так, что бы получился эффект потресканности. Белой акриловой краской повторяем силуэт лучей. Покрываем типсу прозрачным лаком.

Геометрический орнамент «Круг»
Ход работы: Рисуем черной акриловой краской элементы молоточного орнамента по кругу. В центре рисуем элемент растительного орнамента. Прорисовываем некоторые элементы золотой краской. Перекрываем прозрачным лаком.

Подводя итоги нашей исследовательской работы, хочется сказать, что в ней мы положили начало большому и интересному исследованию – «использование бурятских орнаментов на занятиях по специальности «Маникюрша»», на этом наша работа только начинается, и займет достойное место в ежегодной образовательной программе. Детям достаточно интересно в такой форме познавать элементы орнаментов. Более того, это не поверхностное изучение которое быстро забудется. Работа, проделанная руками ребенка хорошо отложится в памяти. Хочется сказать о побочных результатах, которые выявили ученицы при выполнении практической работы - оказалось очень трудным при выполнении «Молоточного» орнамента рисовать длинные прямые линии по выпуклой поверхности. Даже если линии получаются прямыми, под другим радиусом рассмотрения кажутся неровными. Рисовать короткие ломаные линии оказалось проще, хотя визуально такая работа выглядит более сложной, чем простая прямая линия. При выполнении орнамента «Инь-Ян» понадобилось время что бы отдельно просушить черный гель, а затем белый – иначе они смешивались на границе, ровной линии не получалось. Так же выявили, что по технике «Жидкий камень» лучше не наносить сразу толстый слой в высоту, а лучше выложить два более тонких слоя, так «камень» не растекается, форма получается точной. При выполнении техники «Литье фольгой» оказалось важным посекундно вымерить время пребывания типсы в лампе. При мощности лампы 36 ватт, наиболее точный результат получился 1,5 минуты сушки. Если сушить больше, фольга прилипает меньше, кусками. А если сушить меньше, наоборот не прилипает.
Для себя мы ставим задачи для продолжения исследовательской работы –
выполнить настоящий маникюр на руках с использованием в дизайне бурятских орнаментов.
Продолжать перенесение полученных знаний на практику в виде интересных вариантов выполнения дизайна.
Список использованной литературы:
1. «Симметрия в бурятских орнаментах» Балданов Шойжинима Дугаржапович 2009 г.
(http://festival.1september.ru/articles/538023/)
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004 г
Шабаев Н. и др. Буряад хэлэнэй hураха бэшэг. Улан – Удэ, 2004 – 2006 г.
5. Шаракшинова Н.О. Бурятское народное творчество. Иркутск 1975 г.
Тумунов Ж.Т. Энциклопедия Агинских бурят. Чита, 2002 г.
«Символика бурятских орнаментов»
Будажапова Сэсэг 2001 г. ( http://www.profistart.ru/ps/blog/21182.html)