Статья Формирование информационной культуры младших школьников на примере программы Вдумчивое чтение


Формирование информационной культуры младших школьников
(на примере программы «Вдумчивое чтение»)
Юрченко Наталия Владимировна
Младший школьный возраст - это особый период в развитии ребёнка. Поступление в школу представляет собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.
На её основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности: рефлексия, анализ, мысленное планирование, которые являются центральными новообразованиями младшего школьного возраста.
В этом возрасте ребёнок овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности в дальнейшем, на последующих этапах обучения.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.
В понятие «информационная культура» входят знания и навыки эффективного пользования информацией; умения личности целенаправленно работать с информацией (извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений) и использовать ее.
Поэтому, ведущими способами педагогической деятельности учителя начальных классов по формированию информационной культуры должны являться:
- организация компьютерного моделирования младшими школьниками;
- организация игрового моделирования ситуаций;
- организация проектной деятельности школьников.
Среди форм организации учебного процесса могут быть:
- учебное сотрудничество;
- работа в малых группах; работа в проектных группах;
- виртуальное учебное взаимодействие;
- самостоятельная работа младших школьников с различными источниками информации.
Согласно разделу ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [6; 8-10].
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников.В разделе «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» примерной ООП НОО зафиксировано, что «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью … освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [4].
Согласно разделу «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)» примерной ООП начального общего образования: «Обучающиеся приобретут опыт работы с медийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях…» [4]
Хочется особо отметить, что среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования особое место занимает «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Но необходимо также учить детей «использованию различных способов поиска информации в справочных источниках». Справочные источники – это литература, предоставляющая читателю возможность быстрого получения справки по интересующему его в данный момент вопросу.
Уже в начальной школе происходит знакомство учеников с разными видами справочной литературы, и систематическая работа с ними: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями
синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаю на освоение рациональных способов поиска и нахождения нужной информации.
Конечно, в деятельности учеников начальных классов должны преобладать книги, а не компьютер. Без работы с книгами невозможно формирование общей культуры человека.
Каждый учитель понимает, что необходимо приучить своих учеников к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы затем с помощью книги они могли всю жизнь заниматься самосовершенствованием, самовоспитанием.
Для решения этой задачи мы не случайно оставили в учебном плане предмет «Вдумчивое чтение», рассматривая данную дисциплину как гимназический компонент. Именно на этом уроке главным предметом изучения являются книги и детская периодика. Автор программы «Вдумчивое чтение» – Посашкова Е.В., кандидат филологических наук, доцент.
Работа учащихся в рамках указанной программы способствует более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе. [3]Знания о книгах, об их авторах, первичные навыки работы с информацией приобретаются в процессе непосредственной практической деятельности с книгами и среди книг.
Содержание программы, её концептуальные положения, методы и приёмы работы с печатными источниками выстроены с учётом Стандарта второго поколения. Работу с информацией, как предложено в Стандарте, мы ведём по четырём направлениям:
1) получение, поиск и фиксация информации;
2) понимание и преобразование информации;
3) применение и представление информации;
4) оценка достоверности полученной информации.
В процессе развития культуры чтения, информационной культуры формируются умение классифицировать источники информации по темам (книги о родине, о детях, о животных и т.д.), по авторам, по темам и авторам, по жанрам, по авторам и жанрам; умение узнавать знакомые книги (несмотря на различия в их оформлении).
Результатом систематической работы с книгами и являются детские проектные и исследовательские работы, которые создаются сначала с помощью родителей, под руководством учителя, а затем самостоятельно. Мало провести исследование или создать проект – необходимо подготовить его мультимедийную презентацию. Важно сформировать у детей осознанность в этой трудной деятельности. Преимущества мультимедийных презентаций школьники выявляют в своей практической учебной деятельности: обеспечение наглядности (фотографии, рисунки, графики, карты); возможность демонстрации динамических процессов; одновременное сообщение текстовой, графической, аудиовизуальной информации.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных  программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное  воздействие на два важных органа восприятия (слух  и  зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
При разработке презентаций учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным  процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи дает простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. [5]
Творческие работы (индивидуальные и групповые) создаются учащимися нашей гимназии на различные темы: «Пословицы в современном мире», «Фамилии моих одноклассников», «История семьи в истории Ленинградской области», «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Педагоги в моей семье», «О людях с горячим сердцем» и др.
Защита работ проводится сначала в классе, затем лучшие работы представляются на гимназический конкурс «Юный исследователь» в начальной школе, далее – на муниципальный тур проектных и исследовательских работ.
Необходимо помнить и о том, что нельзя допустить, чтобы компьютер вытеснил из школы книгу, с помощью которой развиваются познавательные интересы младших школьников, расширяются читательский кругозор и ценностно-смысловая сфера личности, растёт любознательность, стимулируются познание и творчество, формируются способности и совершенствуются компетенции ученика.
Работа по формированию информационной культуры в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения. [2] Использование ИКТ в образовательном процессе достаточно широко. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Помимо положительной стороны использования ИКТ, есть и отрицательные моменты. Это проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата; нарушение зрения,  компьютерная радиация,  компьютерная зависимость. А поэтому продолжительность применения ТСО на уроках должна соответствовать требованиям САНПИН. [1]
Библиографический список
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы  (СанПиН 2.4.2.1178-02)
Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.// Начальная школа. №2. 2009. 
Посашкова Е.В. Программа Вдумчивое чтение http://www.lit-studia.ru/method/19.html Примерная программа начального общего образования. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768Стрелкова Н. Рекомендации по созданию мультимедийных  презентаций для учебного процесса.// Ростов-на-Дону
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959