Занятие курса Вдумчивое чтение (2 класс)
Внеурочное занятие курса «Вдумчивое чтение», 2 класс
Учитель: Югова Наталья Львовна
Тема: «Создаём страницы энциклопедии про нефть»
Цель: создать условия для формирования умений работы с текстом, а именно:
Определять тему текста.
Восстанавливать деформированный текст согласно плану.
Задавать вопросы к тексту.
Извлекать необходимую информацию из аудио- и видеотекста.
Соотносить рисунок и абзац текста.
Определять алфавитный порядок созданных страниц в энциклопедии.
Планируемые результаты:
Личностные: воспринимать речь учителя и одноклассников, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.
Познавательные: самостоятельно формулировать познавательные задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных), устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, описывать объект, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Материальное обеспечение:
компьютер, экран, проектор, презентация, мультфильм «Как образовалась нефть» (https://www.youtube.com/watch?v=Pf8oIPIPzOg);
конверты на каждого ученика, в которых содержится: эскиз страниц (Приложение 1), набор карточек с текстами (Приложение 2), рисунок «Буровая установка» (Приложение 3), карточка с изображением страниц энциклопедии (Приложение 4), рисунок «Эмблема школы» (Приложение 5);
демонстрационный материал: буквы слова НЕФТЬ, учебный образец нефти.
Сценарий занятия:
I. Подготовительный этап.
1. Организационно-подготовительный этап.
- Чему посвящена выставка книг в нашем классе? (энциклопедиям)
- Где создаются энциклопедии? (в книжных издательствах)
- Приглашаю вас поработать в детском издательстве и помочь ведущему редактору составить очередную статью для детской энциклопедии.
2. Диагностический этап.
- Ведущий редактор требует создать страницу для энциклопедии согласно следующему эскизу:
- О чём сообщает эскиз? Какие задачи поставим?
Формулируются задачи занятия:
Определить тему статьи;
Составить статью из 4 абзацев;
…
II. Конструирующий этап.
Основной этап.
- Достаньте из конверта карточки с текстами. Что замечаете? (В конверте 5 карточек с текстами, а абзацев должно быть четыре)
- Сформулируйте задание (выбрать 4 текста на одну тему, исключить лишний текст)
Самостоятельное выполнение задания.
- Какой текст исключили? Почему? На какую тему будет наша статья? Составьте слово из карточек с буквами на доске. Запишите заголовок статьи.
- Что заметили в одном из абзацев? (есть пропуски)
- Какую ещё задачу поставим? (заполнить пропуски в абзаце)
- Ведущий редактор выдал нам следующий план статьи:
- Расположите абзацы статьи согласно плану.
Самостоятельное выполнение задания.
- Проверьте себя:
- Зачитаем первый абзац.
- Рассмотрите учебный образец нефти.
- Зачитаем третий и четвёртый абзацы.
- Оцените свою работу по следующим критериям:
- Обратимся ко второму абзацу. Какую задачу поставили? (заполнить пропуски в абзаце)
- Заполнить пропуски поможет мультфильм. Но сначала сформулируйте вопросы, на которые вам нужно получить ответы в ходе просмотра мультфильма.
Формулируются вопросы:
Просмотр мультфильма.
- Какое задание получил мальчик Тимур? (написать реферат про нефть)
- Чем послужил вагончик? (машиной времени)
- Куда динозавр отнёс гостей? (к берегу моря)
- Заполним пропуски в тексте второго абзаца.
Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов. Отмирая, они скапливались на дне. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Остатки растений и животных превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Некоторое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек.
- Чего ещё не хватает на нашей странице? (Не хватает иллюстраций)
- Достаньте из конверта такую иллюстрацию:
- Прочитайте название иллюстрации.
- К какому абзацу текста подходит иллюстрация? (к третьему) Докажите.
2. Систематизирующий этап.
- В детском издательстве, где мы сегодня работаем, уже созданы следующие страницы будущей энциклопедии:
- Определите место нашей страницы. Достаньте из конверта изображения страниц и стикер. Обсудите в паре задание и наклейте стикер в нужное «окошко».
Работа в паре.
Самопроверка работы в паре:
Оцените работу в паре по следующим критериям:
- Что должно быть написано в левом верхнем углу страницы? (буква, с которой начинается слово НЕФТЬ)
- Для чего в углу страницы размещают букву?
III. Итоговый этап.
1. Аналитический этап.
- Что это?
- Какая связь между сегодняшним уроком и эмблемой школы?
- Какое направление работы выбрала школа? (Школа нефтехимического направления)
- Основное предприятие в Индустриальном районе Перми – «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», многие жители нашего района работают на этом предприятии. Возможно, и выпускники нашей школы станут специалистами этого предприятия.
- Наклейте эмблему в свой школьный дневник.
2. Рефлексивный этап.
- Для чего создаются энциклопедии? (Собрать знания, накопленные людьми, наукой, и в понятной форме сообщить их читателям)
- Что теперь вы знаете о нефти, о школе? (Теперь я знаю …)
- Спасибо за работу!