Рабочая программа по культуре народов Республики Саха (Якутия) (5 класс)
МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
МР «Верхневилюйский улус (район)»
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ____
Руководитель МО
_________________
от «___» ____________2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по УР
_____________/ Санникова С.П./
от «___» ____________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
__________ /Кардашевский С.Н./
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
внеаудиторной деятельности
(духовно-нравственное направление)
по учебному предмету «Культура народов РС (Я)»
5 класс
в неделю 1 ч, количество часов в год 35 ч.
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Иванов Дьулустаан Спиридонович,
учитель культуры народов РС (Я)
Педагогический стаж: 2 год
2016
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса.
Республика Саха (Якутия) является субъектом Российской Федерации, где проживает более 120 национальностей. По этническому составу жителей является небольшой моделью нашего государства. Важной особенностью является сохранение национального своеобразия. Особое значение в общеобразовательной школе является развитие и воспитание личности каждого ребенка, знающей культуру своего коренного народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности развивать и сохранять культуру и язык коренных народов Республики Саха ( Якутия).
Место учебного курса в учебном плане.
С 1992-1993 учебного года в базовые учебные планы якутской школы с родным языком впервые был введен цикл новых предметов «Якутская культура». В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур;
культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;
Основной целью предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха» в основной школе является:
Приобщение обучающихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики Саха, их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников общеобразовательных школ города.
Формирование интереса детей к национальной культуре, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа;
Воспитание подлинного чувства уважения, основанного на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа.
Задачи курса:
Формирование основных знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания.
Умение соблюдать обычаи и традиции коренного народа, представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Воспитание позитивного отношения к культуре других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), понимания и сотрудничество с людьми другой культуры, верования и национальной принадлежности.
Развитие умений:
соблюдать традиции коренного народа в повседневной жизни;
ставить приоритеты ценностей ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к окружающим, к себе, к социальному миру;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения как в республике так и в России.
Программа разработана как системный курс, рассчитанный для обучающихся 5-11 классов, и состоит из нескольких разделов:
«Материальная культура народа-саха. Традиционные занятия».
«Духовная культура народа-саха. Представления народа-саха о вселенной».
« Якутский фольклор»
«Современная якутская культура и искусство. Якутский театр»
«Культура народов Севера. Устное народное творчество»
Программа рассчитано на 35 часа (по 1ч в неделю, реализуемых в учебной деятельности). Уроки национальной культуры должны носить практический характер. Программа предусматривает посещение музеев, библиотек, встречи с интересными и талантливыми жителями наслега и улуса. На уроках предусмотрено использование проектной деятельности, позволяющие развивать кругозор каждого ученика. Целью программы « Культура народов Республики Саха(Якутия)» в средней общеобразовательной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Учебно-тематическое планирование
5 класс (35 ч)
Базовые национальные ценности Тематическое планирование Характеристика деятельности
Введение. Понятие о культуре. Культурные традиции народов, в том числе религиозные, как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Культурное и языковое разнообразие мира как залог стабильности и устойчивого развития (1 час). Понимание ценности культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания.
Понимание культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества.
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
1 раздел. Наша Родина и её народы (5 часов)
Патриотизм и гражданственность.
Понятия («Отечество многонациональное», Родина – Родной край), «патриотизм».
Понятия «культурные ценности», «отечественная культура».
Российская Федерация как государство. Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации. Государственная символика. Гимн. Президент России. Административно-территориальное деление РФ (субъекты Российской Федерации-республики, области, края, автономные округа). Национальный состав РФ. Перепись населения.
Русский язык как государственный язык, язык межнационального общения. Государственные праздники России.
Поэты и художники о Родине, о культуре народов России. Развитие умения самоидентифицировать себя как гражданина Российской Федерации.
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Проведение ассоциативных связей с государственными символами РФ, развитие умения их описывать.
Развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемому материалу.
Узнавать из различных источников о России как общей Родине, Якутии в составе России.
Характеризовать понятия «Отечество», «Родина».
Развитие готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаем и верованием.
Человечество. Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации.
Конституция Республики Саха (Якутия). Государственная символика. Гимн. Президент Республики Саха (Якутия). Административно-территориальное деление РС (Я) (районы (улусы), наслега). Национальные районы (улусы) и населенные пункты. Национальный состав Республики Саха (Якутия). Перепись населения. Государственные и официальные языки Республики Саха (Якутия). Государственные праздники РС (Я).
Поэты и художники о красоте просторов Якутии, о многонациональной республике.
Развитие умения самоидентифицировать себя как представителя Республики Саха (Якутия).
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), развитие умения их описывать.
Развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемому материалу.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников о народах Республики Саха (Якутия), их численности, происхождении, природно-климатических условиях и обсуждать полученные сведения.
Выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Патриотизм Наш родной край. История создания района и родного села (города). Административно-территориальные границы. Наслега. Официальные символики, гимны. Национальный состав. Перепись населения. Поэты и художники о родном крае. Развитие умения самоидентифицировать себя как представителя конкретного района (улуса) и наслега (города).
Проведение ассоциативных связей с официальными символами административно-территориальных образований, развитие умения их описывать.
Выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемому материалу.
Человечество Народ как создатель и хранитель культуры.
Понятие о народе как обществе людей с общими историей, языком, традиционной культурой.
Понятие о традиционной материальной и духовной культуре. Национальные традиции как необходимое условие сохранения культуры народов. Основные способы передачи культуры от поколения к поколению.
Коренные народы Республики Саха (Якутия). Места их расселения. Топонимика Якутии (исторический и семантический аспекты).
Самобытность традиционного уклада жизни, языка и культуры каждого народа в зависимости от природно-климатических условий территорий проживания. Преклонение природе, природосбережение как общие особенности их культуры.
Культурные символы, образы и ритуалы коренных народов, их семантическая интерпретация, особенности их характера.
Устное народное творчество (фольклор) коренных народов Якутии.
Понятие о Циркумполярной культуре.
Вклад коренных народов Якутии в освоении жизненного пространства человеком.
Понимание ценности традиционной этнокультуры как результата творческой деятельности народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой.
Научиться выделять составляющие материальной и духовной культуры из разных источников.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения вести себя и соблюдать традиции в условиях родной и иных этнокультур.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями,
выражающими традиционный уклад жизни коренных народов.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Патриотизм и искусство. Человек как носитель и творец культуры.
Понятие этнической идентичности. Основные признаки определения этнической идентичности (происхождение, семейно-родственные связи, родной язык, национальный костюм, этнокультурные компетенции - сатабыл)
Понятие диалога культур. Особенности характера, поведения и национальных этикетов народов России. Соблюдение народных традиций в условиях «иных» этнокультур.
Человек как творец культуры.
Народные мастера, умельцы. Технология деятельностной передачи культуры – уһуйаан.
Исполнители устного народного творчества. Олонхосуты.
Понимание права каждого на языковое, культурное самоопределения, сохранение и развитие своей культуры.
Развитие умения самоидентифицировать себя как представителя конкретного этноса.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения вести себя и соблюдать традиции в условиях родной и иных этнокультур.
Развитие умения учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога культур.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
2 раздел. Материальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия) (12 часов)
Природа. Традиционный уклад жизни народов Якутии.
Взаимосвязь природно-климатических условий и традиционного уклада жизни коренных народов Якутии. Особенности традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Оседлый и кочевой уклад жизни. Жилище и хозяйственные постройки.
Сравнивать и различать особенности традиционного образа жизни народов Якутии, оседлого и кочевого уклада жизни.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Принимать участие в обсуждении особенностей традиционного уклада жизни коренных народов Якутии.
Уметь выделять формы взаимосвязи природы и жизни народов Севера.
Труд и природа. Традиционные занятия коренных народов Республики Саха (Якутия).
Хозяйственная деятельность коренных народов Якутии. Скотоводство, коневодство, оленеводство. Значение хозяйственной деятельности народов по освоению зон со сложными природно-климатическими условиями. Адаптация на северной земле пород домашнего скота. Уникальность местных пород коров и лошадей. Продукты животноводства, оленеводства. Проблемы и перспективы хозяйственной деятельности народов Якутии. Хрупкая природа Севера и природоохранные меры. Экологическая культура народов.
Земледелие, охота, рыболовство – традиционные занятия коренных народов Якутии. Охотничий промысел – как традиционная основа жизни на Севере. Охотничьи угодья, снасти, способы. Охотничьи традиции и обычаи.
Истоки культа природы, поклонения природе, духам тайги, рек и озер, природосообразное, природоохранное отношение к богатствам родной земли.
Различать и узнавать традиционные занятия народов Якутии.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Характеризовать хозяйственную деятельность народов по освоению зон со сложными природно-климатическими условиями; Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников о проблемах и перспективах хозяйственной деятельности народов Якутии.
Коллективное обсуждение понятий «циркумполярная культура», «экологическая культура».
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Рассказать об охоте, рыболовстве, животноводстве как о традиционных занятиях жителей Севера.
Собирать материалы о поклонениях духам природы.
Осмысливать полученную информацию и обмениваться ею.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Творчество. Национальный костюм коренных народов Республики Саха (Якутия).
Национальный костюм как основной признак этноса.
Природно-климатические условия Якутии и особенности национальной одежды коренных народов.
Мужской национальный костюм народа саха (разновидности по временам года). Мужские национальные костюмы народов Севера, их особенности (разновидности по временам года). Одежда для мальчиков.
Женский национальный костюм народа саха (разновидности по временам года). Женские национальные костюмы народов Севера, их особенности (разновидности по временам года). Одежда для девочек.
Праздничная и повседневная одежда, их декор и аксессуары (виды, предназначения, смысловое значение). Традиционные занятия коренных народов и повседневная одежда.
Версии о происхождении схожих мотивов в орнаменте одежды у разных народов. Отражение северной природы в декоре.
Традиции и современность в изготовлении одежды. Народные мастера и этномодельеры.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных мероприятиях.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Обнаруживать сходство и различие особенностей национальной одежды народов Якутии, традиции и современности, народных обычаев и примет, связанных с изготовлением одежды.
Наблюдение за национальной одеждой через посещение краеведческого, художественного музея.
Участвовать в коллективном обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения корректно исправлять ошибки по отношению к традиционным канонам национальной одежды.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала (изготовление макета костюма в национальном стиле или его элементов).
Труд и творчество Физическая культура коренных народов Якутии.
Понятие физической культуры. Национальные идеалы коренных народов о совершенстве физического тела человека (мужчины и женщины).
Значение физической выносливости, силы, ловкости людей, проживающих в условиях Севера и занимающихся традиционными видами хозяйствования. Физический труд и специальные занятия в физическом развитии человека. Исторические сведения, предания, включающие в себя о физических достижениях представителей коренных народов Якутии.
Национальные игры.
Национальные виды спорта (состязания).
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Участвовать в коллективном обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
3 раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия) (16 часов)
Семья. Понятие духовной культуры. Духовные традиции – духовная культура народа.
Семья, семейные традиции.
Роль отца и матери. Почитание старших. Родственные связи. Семейные традиции у коренных народов Якутии.
Дети как продолжатели рода. Обязанности детей в семье. Легенды и рассказы о предках. Родословная семей (генеологическое древо)
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о семейных традициях народов Якутии.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Природа. Социальная солидарность. Народная мудрость (традиционные знания).
Отражение природы родного края на традиционных представлениях народов о мироздании. Человек – дитя природы. Его духовность – основа жизни на Земле.
Мифология разных народов. Мифы о сотворении Вселенной, Земли, мировом дереве. Мифологические образы, навеянные явлениями северной природы: холодом, полярным сиянием, небесными светилами.
Особо почитаемые местности Якутии. Их роль в воспитании духовности, любви к родному краю, бережного отношения к природе, уважительного отношения к духовному миру человека.
Астрологические, метеорологические знания народов. Народный календарь. Приметы погоды. Представление о времени, его периодах. Народные меры веса и длины.
Народная медицина.
Истоки письменности коренных народов Якутии (берестяные, наскальные рисунки).
Узнавать из бесед со старшим поколением, дополнительных источников сведения о традиционных представлениях народов о мироздании, мифологии.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Провести наблюдения за астрологическими, метеорологическими знаниями народов.
Участвовать в коллективном обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала (наблюдение за народным календарем, приметах погоды).
Традиционные российские религии. Религия – часть культуры.
Религиозные культуры народов Республики Саха (Якутия). Традиционные верования коренных народов Якутии. Традиционные обряды. Православие. Библия и Евангелие. Храм, икона.
Узнавать из рассказа учителя, других дополнительных источников о духовных традициях, религии.
Обмениваться мнениями о религиозных культурах народов республики. Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Литература. Устное народное творчество коренных народов Республики Саха (Якутия).
Самобытность языка и фольклора каждого народа. Проблема сохранения языков малочисленных народов.
Устное народное творчество. Основные жанры, их значение в развитии речи, смекалки, в воспитании нравственности.
Сказки народов Якутии. Генетическая и типологическая общность сказок народов. Художественное богатство языка фольклора.
Героические эпосы народов Якутии. Якутский героический эпос олонхо как шедевр устного и нематериального наследия человечества (ЮНЕСКО).
Искать материалыо самобытности языка и фольклора каждого народа.
Сравнивать и систематизировать основные жанры устного народного творчества.
Обнаруживать сходство и различие в сказках народов Якутии, обсуждать полученную информацию в ходе групповой работы.
Участвовать в коллективном обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Искусство. Народная музыка и песни.
Народные музыкальные инструменты: клавишные, струнные, ударные и т.д. Варган – древнейший музыкальный инструмент народов мира.
Уникальные народные инструменты. Их предназначение в старину и современное использование. Колокольчики в одежде и украшениях. Их смысл, назначение.
Жанры народных песен, тематика и особенности их исполнения. Известные народные певцы. Их мастерство.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Различать и узнавать народные музыкальные инструменты, их смысл и назначение.
Уметь представлять культуру своего народа через игру на музыкальном инструменте, исполнение мотивов народных песен.
Обсуждать в группах и оценивать услышанное и увиденное.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Искусство Танцевальное искусство коренных народов Якутии.
Осуохай – якутский хороводный танец. Разновидности запева, движений. Известные запевалы осуохайа. Установление рекорда ГИННЕСА.
Сээдьэ – хороводный танец народов Севера. Философские истоки хороводных танцев. Этапы их развития. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Понимание, представления изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения описывать народные символы и знаки, заключенные в изучаемом объекте культуры.
Развитие умения корректно исправлять ошибки по отношению к традиционным канонам национальных хороводных танцев.
Участвовать в коллективном обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Человечество. Национальные праздники.
Традиции, обряды, ритуалы народных праздников. Их значение в единении народного духа.
Национальные праздники, отражающие традиционные верования народов, календарь православных праздников. Якутский ысыах.
«Ысыах – якутский национально-ритуальный и церемониальный праздник», раскрывающий самобытную культуру и искусство народов Якутии. Ысыах как современная форма вхождения в культурное пространство России. Празднование национального праздника ысыах в г. Москва, г. Санкт-Петербург и др.).
Эвинек эвенов. Эвенкийский Бакалдын. Юкагирский шахадьибэ. Бурятский сагаалган и др.
Праздники, связанные с хозяйственной деятельностью, укладом жизни коренных народов: проводы русской зимы, праздник оленевода, переезд на летник, конец сенокоса, неводьба и др.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Развитие интеллектуальных умений на культуроведческом материале.
Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Понимание, представление изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развития умения соблюдать традиции родного народа в специально организованных мероприятиях.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Узнавать из бесед со старшим поколением, из дополнительных источников сведения о традициях, обрядах, ритуалах народных праздников.
Различать национальные праздники, отражающие традиционные верования народов, праздники, связанные с хозяйственной деятельностью, укладом жизни.
Участвовать в обсуждении о культурных традициях народов.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Принимать участие в национальных праздниках своего и других народов; национальных спортивных играх и состязаниях.
Повторение всего материала (2 часа)
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения оценивать качество культуроведческих знаний и умений.
Программа иьинээ5итэ
5 кылаасКиирии уруок. Норуот култуурата. Материальнай уонна духуобунай култуура.
I салаа. Саха Республикатын – Россия Федерациятын быстыспат сор5ото
Россия Федерацията. Россия судаарыстыбатын сурун бэлиэлэрэ – символлара. Россия киин куората – Москва.
Саха Республиката. Дьокуускай – Саха сирин киин куората. Саха сирин айыл5ата. Саха сирин олохтоох омуктара. Россия а5ыйах ахсааннаах норуоттара. Сахалар. Эбээннэр. Эбэнкилэр. Юкагирдар. Чукчалар. Долганнар.
II салаа. Саха сирин норуоттарын материальнай култууралараСаха сирин норуоттарын олохторун укулаата.
Хаьаайыстыба салаалара. Сир баайын хостооьун. Тыа сиригэр олох-дьаьах. Таба иитиитэ. Бултааьын. Балыктааьын. Ийэ айыл5аны харыстыахха.
Уруу-аймах сыьыаннара. Дьиэ кэргэн. Дьиэ кэргэннэ о5ону иитии. Этнографтар суруйууларынан.
Дьиэ-уот. Нуучча мас дьиэтэ. Саха терут дьиэтэ. Хотугу норуоттар дьиэлэрэ. Хотугу норуоттар кеьуулэрэ.
Саха сирин норуоттарын оонньуулара. Оонньуурдар. Олох- дьаьах оонньуулара. Эти-хааны эрчийэр оонньуулар. Илии-атах оонньуулара. Хамсаныылаах оонньуулар. Ейу сытыылыыр оонньуулар. Онньуурдар.
III салаа. Саха сирин норуоттарын духуобунай култууралара
Норуот муудараьа. МифтэрЫтык Кэрэ Сирдэр.
Кун-дьыл эргиирэ. Халандаар. Кээмэйдэр. Билгэлээьин. Кээмэйдэр.
Саха сирин норуоттарын фольклора. Остуоруйалар. Былыргы сэьэннэр, легендалар. Эпическэй айымньылар. Саха олонхото. Фольклор кыра жанрдара.
Норуот музыката. Норуот ырыалара, ункуулэрэ. Норуот ырыаларын толорооччулар. Норуот ункуулэрэ. Норуот угэстэрин харыстааьын.
Бырааьынньыктар. Россия государствотын бырааьынньыктара. Норуот угэс буолбут бырааьынньыктара. Сайылыкка тахсыы. Мунха.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе
В результате изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета«Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
-самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России -учебной,художественной,научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразияи т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство, диаспора);
синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство (на примере экстремальных условий Севера и т.д.)
- умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Список используемой литературы
М.Т. Гоголева, Р.С. Саха Республикатын норуоттарын култуурата. 2013.
Бани М. не искать картины мира.1970. №2. С 21-25.
Литвинов В.М. семен Данилов . М: Сов. Россия. 1988.
Михайлова М.Г. Творческие портреты. Я.,1980.
Емельянов М.В. якутские пословицы и поговорки, Я.,1962.
Эргис Г.У. Очерк по якутскому фольклору. М.,1974.
Якутские загадки./Сост. С.П.Ойунская.Я.,1975.
Якутские народные песни.Ч.1.Я.1976
Якутские сказки,Сост.П.К.Сивцев, П.Е.Ефремов.Я.,1990.
Михайлова М.Г.высоких судеб ясный свет. Я.,19876.
Тоборуков Н.Н Писатель корчагинской закалки.Я.,1979.
Окороков Г. Рассказы молодой писательницы//Соц. Якутия.1955 20 октября.
Воскобейников М.Г. Эвенкийский фольклор.Л.,1960.
Новикова К.А. Эвенкийский фольклор. Магадан. 1958.
Фольклор юкагиров Верхней Калымы; Хрестоматия в 2-х ч.Я.,1989.
История и культура чукчей.Л.,1987.
Долганский фольелор. Л., 1937.
Мифы народов мира. М.,1980-82, т 1-2.
Чукотские народные сказки, мифы и предания. Магадан 1982.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Юкагиры. Историко – этнографический очерк. Новосибирск1975.
Сказки и предания Севера. Я., 1986.
Эвенский фольклор. Магадан. 1958.
Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л.,1936.
Исторический фольклор эвенков. Д., 1966.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Электронные учебники.
Видеофильмы, соответствующие тематике.
- электронные учебные пособия Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П. «Өбүгэ олоҕунутума» («Жизненный уклад предков»), Иванова А.В. «Якутия многонациональная»;
- DVD-диски «Образы народов Российской империи 60-х годов XIX века (из фотоархива Российского этнографического музея)»; «Первая этнографическая выставка России 1867 г.»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы (www.depnar.ru; www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал SakhaNews; www.vikipedia.orgwww.identity2010.ruи др.), тематически связанные с содержанием предмета.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоматериалы
Видеофильмы
Слайды - «Оҕо сааһым түһүлгэтэ» Ариадны Винокуровой, Нади Дмитриевой;
- «Эхо тундры и тайги» М. Дуткина;
- этнической музыки «Семья народов»: Кангар-оолОндар (Республика Тыва), ансамбль «Родничок» (Красноярский край), ансамбль «Этиген» (Бурятский автономный округ), ансамбль «Хан-Сын» (Республика Хакасия) и др.
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер.
Слайд-проектор. Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков.
С диагональю не менее 72 см.
Оборудование
Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Игры и игрушки
Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей республики, изучаемых народов.
Настольные развивающие игры. Календарно – тематическое планирование
№ п/п
№ урока Тема урока Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Домашнее задание Кол-во
Часов Дата
По плану По факту
1 четверть 8 уроков
1 1 Киирии уруок: Норуот култууратаКултуура ейдебулэ. Материальнай уонна духуобунай култуура быьаарыытаКултуура диэн ейдебулун билэр, быьаарыытын ырытар, ханнык култуураларга арахсалларын билэр. Бэйэ санааны суруйан кэлии «Култуура мин керуубунэн» 1 6.09 1 салаа. Саха Республиката – Россия Федерациятын быстыспат сор5ото
2 2 1.Россия ФедерациятаСаха Республиката Россия састаабыгар киириитэ. Россия нэьилиэнньэтэ, ахсаана. Федерация уонна Республика туохтан турарын, салайарын, анааран керерге уерэнэр. Эрчиллии: стр.7 № 2,3 1 13.09 3 3 Россия государствотын сурун бэлиэлэрэ - символлараРоссия гиэрбэтэ, былаа5а, гимнэЕннеру, бэлиэлэри, ырытан керер. Нойосуус: стр.8 Гимн РФ 1 20.09 4 4 Россия киин куората - Москва Москва куорат теруттэниитэ. Москва сурун тэрилтэлэрэ, кэрэ-бэлиэ сирдэрэ. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.10 № 3
1 27.09 5 5 2.Саха РеспубликатаСаха Республиката Россия састаабыгар киириитэ. Ерегей ырыата, сурун тэрилтэлэ, сиртэн хостонор баай. Республика туохтан турарын, салайарын, анааран керерге уерэнэр. Эрчиллии:
стр.14 № 1,2,3 1 4.10 6 6 Дьокуускай – Саха сирин киин куоратаДьокуускай куорат теруттэниитэ. Дьокуускай куорат сурун тэрилтэлэрэ, кэрэ-бэлиэ сирдэрэ. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.15 № 2 1 11.10 7 7 Саха сирин айыл5ата Саха сирин иэнэ, айыл5ата, климата, ерустэрэ, куеллэрэ, экологията, харыстааьына. Айыл5а5а тардыьар, айыл5а харыстабылын, ырааьын билэр, айыл5аны кемускуур, уруьуйдуур дьо5ура сайдар. Эрчиллии:
стр.17 № 1,3 1 18.10 8 8 Саха сирин олохтоох омуктара Сахалар ахсааннара билинни биэрэпиьинэн, омук ахсаана, таблица 2010с. Биэрэпис. Ырытар, анаарар, этнос диэни билэр, таблицаны туьанар, ахсааны билэр. стр.18 сорудах 1 1 25.10 2 четверть 8 уроков
2 салаа. Саха сирин норуоттарын материальнай култууралара9 1 Россия а5ыйах ахсааннаах норуоттараСахалар, Эбээннэр, Эбэнкилэр, Юкагирдар, Чукчалар, Долганнар ахсааннара, олорор сирдэрэ, теруттэрэ, сурун дьарыктара. Омук дьарыгын, ахсааннарын, теруттэрин, олорор сирдэрин ырытар. Эрчиллии:
стр.24 № 2,3,4 1 8.11 10 2 1.Саха сирин олохторун укулаатаСаха дьонун оло5о-дьаьа5а, сир баайын хостооьуна. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.27 № 1,2 1 15.11 11 3 2.Хаьаайыстыба салаалара. Сир баайын хостооьунСир баайын хостооьун туьунан. Материальнай култуура эйгэтигэр интэриэьи сайдарЭрчиллии:
стр.29 № 1,2 1 22.11 12 4 Тыа сиригэр олох-дьаьахКлимат, олохтоох боруодалар, дьыл кэмэ. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.31 № 1,2 1 29.11 13 5 Таба иитиитэ. ЫстаадаЭдьигээн улууьун ыстаадатын улэьитэ Алексеев А.Т., кэпсээнэ «Ыстаада5а». Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.34 № 1 1 6.12 14 6 БултааьынХоту дойду дьон хайдах бултууллара, булт сиэрэ- туома, булт кэмэ, улахан булка сылдьыы. П.В. Винокуров суруйуутунан «Адьыр5а кыылы бултааьын» Бултуур ерут уолаттарга элбэх интэриэьи тардар, кыргыттар булду астааьын ньымата тардар.
Эрчиллии:
стр.35 № 1,3 1 13.12 15 7 Балыктааьын«Уу аннынан бултааьын» ньымата, кэпсээн. Бултуур ерут уолаттарга элбэх интэриэьи тардар, кыргыттар булду астааьын ньымата тардар.
Эрчиллии:
стр.39 № 1,2,4 1 20.12 16 8 Ийэ айыл5аны харыстыаххаКуорат кирэ, Айыл5а киртийиитэ, Айыл5а харыстабыла. Кэпсиир дьо5ура сайдар. Эрчиллии:
стр.40 № 2,5 1 27.12 3 четверть 10 уроков
17 1 3.Уруу-аймах сыьыаннара. Дьиэ кэргэнДиринник толкуйдуур, ырытан керер, анааран керер. Эрчиллии:
стр.42 № 3 1 17.01 18 2 Дьиэ кэргэннэ о5ону иитии. Этнографтар суруйууларынан. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.43 № 2 1 24.01 19 3 4.Дьиэ-уот. Нуучча мас дьиэтэ. Саха терут дьиэтэ. Хотугу норуоттар дьиэлэрэ. Биьиги ебугэлэрбит хайдах дьиэлээх, тутуулаах олорбуттарын керер, ырытан керер билиннини кытта. Эрчиллии:
стр.46 № 1,2 1 31.01 20 4 5.Саха сирин оонньуулара. Оонньуурдар. Олох-дьаьах оонньуулара. Эти-хааны эрчийэр оонньуулар. Илии-атах оонньуулара. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.52 № 1,2 1 7.02 21 5 Хамсаныылаах оонньууларТустуу-оонньуу уонна спорт. Ейу сытыылыыр оонньуулар. Оонньуурдар. Кэпсиир дьо5ура сайдар. Эрчиллии:
стр.55 № 2 1 14.02 3 салаа. Саха сирин норуоттарын духуобунай култууралара22 6 1.Норуот муудараьа. Мифтэр. Мифтэр. Славяннар мифтэрэ. Хотугу норуоттар мифтэрэ. Уьулуччу ытыктанар кетердер. Уот туьунан юкагирдар мифтэрэ. Суор уонна киьи. Духуобунай култуура эйгэтин ылынан, интэриэьиргиир. Эрчиллии:
стр.60 № 1,2 1 21.02 23 7 2.Ытык Кэрэ СирдэрЫтык Кэрэ сирдэр, айыл5алар, Оппуоха хайата. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.62 №2 1 28.02 24 8 3.Кун-дьыл эргиирэ. Халандаар. Араас омуктар уонна ебугэлэрбит кээмэйдэрин, халандаардарын ырытан керуу. Ебугэлэрбит духуобунай култуураларын диринник ылынарЭрчиллии:
стр.64 №1 1 7.03 25 9 Билгэлээьин Саха норуотун билгэлээьин, эбээн норуотун, юкагир, хотугу омуктар уопсай билгэлээьиннэрэ. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.64 №3 1 14.03 26 10 Сахалыы кээмэйдэрСаха норуотун билгэлээьин, эбээн норуотун, юкагир, хотугу омуктар уопсай билгэлээьиннэрэ. Диринник толкуйдуур, ырытан керер, анааран керер. Эрчиллии:
стр.66 №2 1 21.03 4 четверть 9 уроков
27 1 4.Саха сирин норуоттарын фольклора Остуоруйалар: Кэ5э то5о уйа туттубат буолбута. Бере уонна куобах. Сэвэки. Туруук хайа иччитэ. Саьыл албын. Киит уонна таба. Тэки о5онньор. Аа5ар, ырытар, хара5ар ойуулаан керер, интэриэьиргиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.76 №2 1 4.04 28 2 Былыргы сэьэннэр, легендалар. Дарпир уонна ДаикАа5ар, ырытар, хара5ар ойуулаан керер, интэриэьиргиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.79 №3 1 11.04 29 3 Эпическэй айымньылар. Саха олонхотоБухатыыр тас керунэ. Бухатыыр сирэ дойдута. Олонхо Аар Маьа. Эр со5отох Хараххан тойонно кэлиитэ. Абааьы бухатыыра кэлиитэ. Бухатыырдар охсуьуулара. Аа5ар, ырытар, хара5ар ойуулаан керер, интэриэьиргиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.82 №2,4 1 18.04 30 4 Фольклор кыра жанрдараТаабырыннар. Нуучча норуотун таабырыннара-загадки. Саха таабырыннара. Эбээн, Юкагир, Эбэнки, Долган таабырыннара. Ес хоьоонноро, Ес номохторо. Чабыр5ах. Аа5ар, ырытар, хара5ар ойуулаан керер, интэриэьиргиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.89 №2 1 25.04 31 5 5.Норуот музыкатаМузыка диэн тугуй? Музыкальнай инструменнарДиринник толкуйдуур, ырытан керер, анааран керер. Эрчиллии:
стр.93 №1 1 2.05 32 6 Норуот ырыалара, ункуулэрэ. Норуот ырыаларын толорооччуларДиринник толкуйдуур, ырытан керер, анааран керер. Эрчиллии:
стр.96 №2,3 1 9.05 33 7 Норуот ункуулэрэ. Нуучча хоровода. Саха оьуокайа. Гэсугур-эбэнки норуотун ункуутэ. Эбээн норуотун ьээдьэтэ. Лондол-юкагир норуотун ункуутэ. Норуот угэстэрин харыстааьын. Диринник толкуйдуур, ырытан керер, анааран керер. Эрчиллии:
стр.103 №1,3 1 16.05 34 8 6.Бырааьынньыктар. Россия государствотын бырааьынньыктараКэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.104 №1,3 1 23.05 35 9 Норуот угэс буолбут бырааьынньыктара. Ыьыах. Ыьыах. Сайылыкка тахсыы. Мунха. Юкагир бырааьынньыга-Шахадьибэ. Бакалдын. Эбээннэр эвинэктэрэ. Чукчалар бырааьынньыктара. Спортивнай оонньуулар. Кэпсииргэ уерэнэр, боппуруостарга эпиэттиир, санарар дьо5урун сайыннарар. Эрчиллии:
стр.113 №1,3 1 30.05