План-конспект интегрированного урока по предметам Культура народов Республики Саха(Якутия) и Якутский язык
Интегрированный урок по КНРС и якутскому языку.
Тема: Песня – душа народа.
Цели:
Познавательные УУД: формулирование проблемы изучения песенного фольклора якутского народа;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера – работа в группах по сочинению песни – импровизации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач урока: прослушивание якутских исполнителей, самостоятельное исполнение народной песни под аккомпанемент;
анализ интеграции предметов якутского языка и КНРС.
Коммуникативные УУД: обеспечение социальной компетентности и учета позиции других учащихся, умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группах на протяжении всех этапов урока.
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация учащихся на уважительное отношение к культуре и традициям северных народов; знание моральных норм толерантного поведения в поликультурной ученической среде.
Регулятивные УУД: целеполагание или постановка учебной задачи; планирование определения последовательности действий учащихся; контроль в форме сравнения способов действия с заданным эталоном; оценка и самооценка качества и уровня усвоения учебного материала урока.
Оборудование урока: презентация «Песня – душа народа», текст песни для каждого ученика на листах, аккомпанемент на баяне, учебник, записи на доске.
Гости урока: артисты Республиканского театра актёра и куклы г. Нерюнгри.
Ход урока:
1.Оргмомент:
Учитель:
- Дорооболорун, оEолоор! Б_г_н ханнык к_н_й?
- Б_г_н хайдах к_н_й?
( рассказ детей на якутском языке о погоде за окном)
- Какое время года у нас сейчас? Назовите времена года на якутском языке.
( показ картин времён года на экране. Слайд 1)
- В любое время года прекрасна наша родина: и в зимнем белоснежном наряде, и в нежной зелени весны, и знойным звонким летом, и в осеннем золоте берёз Красоту родины, её природы воспевали якуты во все времена.
Не только знаменитые сказители, но и простые люди пели о той красоте, которую видели вокруг. Одна из таких песен называется «Сайын» (Лето). Послушайте её (прослушивание аудиозаписи песни).
- Какая эта песня по темпу, по настроению? (быстрая, ритмичная, весёлая, радостная)
- О каком времени года поётся в песне?
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми словами, научимся читать и понимать слова песни, а также попробуем спеть её на якутском языке.
Словарная работа: (на слайде и в индивидуальных карточках)
- Прочитайте слова и их перевод на якутском языке вместе со мной.
Песня – ырыа тыкпыт - засияло
К_мм_т- наше солнышко ыспыт - расплескало
Сылаас – тёплый т_сп_т - настала
Итии – куйаас – жара кэлбит – пришло.
-А теперь прочитайте слова песни и попробуйте пересказать своими словами:
Сайын. Лето.
Слова и музыка народные.
jыттыа-kыттыа, сырдык к_мм_т
jыттыа-kыттыа, к_мм_т тыкпыт
jыттыа-kыттыа, сылаас уотун
jыттыа-kыттыа, уотун ыспыт
jыттыа-kыттыа, итии-куйаас
jыттыа-kыттыа, куйаас т_сп_т
jыттыа-kыттыа, илгэ сайын
jыттыа-kыттыа, сайын кэлбит.
jыттыа-kыттыа, чыычаах кэлбит
jыттыа-kыттыа, чыычаах туойбут
jыттыа-kыттыа, тойугунан
jыттыа-kыттыа, толоон туолбут
jыттыа-kыттыа, итии-куйаас
jыттыа-kыттыа, куйаас т_сп_т
jыттыа-kыттыа, илгэ сайын
jыттыа-kыттыа, сайын кэлбит. (Повтор 1 куплета)
- В песне поётся о лете, о том, что солнце расплескало жаркие лучи, что наступило лето.
В народной песне слова всегда несколько раз повторяются. По таким повторам можно определить, что эта песня именно народная.
Исполнение песни учителем в сопровождении баяна.
- Давайте прочитаем слова песни вместе. Сначала медленно, а потом ещё раз быстрее. А теперь я громко, а вы про себя. Старайтесь успеть за мной. Теперь наоборот, вы – громко, я тихо.
- А теперь мы попробуем спеть. Последнее слово надо тянуть подольше.
Исполнение песни на якутском языке в сопровождении баяна.
3. Целеполагание.
Учитель:
- Ребята! Какая у вас получилась песенка: лёгкая, жизнерадостная, ритмичная И это особенно отрадно: она прозвучала на якутском языке. Ведь культура и язык неотделимы друг от друга. Все мы живём в Якутии, на древней земле Олонхо.Как нас можно назвать одним словом? (Якутяне).
- А как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Конечно, о песне.
Слайд 2. Тема. Пословица.
- Но не просто о песне, а о песне, как отражение души народа.Обратите на лейтмотив урока: «Сядет якут на коня - певец, сядет у огня – философ».
- Как вы понимаете смысл поговорки? (Ответы детей)
4. Работа по теме урока:
Объяснение учителя:
- Якуты очень любят песню. Это один из самых развитых жанров фольклора. Народное песенное творчество якутов включает 2 типа песен; протяжные – «дьиэрэтии ырыа» и размеренно – подвижные – «дэгэрэU ырыа».
Слайд 3. Типы песен.
- В старину эти песни мог петь каждый. Мелодии дэгэрэU ырыа имеют определённый лад и чёткий ритм. К этому типу относятся лирические , танцевальные песни.(хороводный танец «Оkуохай»), особые виды песен, в том числе нёбные, исполняемые с придыханьем и прищёлкиванием языка(таUалай ырыата). ДэгэрэU ырыа имеет чёткий ритм, где чаще всего угадывается ритм шага лошади. Якуты всегда обожествляли коня. В народной песне «Любовь к коню» конь воспевается как верный спутник и друг человека. Напротив, песни типа дьиэрэтии – были протяжными, мелодичными, напевными, задевающими самые тонкие струны души человека.
Слайд 4. Девушка поёт.
- Тематика народных песен самая разнообразная. Условно их можно разделить на 4 большие группы:
Песни о природе и родном крае.
Песни о любви и семье.
Песни о труде и быте.
Большие песни – поэмы.
Центральное место во всех народных песнях, конечно, занимал человек. Его чувства, переживания, радости и беды. Одним словом, состояние его души. В народной песне «Добрый молодец» описывается судьба молодого человека. На протяжении жизни человека ожидают то удачи, то подстерегают беды.Но человек должен выйти победителем, несмотря ни на что!
В основе всех народных песен лежит одна очень важная особенность – это способность импровизировать. Обратимся к этому слову.
Слайд 5. Импровизация.
Учитель:
- Поющий сразу же воспевал то, что его поражало, задевало его душу. Причём исполнялись эти песни зачастую без музыкального сопровождения. Очень редко – игрой на хомусе или кырыымпе. Среди народных музыкальных инструментов выделяются следующие:
Слайды 6,7,8. Музыкальные инструменты.
Хомус (металлический варган)
Кырыымпа (якутская скрипка)
К_пс__р (барабан)
Ударные инструменты.
(Прослушивание музыкальных инструментов).
Физминутка. (Счёт на якутском языке, названия частей тела человека на якутском языке).
Учитель:
- Ребята, знаменитыми народными певцами – выходцами из народа, самородками были С.А.Зверев (слайд 9) и Х.Т. Максимов (слайд 10).
- Популярный в Республике певец и сказитель С.А.Зверев создал много песен, сказаний и поэм. Он воспевал в своих импровизациях родную природу, жизнь и быт народа. С.А.Зверев не раз выступал со сцен Москвы на разных показах якутского искусства.
(Прослушивание записи исполнителя)
- Таким же известным певцом был Х.Т.Максимов – артист театра, эстрадный артист – исполнитель песен, самодеятельный композитор. Он сочинил около 400 мелодий якутских песен.
(Прослушивание записи исполнителя).
Выступление артистов Республиканского театра Актёра и куклы Н.Пономарёва и Е.
Учитель:
- Народные песни сохранились до наших дней. Их любят петь и современные люди. Как хорошо, что народная песня живёт в душе современного поколения и. конечно же, будет жить и в последующих поколениях!
Я представляю наших больших друзей – артистов Республиканского театра Актёра и куклы.
(Артисты проводят попурри – викторину по народным песням)
5.Творческая работа в группах:
Учитель:
- А сейчас, ребята, мы предлагаем вам выступить в роли певцов – импровизаторов. Для этого вы организовали группы. Каждая группа получает творческое задание: сочинить свою песню – импровизацию на тему природы, сезона года.
1 группа – зима.
2 группа – весна.
3 группа – лето.
4 группа – осень.
- Но мы хотим обратить ваше внимание на очень важную особенность: якуты, как и другие северные народы, относятся к природе. Как к главной своей кормилице, восхищаются её красотой. В каждой песне чувствуется бережное трепетное отношение к ней. Поэтому, сочиняя песни, они используют очень красивые, выразительные слова, слова – эпитеты. Тогда ваша песня будет красивой, мелодичной.
- Давайте повторим правила работы в группах. (Ученики называют правила)
Слайд 11. Сезоны года.
- Самостоятельная работа детей.
- Проверка. Чтение детьми песен – импровизаций.
(Звучит хомус)
5.Рефлексия.
- Ребята исполняют песню на якутском языке.
Итог урока: Ученики читают алгыс.
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Нерюнгри
678962, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, д.16 тел.7-45-16, факс 8(41147) 6-90-41
Интегрированный урок
по предметам «Культура народов Республики Саха (Якутия)»
и «Якутский язык»
«Песня – душа народа»
Учитель начальных классов
Родоманченко Л.В.,
учитель начальных классов
Макарова Н.И.
Нерюнгри 2014
Приложение
Ученики исполняют песню на якутском языке
Групповая работа
Рисунок 115