Рабочая программа по краеведению Культура народов Поволжья 5 класс

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________/Татарко Н. В./
Протокол № 1 от 26 августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
МКОУ СОШ п.Индустриальный
___________/Андреева М.П./
28 августа 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ СОШ п.Индустриальный
___________/Татарко Н.В./
Приказ № 301 от
30 августа 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
«Культура народов Поволжья»
учителя русского языка и литературы
первой категории
Артищевой Юлии Анатольевны
5 класс


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МКОУ СОШ п. Индустриальный
Протокол № 1 от 29. 08. 2014 г.











2014 – 2015 учебный год







Оглавление

Раздел программы
Стр.

1
Пояснительная записка


2
Содержание тем учебного курса


3
Требования к уровню подготовки учащихся


4
Учебно-тематическое планирование


5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


6
Приложения





































Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе Региональной программы «Культура народов Поволжья», авт. Юнг Е.Л., Сторожева Т.Ю., регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных школ Саратовской области, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 г. № 1089 с изменениями в региональный базисный учебный план (приказ МО Саратовской области от 27.04. №1206), , а также в соответствии с основными целями деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2014-2015 учебный год:
формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа адресована учащимся 5-го класса МКОУ СОШ п. Индустриальный, полностью соответствует авторской программе и обеспечена УМК:
Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008
Сроки реализации программы – 2014-2015 учебный год.
Общая характеристика предмета
Необходимость введения курса "Культура народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данный курс включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Главная его цель – показать, что при всех национальных различиях, идеалы и жизненные ценности у разных народов очень сходны, что запечатлено в их творчестве. Таким образом, необходимо подвести детей к пониманию, что есть вечные, незыблемые человеческие ценности, и именно они должны быть определяющими в отношениях между людьми.
Целью курса "Культура народов Поволжья" является формирование у учащихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Саратовскую область. Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Задачи: познакомить учащихся с элементами проектной методики, создать условия для проведения первых исследований: научить отбирать материал, классифицировать, делать выводы, оформлять наблюдения с использованием информационных технологий.
На уроках данного курса используются следующие формы, методы и приёмы обучения:
-экскурсии в этнографические и краеведческие музеи;
- прослушивание аудио и видео записей выступлений фольклорных ансамблей;
- работу с краеведческой литературой;
- выразительное чтение и инсценирование сказок;
- викторины и конкурсы на знание пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
- творческие задания (создание национальных орнаментов и объяснение);
- элементы проектной методики (оформление своих наблюдений в виде буклетов, презентаций, альбомов).
В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести умения собирать информацию.
В учебном плане МКОУ СОШ п. Индустриальный на 2014-2015 учебный год на изучение программы по краеведению в 5 классе отведен 1 час в неделю из федерального компонента как обязательного учебного предмета (34 часа в год, 34 учебные недели).














Содержание тем учебного курса.
Тема 1. Введение – 1 ч.
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора. Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.
 
Тема 2. Предания волгарей – 2 ч.
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке. Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье? Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман».
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Тема 3.Топонимика – 2 ч.
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт.
Тема 4. Моя родословная – 2 ч.
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие. Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения). Тема 5.Обитатели Древней Волги -2 ч.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания. Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго. Народы района, в котором проживает школьник. Творческая работа "Мы на карте области". ( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)
Тема 6 Сербы – 2 ч.
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Тема 7 Татары – 2 ч.
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках. "Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит".

Тема 8 Чуваши – 2 ч.
Чуваши на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан.
Тема 9 Мордва - 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал".
Тема 10 Русские – 3 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Тема 11 Немцы – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможна экскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

Тема 12 Казахи - 3 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. "Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.

Тема 13 Украинцы – 4 ч.
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа.

Тема 14. Калмыки – 3 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Экскурсия в краеведческий музей – 1ч.

Итоговый урок – 1 ч.















Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья;
-теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;
-этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, праздниках, интересных обычаях.

Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении;
-выразительно читать текст-описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
-отыскивать справки в словарях и справочной литературе, энциклопедиях;
- отбирать нужные материалы из периодических изданий, классифицировать их.
- планировать свою работу, работать в группах, прогнозировать и представлять результаты.





Учебно-тематическое планирование
Учитель - Артищева Ю. А.
Класс - 5
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час

№ п/п
Дата план
Дата факт
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Кол-во часов

1.


Введение.
Т, П
1

2-3.


Предания волгарей.

Т, П
2

4.


Топонимика.
Т, П
1

5.


Топонимика.
Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Т, П
1

6.


Моя родословная. Принципы и правила составления родословной.
П
1

7.


Моя родословная.
Практическое занятие.
П
1

8.


Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.
Т
1

9.


Обитатели Древней Волги. Легенды, предания.
П
1

10.


Сербы на Волге.

Т
1

11.


Сербские сказки.
Сюжеты и герои разных сказок.
Т, П
1

12.


Татары на Волге.

Т, П
1

13.


Татары на Волге.
Отражение действитель
ности в легендах и сказках.
Т, П
1

14.


Чуваши на Волге.

Т, П

1

15.


Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах.
П
1

16.


Мордва на Волге.
Т, П
1

17.


Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы.
Т, П
1

18.


Русские на Волге.

Т, П
1

19-20.


Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси.
П
2

21.


Немцы на Волге.

Т
1

22.


Сказания о немцах Поволжья.
Т, П
1

23-24.


Казахи на Волге.

Т, П
2

25.


Сюжет, герои казахских сказок.
П
1

26.


Украинцы на Волге.

Т, П
1

27-28.


Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья".
П
2

29.


Творческая работа. Сочинение сказки.

П
1

30.


Калмыки на Волге.

Т, П
1

31.


Легенды и предания калмыков.
Т, П
1

32.


Легенды и предания калмыков. "Три мудреца".

П
1

33.


Экскурсия в краеведче-ский музей.
П
1

34.


Итоговый урок. Защита творческих проектов.
П
1

Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Основная литература
1.Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса, сост. Л.П.Толкачева.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
2.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю., Толкачева Л.П.Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки,легенды, были» для 5 класса.-Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008
3.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья.»- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» -«Добродея». 2008.
Литература для учащихся
1 Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993. 2.Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954. 3. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. 4. Серия "Сказки народов мира". 5. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937. 6. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946.
Литература для учителя
1. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. 2. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г. 3. Материалы музеев краеведения и этнографии. 4. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. 5. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995. 6. Фольклор Саратовской области.
Интернет ресурсы
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=86&sq=19,23,118,896,525&crypt - Сайт Русская цивилизация. http://www.troyka3.ru/openbook/chuistova/ch4.htm Древние Мордвы (летописи) http://nskazki.nm.ru/chuv/glav.html История о народе http://www.chuvsu.ru/chuvashia/obryid.htm Народная религия http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/etnosy/chuvashi.html Историческая энциклопедия http://www.4tatar.ru/post.php Национальный традиционный театр http://gov.mari.ru/gsdl/cgi/library?e=d-000-00---0folk--00-0-0-0prompt-14-Document--4-0-1l--1-ru-50---20-about---001-001-1-0windowsZz-1251-0-home---00001-001-1-0windowsZz-1251-0&a=d&cl=CL1 Марийский фольклор http://nskazki.nm.ru/mar/glav.html Кратко о народе http://www.sokolovaja.nm.ru/index.htm Соколова гора http://www.ruzgd.ru/saratov/100.shtml Современный Саратов на фотографиях. 
На отдельных уроках используется материально-техническая база кабинетов № 12, № 19.


















Приложения
Критерии оценивания.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи.
Учащийся хорошо ориентируется в материале.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся
ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная,
неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных
вопросах.

15