ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Внедрение в школьную практику обучение тому, как учиться, с целью повышения мотивации учащихся»


Пришла учительница в класс,
Сама чуть-чуть постарше нас,
И провела такой урок,
Что мы забыли про звонок.
Нам захотелось больше знать,
И взрослыми быстрее стать,
И выбрать в жизни верный путь,
И в будущее заглянуть.
Быть может кто-нибудь из нас
Войдет вот так же в школьный класс
И проведет такой урок,
Что все забудут про звонок.
В.Малков
На втором съезде работников образования Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым были сформулированы задачи о роли и значении непрерывного образования, как о переходе от модели «Образование на всю жизнь» к эффективной модели «Образование на протяжении всей жизни». В настоящее время система образования нашего государства находится на пути перехода к 12 – летней системе обучения. Специфика учебного процесса 12 – летнего образования требует от педагога непрерывного совершенствования своей квалификации, постоянного пополнения знаний, осмысления новых явлений, происходящих в повседневной жизни. Нам нужны постоянные преобразования.
Все школьные преобразования начинаются с проблемы, с методической темы, и у каждой методической темы есть план с целью, идущей от конечного результата. А что меня подстегнуло к моей методической теме самообразования, к моей цели? Наверное, в первую очередь то, что наши учащиеся не могут ответить на вопрос: "Что такое знание?" Поразительно, не так ли? Архитектор знает, что такое дом, банкир знает, что такое деньги, а человек, который одиннадцать лет получает знания, - не знает, что это такое. Зачем вообще ребенок ходит в школу? В чем смысл образования? Могут ли учитель и ученик сотрудничать в деле получения знаний? Очень много вопросов, на которые нам нужно ответить. Но самое главное наши дети не могут и не хотят понять, что человек учится для себя. Они не видят смысла получения знаний, они не хотят учиться. Мы учителя считаем, что нашим ученикам ни чем не угодишь, чтобы мы не делали, нет интереса к учебе. Так может дать нашим учащимся возможность добывать знания самим. Согласитесь, когда тебе все приносят на блюдечке с золотой каёмочкой, это скучно, не интересно и уж точно оно тебе не дорого. А если ты потрудился, вложил душу, пролил семь потов и создал своего рода произведение искусство, то это тебе дорого и ты точно знаешь, зачем оно тебе нужно. Великий педагог Януш Корчак писал: "Воспитатель обязан уметь терпеливо ждать, когда разовьются способности ученика" Я думаю, что этот лозунг должен висеть в каждой школе на видном месте. Наверное, исходя из всего выше сказанного, я задумалась над тем, что действительно нам нужно дать возможность учащимся добывать знания самим, мы должны их обучить тому, как учиться. И, исходя из всего выше сказанного, я пришла к своей методической теме самообразования, или как сейчас принято говорить к своей теме исследования в действии «Внедрение в школьную практику обучение тому, как учиться, с целью повышения мотивации учащихся». Цели, которые я реализовывала в течение своей работы по методической теме самообразования стали следующими:
создать условия на уроке, позволяющие мотивировать учащихся, активно участвовать в своем обучении;
вовлечь всех учащихся в учебный процесс, применяя на уроке новые подходы в преподавании и обучении.
Методы, которые я использовала для достижения цели, были следующими:
применять на уроках и во внеурочное время новые подходы в преподавании и обучении (обучение тому, как учиться; создание коллаборативной среды (парная работа, мини группы, групповая работа); диалоговое обучение (беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа); оценивание для обучения и оценивание обучения; ИКТ; ЦОР; рефлексивная практика)
Ожидаемый результат для учащихся был следующим:
при развитии навыков саморегулирования и метопознания учащиеся станут успешными учениками;
учащиеся могут применять свои знания на практике;
учащиеся активно участвуют в учебном процессе;
у учащихся развито метакогнитивное и саморегулируемое обучение;
учащиеся высказывают свое мнение о преподавании и обучении;
Ожидаемые результатом для меня стало:
сосредоточить усилие и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться;
создать такую среду в учебном процессе, в которой учащиеся будут активно участвовать;
придерживаться целого комплекса механизмов, воздействующих на способность обучающихся к обучению;
умело использовать новые подходы в обучении;
Всё мое исследование, работа над методической темой самообразования проходила на уроках физики в 7- 11 классах. С самого начало возникло сразу много вопросов, которые надо было решить незамедлительно. Урок – как его конструировать? У нас, учителей, в условиях средней школы он является основной формой обучения, здесь фокусируются цели, содержания и методы обучения. Изучив много тематической и методической литература, я пришла к следующему. Уроки должны сохранять следующую структуру: на первый план выводятся методы и приёмы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы, поиск задачи формулирующей гипотезу, умение искать средства для её решения и коррекции. В уроках должны использоваться активные методы обучения, которые будут ставить ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Я в корне изменила свой стиль работы. И обязательно после каждого урока рефлексия для учащихся и рефлексия для меня самой. Для получения обратной связи от учеников я запустила проект «голос ученика». Этот процесс сложен, не привычен и может создать ситуацию неловкости между учителем и учеником. Для того чтобы у нас все получалось я соблюдала беспристрастность, то есть выслушивала всех, особенно «молчаливых» и «обособленных». И если я хотела, чтобы мои ученики считали наше общение искренним, к каждой встречи подбирала вопросы, важные и интересные ученикам, касающиеся преподавания и обучения. Данный метод способствовал развитию в учениках саморегуляции.
Я стала проводить уроки, используя новые подходы в преподавании и обучении. Уроки и мероприятия, построенные на основе новых подходов с применением новых методов и приемов, позволяют отметить, что учащиеся приобретают навык рефлексии, анализа, синтеза и оценки, стремятся помочь друг другу. Новые подходы в обучении позволяют реализовать новые возможности учащихся и педагогов, уметь анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, представлять весь ход работы, выбирать средства и способы действия, адекватных конкретным обстоятельствам, стимулировать саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию личности и творческую активность как педагога, так и учеников, иметь способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.
Одной из форм работы на уроке, которую я применяю это групповая форма работы на уроках физики.
Групповая форма работы на уроках физики дает большие возможности в умственном развитии учащегося. Именно в условиях организации группового способа обучения подростки с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Работа в малых группах требует от учащихся умения приспосабливаться к общему темпу работы. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.
Ребята разделены на группы по желанию или по территориальному признаку (местожительству). Они могут быть сгруппированы по принципу их учебных успехов (гомогенная группа) или, наоборот, по принципу смешения учащихся разного уровня обучаемости (гетерогенная группа). Большинство педагогов считают, что в дидактическом отношении гетерогенная группа, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, дает лучшие результаты. При этом отмечается, что такие занятия наиболее полезны слабо- и среднеуспевающим учащимся.
Работы по решению качественных и расчетных задач с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы. Уроки решения задач наиболее сложны. Мной предлагается следующий вариант. Сначала на уроке разрабатывается общий алгоритм решения для любой задачи независимо от темы. Затем читается и разбирается условие задачи, делается перевод единиц. Если необходимо, то воспроизводится рисунок задачи, находятся недостающие данные. После этого коллективно разбирается решение задачи на доске, которое дается учащимся в качестве образца. Затем каждой группе предлагается свой вариант. Степень сложности варианта и время на его выполнение зависит от изучаемой темы и уровня подготовки групп. Подведение итогов рассматривается в классе в виде защиты своего варианта. Порядок выступления определяется жребием. Когда одна группа защищает свой вариант, остальные слушают, задают дополнительные вопросы, требуют уточнения. Ребята стараются объяснять задачи физическим языком, стараются допустить как можно меньше ошибок при ответе, ищут более рациональное решение. Внутри группы развивается умение общаться, формируется самооценка. Также при решении задач можно использовать работу в парах при проверке, при различных видах контроля, например, предлагать составить контрольную работу для своего соседа.
Сегодня при развитии фунциональной грамотности учащиеся должны уметь работать с текстом, поэтому я предлагаю использовать групповое изучение нового материала по учебнику. При помощи ПК и проектора, проектирую вопросы к параграфу учебника, который нужно изучить на уроке. Класс делится на группы. Каждая группа выбирает себе лидера, который организует деятельность группы, т.е. решает, как будет работать: каждый ищет ответы в учебнике на все вопросы или разбирает один конкретный вопрос и рассказывает о нем группе. Время ограничено. Группа, которая первой достигла цели, отвечает первой. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену группы. Если кто-то не может ответить, то он просит помощи у группы, но тогда оценка всей группе снижается. И так поступаю со всеми вопросами. Что это дает? Ребята усваивают материал на уроке, учатся работать с книгой, в учебу втягиваются слабые, формируется чувство ответственности за группу.
Главная задача, стоящая сегодня перед школой – повышение эффективности процесса обучения. Здесь могла бы быть весьма эффективна реализация одного из основных принципов дидактики – принципа активности учащихся в процессе обучения, то есть достижение такого качества деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации учащихся, осознанной потребностью в усвоении знаний. Важное место в ряду активирующих средств обучения в школе занимает дидактическая игра. В игровой ситуации можно успешно организовать психолого-педагогические условия свободы. Игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделируя определенную ситуацию. Участие в поиске решения вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, удовлетворение от своего труда, чувство успеха. Все это позволяет включиться в урок не частично и не формально. И результатом такой игры может быть коллективное решение учебной задачи. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например в 8 классе при закреплении темы «Тепловые явления» мною был проводится урок «Мы построим этот дом, пусть тепло уютно будет в нем», при подготовке и при проведении этого урока учащиеся выступали в роли инженеров, архитекторов, экономистов, оценщиков, данный метод позволяет учащимся окунутся в предмет физики с практической точки его применения, что позволяет им в очередной раз убедиться в его практической значимости. На этом уроке развивается у учащихся компетентностный подход (функциональная грамотность). Также в 8, 10 классах для расчёта и моделирования электрических цепей бытового назначения (в частности – предохранителей) используется программа «Начала электроники», разработанная в учебной лаборатории компьютерного моделирования механико-математического факультета НИИ механики и математики Казахского национального государственного университета им. Аль-Фараби, опубликованная в Интернете мэрией Алма-Аты. Учащимся интересно, например, используя компьютерное моделирование, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела” - можно выбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками. Например, на одном из занятий работая в группах, учащиеся получают электрическую схему с параметрами её элементов и задание рассчитать параметры плавких предохранители в этой схеме. После определения параметров предохранителя учащиеся получают возможность смоделировать на компьютере рассчитанную схему и её работу. В случае правильного расчета на смоделированной схеме отображаются светящиеся лампочки, в случае ошибки – «сгоревший» элемент схемы.
В 9 классе для того, чтобы доказать учащимся универсальность применения второго закона Ньютона для разнообразных видов механических движений, рассматриваю реальные ситуации поездки на автомобиле. Стараюсь охватить случаи: разгон, равномерное движение, торможение, подъемы и спуски и т.д. Этот же урок, с более сложными заданиями, можно использовать для учащихся 10 класса. Учащиеся отправляются в путешествие тремя колоннами (группами). Весь маршрут делится на несколько этапов. Каждый этап – решение задач. Каждую группу возглавляет лидер. Это водитель, который едет первым, т.е. решает задачу у доски, остальные решают в тетрадях. Если лидер не справляется с задачей, ему помогают члены группы. На каждом участке пути лидер объясняет решение задачи, учитывается и работа в тетрадях. В начале урока провожу фронтальную проверку знаний основных формул и законов, необходимых для решения задач.
Работу в группах применяю при проведении уроков-конференций. На них заслушиваем сообщения ребят. Когда даю задания, предупреждаю, что нужно не только найти материал, но и критически его изложить, сделать обоснованные выводы, оценить достижения в этой области. Например урок в 11 классе «Суд над атомной энергией», на данном уроке учащиеся предварительно делятся на две группы, одна выступает «за», а другая «против» атомной энергии. Весь материал к уроку учащиеся подбирают сами, составляют свои выступления, оперирую фактами, что позволяет научить учащихся видеть разницу между мнением и фактом. Интересней всего проходит выступление адвоката и прокурора в конце процесса. Данный урок также можно провести и в 9 классе.
Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели (ЦОР), виртуальные лабораторные работы (ЦОР), создание мультимедийных презентаций (ИКТ) как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий. Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Работа в группах также может быть реализована с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие среднии знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания. К примеру: группами учеников в 8 классе был разработаны проекты «Как предупредить поражение электрическим током», «Как выбрать бытовую технику». В 7 классе, после изучения закона Архимеда учащиеся разработали проект по теме: «Плавание судов». Со своими проектами ученики выступают на конференциях школьного уровней.
Вопрос, который всегда возникает при применении групповой работы: «как мне оценивать учащихся при использовании групповой формы работы». Для начала я стала использовать критериальное оценивание учащихся. Критерии оценивания (рубрики) разрабатывала сама и предлагала учащимся, также использовала метод когда учащиеся сами в начале урока предлагали критерии по которым будет оцениваться то или иное задание, использовала сторонних наблюдателей за работой групп, которые наблюдали, делали записи, а в конце урока аргументировано выставляли оценки. Стараюсь всегда в конце урока давать учащимся формативную оценку, что позволяет им видеть, чего еще ему нужно достичь, чтобы повысить свой результат.
Есть еще один метод, который повышает активность учащихся на уроке. В начале любого объяснения урока я использую наводящие вопросы по данной теме (вопросы связываю с другими предметами, с жизнью и т.п.) которые мне позволяют узнать, что знают мои учащиеся по теме, а они отвечая на вопросы активизируются и самое важное они понимают что много знают, что повышает их самооценку и уровень участия в уроке. Следующее, что я использую, это объяснение нового материала через наводящие вопросы. И тут меня, на первом этапе моей работы, ждал провал. Наводящие вопросы я продумала, но не учла возрастные особенности учащихся. Я поняла, что используя данный метод нужно более глубоко продумывать ход мыслей учащихся, чтобы правильно направлять их на изучение нового материала (диалоговое обучение). И еще один метод, который я использую, это выступление учащихся в роли учителя. Они восприняли этот метод на ура. И те, которые объясняли, и те которые слушали своих одноклассников, все пополнили свой багаж знаний. Интересным стало то, что учащиеся старались проявить свои способности, знания, для того, что бы на следующем уроке выступить в роли учителя. Результатом моей работы стало следующее: в классе царила рабочая обстановка, если и был шум, то исключительно рабочий; у учащихся повысился интерес к предмету; наладился контакт с учителем; на уроках учителем создавались такие ситуации, позволяющие мотивировать учащихся активно участвовать в своем обучении. А главное повысилось качество, я смогла вернуть наших могущих учащихся, знающих физику и вовлечь их в работу. Исследования и опыт моей работы показывают, что для формирования умения и навыков самостоятельной работы учащимся необходимо выполнять задания различного рода. Мой главный вывод: нужно увеличивать самостоятельность учащихся в учебных работах всех видов! Тем самым научить их добывать знания, обучение для обучения. Продуктивность моей работы находит отражение в результатах деятельности. В течение многих лет нет неуспевающих, а качество знаний учащихся выросло за последние 3 года с 47 % до 56% .

Среди моих выпускников есть учащиеся, обучающиеся на гранте в ВУЗах Республики Казахстан и ВУЗах России, где профильный предмет физика.  
В заключении хотелось бы сказать, чтобы быть компетентным специалистом необходимо быть не только носителем знаний и иметь высокий теоретический уровень, а нужно уметь их структурировать, привести в систему, апробировать на практике, осуществлять исследование собственной практики, анализировать. Классик древности Эсхил писал, что «мудр не тот, кто много знает, а тот, кто знает нужное». Можно предположить, что сейчас происходит новое осмысление высказывания Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией – тот владеет всем миром». Владеть информацией – не иметь определённый набор знаний, а держать информацию, источники информации в своей власти, подчинять себе, управлять, уметь, иметь возможность пользоваться. Вот в чем смысл, в современном мире, высказывание Н.Ротшильда.
И ещё, нам учителям нужно постоянно задаваться вопросом «счастливы ли наши дети?» Некоторым кажется, что вопрос про счастье - излишне романтический и не практичный. Отнюдь, нет. Если школа не делает человека счастливым, значит, она делает его несчастным. Зачем нужна дорога, которая не ведет к Храму? Зачем нужны реформы, если они не делают ребенка счастливым? Нам нужно помнить именно об этом.