Творческий отчет по теме «Обучение в сотрудничестве как современная педагогическая технология при обучении английскому языку»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3» ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Творческий отчет по теме
«Обучение в сотрудничестве как современная педагогическая технология при обучении английскому языку»
Хамидуллина Эльмира ЗайтуновнаМБОУ «Гимназия №3», учитель английского языка
Стаж работы: 2 года
В данном учреждении: 2 года
2014 г.

Введение.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы. 
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей. 
С этой целью наиболее  эффективным  представляется обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.  Кроме того,  в процессе работы учащихся  в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки. Как правило, учащиеся лишены возможности общения с носителями языка. Как же их научить общаться на иностранном языке? Это происходит благодаря  созданию условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Именно поэтому я взяла эту тему в качестве своей методической работы и работаю над ней уже третий год. И целью моей работы является изучение теоретической основы обучения в сотрудничестве и использование в практике для повышения качественного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
выявить условия эффективного сотрудничества;
определить задачи учителя и особенности организации работы учащихся при проведении урока в форме обучения в сотрудничестве;
применять разнообразные виды обучения на различных этапах урока;
провести мини-исследование по качеству работы в классах с использованием традиционного подхода и групповой технологии.
Существует множество разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, внести в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве. Я сама придерживаюсь следующих принципов:
группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку; группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда;
учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик (в нашем предмете это касается, главным образом, лингвистических знаний, грамматических, лексических и ООД). Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/ неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы
К тем ученикам, которые быстро и успешно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними и слабыми знаниями по языку. Таким образом, образуются группы, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке. Заодно и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для них материал, ещё раз более сознательно закрепит свои знания. Этот приём я использует как в младших, так и в старших классах. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, учиться вместе – главное в этом подходе. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. В этом большую помощь оказывает технология обучения через сотрудничество. 

Теоретическая база опыта
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщённом опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении длительного времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, и следовательно – педагогична. Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют обратиться к пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или невнимания. Такое понимание очень близкое к определениям, которые дают толковые словари. Авторы предлагают добавить к этому определению следующую фразу: «что указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием». Если учитель понимает, что ошибки учеников показывают только то, что они ещё не овладели необходимыми умениями, то он будет рассматривать эти ошибки просто как факт. Следовательно, ему нужно предоставить ученикам возможность дополнительной практики, причём в таком объёме, пока они не овладеют знанием в достаточной мере.
Если же учитель расцениваете ошибку как нежелание ученика работать, его неспособность, то в этом случае он, скорее всего, откажет ему в дополнительной практике в дополнительных разъяснениях.
Но, с другой стороны, совершенно очевидно, что если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и таким учащимся дополнительная практика не нужна. Значит, ошибки – это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Учитель не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не даётся – это его проблемы.

Технология опыта.
Обучение в сотрудничестве – наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно так же отражает личностно-ориентированный подход. Целью обучения в сотрудничестве является не только владение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это – уже успехи нравственного воспитания. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Обучение в сотрудничестве следует рассматривать как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приёмов, объединённой общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода. Эта совокупность является как бы технологической проработкой данного метода. Только тогда тот или иной метод обучения, дидактическая система могут быть реализованы на практике, когда они технологично, то есть процессуально, проработаны. Совокупность определённых методов обучения может составить дидактическую систему, если эти методы базируются на единой дидактической идеологии, отражают единые принципы и концепцию обучению. Метод обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов.
«Обучение в команде».
Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работе каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой /проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, так как заинтересована вся группа:
1) получают одну на всех отметку, поощрение, отличия, похвалу и другие виды оценки совместной деятельности. Для этого дети выполняют предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на её достижение;
2) успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует детей следить за деятельностью друг друга и приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому заданию, проверке, которые могут быть предложены учителем. 
Я строю урок следующим образом: объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. То есть организуется работа по формированию ориентировочной основы действий. Группам даётся определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может как сильный ученик, так и слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, или рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные). Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он даёт тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Это – чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
Также я организую групповую работу в виде командно-игровой деятельности, объясняю новый материал. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведённого ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу, разные команды могут заниматься разной деятельностью. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных задач. У учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.
Обучение в сотрудничестве чтению проводится следующим образом:
- в группе из четырёх человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяя главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарём.
- если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. На уроках иностранного языка они тренируются в правописании, словарной работе, пересказе текста, редактировании и корректировании работ друг у друга, дети готовят свои сочинения, проекты. Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.
Кроме этого я строю работу по организации изучения нового материала: составляю группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Достопримечательности Лондона» можно выделить несколько подтем. Каждый член группы находит материал по своей части. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать все достопримечательности – это внимательно слушать партнёров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся группа в целом. На заключительном этапе учитель предлагает любому ученику группы ответить на любой вопрос по данной теме.
Я уделяю большое внимание вопросу комплектации групп (с учётом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разрабатываю задачи для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание): отслеживают правильность выполнения заданий партнёрами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а так же культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. 
 Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве. Здесь учитель опирается на самостоятельную деятельность учащихся. Они работают или индивидуально, или в группах до 6 человек. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единая тема, которая и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой - вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.
Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше. Работа в группах, кроме всего прочего, позволяет научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни.
Педагогическое общение, психология и культура общения – всё это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность – взаимодействие – общение – контакт. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.
Практически речь идёт об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочерёдно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Главное в обучении в сотрудничестве – одно задание на группу, распределение ролей, одно поощрение на группу. Совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. Обучение в сотрудничестве позволяет самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом. При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества даёт возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Поэтому учёные пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах. Задача учителя не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Я стараюсь помогать ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
На уроках учитель постепенно приучает своих учеников терпеливо шаг за шагом:
взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;
работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;
полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.
Наиболее частые виды деятельности на уроке:
ознакомление с основным материалом (лекция, постановка проблемного задания, и пр.);
закрепление нового материала (работа учащихся в сотрудничестве; обсуждение результатов работы групп фронтально; предварительное тестирование для выяснения уровня осмысления нового материала);
применение нового материала (работа в сотрудничестве…);
Учитель распределяет время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке. Дети сами определяют, кто какую роль способен выполнять. Например, после введения новой лексики учитель разбивает детей сначала на пары и даёт упражнение на перевод словосочетаний. Каждый из партнёров имеет свой список словосочетании (с ключом для проверки правильности ответов партнёра). Сначала один из партнёров даёт задание и проверяет правильность ответов другого по ключу в его карточке. Затем ребята меняются ролями. Далее пары объединяются снова в четвёрку и начинают работать над правописанием новой лексики или занимаются словарной работой (находят синонимы, антонимы новой лексике, образуют новые слова на основе словообразовательных элементов). При выполнении упражнения на написание новых слов один ученик (обычно сильный) диктует, а все остальные члены группы (включая сильного ученика) пробуют записать его, затем сверяют правильность написания с образцом. Если оказывается, что кто-то из группы допустил ошибку, он воспроизводит это слово несколько раз, пока не запомнит его написание. В конце ребята «по вертушке» в произвольном порядке выполняют данное им письменное упражнение, которым и отчитываются.
Класс разбивается на группы по 2-3 человека. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки.
Ученикам предоставляется возможность самим определять функцию каждого при выполнении задания. Если задание предполагает ответы на задание по новому материалу, учитель формулирует по 2-3 вопроса каждому ученику группы, причём наиболее сложные – сильному ученику. Второй найдёт подтверждение или опровержение ответам первого ученика, а третий, например, эти ответы запишет, найдёт в тексте или придумает примеры, подтверждающие или опровергающие высказанную мысль. Далее ученики по кругу меняются ролями. Выполнение такого задания требует уже более сложных интеллектуальных и коммуникативных умений, которые включают в себя и определённую формулировку заданий.
Учитель интегрирует работу в группах самыми разнообразными способами: даёт детям возможность поспрашивать новый или заданный на дом урок в парах, прежде чем предложить индивидуальное задание или потренироваться в группах перед контрольной работой или тестом. В каких-то случаях – наоборот. Время от времени даёт детям возможность перед сдачей тетрадей проверять работы друг друга в группе.
 Преимущества методики обучения в сотрудничестве:
При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).
У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.
Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.
Более двадцати исследований, имеющих целью определение эффективности методов обучения в сотрудничестве были проведены мною в течение двух лет в начальных и средних классах. В 15 (75%) были отмечены заметно более высокие результаты усвоения, чем в контрольных (традиционных) классах. В 4 (20%) существенной разницы не наблюдалось и только в одном классе был зафиксирован лучший результат обученности в контрольном классе по сравнению с экспериментальным. Однако уровень осмысления материала, применения его для решений новых задач оказался заметно выше в классах, где использовалось обучение в сотрудничестве. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с чётким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Там, где совместная работа была организована таким образом, что показатели всей группы зависели от каждого члена группы результат так же был достаточно стабилен (82%).
Во время эксперимента были выявлены положительные и негативные тенденции, которые представлены в таблице
Позитивные тенденции Негативные тенденции
1. Формируется ответственность за успех группы. 1. Возможен длительный период формирования группы.
2.Учиться вместе не только легче, но и значительно интереснее. 2. Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся.
3. Воспитываются нравственные черты характера. 4. Освобождается время учителя на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками. 5. Используется дополнительный материал. В будущем планирую чаще использовать обучение в сотрудничестве наряду с традиционным обучением и устранить негативные тенденции путем изучении психологии каждого ребенка и повышение мотивации за счет индивидуального подхода к учащимся.

Заключение.
Работа учащихся в группе позволяет увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке,  важно отметить, что  ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Р. Джонсон выделяет следующие основные отличия работы по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
взаимозависимость членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
специализация деятельности учащихся в группах;
общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что в  сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить. 
Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему. Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами.

Приложения.

Рис.1 Результаты экспериментов.

Рис.2 Результаты всех экспериментов
Памятка для ознакомления учащихся с порядком работы в группах.
1. Вы работаете в группе. Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого. Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю;6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования навыков устной речи, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;г) составьте пересказ прочитанного, опираясь на схему;д) перескажите текст в своей группе для его оценки или в другой группе как текст для аудирования;е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными.7. Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны; – сообщите, о чём будет ваш рассказ:“My story is about…”“I’d like to tell you about…”– предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как они поняли ваш рассказ:“Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.” – во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;– после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа “True–False”;– проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.8. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке.

Примеры заданий учащимся.
1.Задание для 9 класса по учебнику «Spotlight 9», Ю.Е. Ваулина.
Make home groups. Reads one of the texts carefully. Find out more information about word’s famous unusual festivals.
Answer the questions individually.
Take the «true/false» test
Meet in expect groups
Compare your answers for questions
Compare your answers for the test
Work out a common answer
Meet in your home groups
Take turns retelling the text you have prepared
Let your team-mates take the «true/false» test
Explain them the details
As you listen to your group-mates don’t forget to take notes
The hole class discussion.
2. Примеры ролевых ситуаций:
1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.
3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.9. You are customers talking with a waiter at a cafe.10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.