Исследовательская работа по технологии на тему: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КОЧЕВЫХ НАРОДОВ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ ВЕЧНОГО ИСКУССТВА………………….4
ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ……………….7
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАЛМЫКИИИИ, БУРЯТИ И МОНГОЛИИ. ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА………………….…9
ГЛАВА4. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ……………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...21
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………....……22
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей исследовательской работы: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
КОЧЕВЫХ НАРОДОВ»
Цель исследования:
Изучение национальной культуры калмыков и особенностей декоративно-прикладного искусства кочевых народов.
Актуальность темы исследования:
Изучение декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа имеет большое значение для понимания этнической истории народа и его историко-культурных связей с другими этносами для возрождения и сохранения в современных условиях художественных традиций в культуре народов.
Объект исследования:
Изучение литературы по данной теме, реализация умений и навыков на уроках истории, технологии.
Методы исследования:
Наблюдение, рассмотрение музейных экспонатов, иллюстраций, изучение литературы.
Гипотеза исследования:
Изучение декоративно-прикладного искусства калмыков позволяет эффективнее усвоить программный материал по истории и культуре Калмыкии. Способствует изучению культурного наследия, развивает наблюдательность и внимательность в работе, воспитание эстетических чувств.
ГЛАВА 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ ВЕЧНОГО ИСКУССТВА.
«Без памяти исторической –нет традиций, Без традиций – нет культуры,Без культуры – нет воспитания,Без воспитания – нет духовности,Без духовности – нет личности,Без личности – нет народа.»
В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ- калмыки. История калмыцкого народа сложна и своеобразна. Ее истоки уходят в глубь веков, к первым столетиям нашей эры, когда на историческую арену впервые выступили предки современных калмыков – ойраты. Ойраты занимали небольшую территорию Западной Монголии, которая называлась Джунгарией. Они были частью Великой Монгольской Империи.
Немало бед и тяжелых испытаний выпало на долю ойратско-калмыцкого народа за более чем тысячелетнюю историю.
С 1608 по 1657 годы группы ойратов несколькими волнами одна за другой постепенно перенеслись в Россию, принесли присягу на верность русским царям. Степные просторы в низовьях Волги и Яика, напоминали родные степи Западной Монголии и Джунгарии. Земли, населенные калмыками стали называть Калмыцкой степью.
С середины 17 века судьба Калмыкии тесно связана с историей России. Так, добровольно войдя в состав Росси и защищая ее юго-восточные границы, калмыки смогли сохранить свою государственность.
Они пришли в Россию имевшими многовековые традиции и навыки с хозяйственным укладом, базировавшимся на экстенсивном кочевом скотоводстве.
Калмыки с их колоритной и самобытной культурой, имеющие монгольскую этническую принадлежность, всегда привлекали внимание путешественников и этнографов прошлого столетия, что нашло свое отражение в различных источниках литературного и статистического характера.
Национальная специфика бережного отношения к природе у кочевых народов в дореформенную эпоху имеет сходные черты, создавая общую монголоязычную культуру. Важнейшими аспектами человеческого бытия были и будут контакты между различными народами. Это обстоятельство не может не накладывать отпечатка на культуру различных этносов. Поэтому у каждого народа наряду с традиционной национальной культурой присутствуют элементы культуры других, особенно соседских народов.
Народно декоративно-прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. Основные устойчивые элементы традиционной культуры монголоязычных народов заложены еще во 2-1 тысячелетиях до нашей эры.
10 тысячелетий в Центральной Азии появились, рассеялись, развивались древние племена монголоидной расы.
Много загадок скрывает древняя земля, не все тайны и не сразу открывает она исследователям. Кочевые племена охотников, скотоводов так разбросали свои следы под этим небом, что хронологическая карта их недолгих стоянок покрыта белыми пятнами, как льдинами река в половодье.
В раскопках захоронений, археологи просеивают каждую горсть земли, чтоб ничего не упустить, ничего не потерять. Самая маленькая бусинка может стать ключом для открытия, разгадкой тайны, связанной с событиями.
На многострадальной земле Монголии происходила непрерывная смена государств и народов, оставлявших на пути бессчётные количество могил и курганов, кочевой образ жизни, постоянные военные походы, оккупации, перемещение, смещение, ассимиляции затрудняют характеристики этнического материала.
Общность образа жизни, культурных традиций, тесные военные, торговые, обменные контакты обусловили взаимоотношение близких и дальних соседей. Общность степной «моды» позволяет суммировать различную информацию, освещающую культуру кочевников – скотоводов монгольского региона до X-XI вв.
Сравнительное изучение декоративно-прикладных искусств обнаруживает наличие в них многих общих элементов, свидетельствующих о чрезвычайно тесном и длительном культурном общении этих народов между собой и наличие общих для многих из них этнических компонентов, которые войдя в различных пропорциях и в разное время в их состав, внесли свой вклад в формировавшуюся в течении веков культуру каждого из этих народов.
ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ КОЧЕВЫХ НАРОДОВ
Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия груда и предметы, сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Основной целью своей работы я считаю исследование основных форм декоративно-прикладного искусства кочевых народов, красоты и практичности изделий декоративно-прикладного искусства монголоязычных народов, изучение произведений народных мастеров Калмыкии, Бурятии и Монголии на примере влияния декоративно - прикладного искусства разных народов на культуры соседних регионов, восхищение творениями рук человека. Актуальность темы исследования вызвана также необходимостью осмысления молодым поколением искусства Калмыкии как варианта кочевой евразийской культуры.
Кочевничество - одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в истории мировой цивилизации. Резвившееся вначале у народов, населяющих степи и полупустыни, спустя тысячелетие в форме оленеводства оно начало осваиваться жителями тайги и тундры Северной Евразии и к XXI веку распространилось на огромной территории от саванн Африки до берегов Ледовитого океана. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры.
Трудно переоценить значение кочевничества в истории народов Азии, Северной Африки и Восточной Европы. Уже вскоре после появления кочевников на исторической арене они стали грозной силой, существенно влиявшей на экономические, политические, культурные и этнические процессы в сопредельных областях. Еще в большей мере сами кочевники испытывали воздействие земледельческих народов, с которыми они находились в тесных, разносторонних связях.
Интерес к кочевникам и их культуре, который появился уже в античной науке, то ослабевал, то возрастал с новой силой. Самые ранние письменные свидетельства о евразийских номадах относятся еще к библейской эпохе, а к нашему времени о них уже накоплено много археологических, этнографических и историко-географических фактов. Им посвящена значительная литература, хотя многие вопросы культуры кочевников, в частности, ее генезис, закономерности развития остаются слабоизученными.
По существу, народы, обитавшие здесь, сыграли огромную роль в становлении мировой культуры, противостоянии и взаимодействии Востока и Запада. Они составляли как бы особый регион в культурной истории человечества, не менее важный, чем китайский и европейский. То, что они занимались больше скотоводством, нежели земледелием, не мешало развитию их искусства на Алтае, в долинах великих рек: Волги, Дона и Днепра, оазисах и междуречьях Сырдарьи и Амур-Дарьи, 15 предгорьях Тянь-Шаня, степях Сибири и Прикаспия. Эти народы, с того момента, как они вошли в историю, составляли самостоятельный регион развития искусства, идеологии, экономики. Кочевое скотоводство стало наиболее эффективным способом выживания, надежным источником жизнеобеспечения, добывания продуктов, обусловило конструкцию орудий труда, строительства жилища, покроя одежды и т. п.
Все эти, казалось бы. сугубо бытовые особенности образа жизни неизбежно определяют и общую социальную организацию сообществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию, художественные образы и характер мировосприятия - то есть по существу общий тип культуры. Наши предки не могли запастись сеном или другим кормом для содержания большого количества скота, единственным способом его сохранения и приумножения был переход к совершенно новой форме организации скотоводческого хозяйства - кочевому скотоводству, при котором кочевники круглый год следовали за скотом, переходя с одного места (пастбища) на другое. Причем к кочевой форме хозяйства перешли те племена, которые обитали в степных, песчаных, малоплодородных или горных малопригодных для земледелия районах.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА КАЛМЫКИИ, БУРЯТИИ И МОНГОЛИИ, ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Поселившись четыре столетия назад между Доном, Волгой и Каспием, калмыки продолжали вести кочевой образ жизни. Основным видом жилища калмыков являлась покрытая войлоком решетчатая кибитка (гиикэ гер). Кибитка-это не только помещение для семьи. В ней размещалось все домашнее имущество, исполнялись религиозные обряды, в ней принимали гостей, зимой спасали от холода новорожденных телят, ягнят, верблюжат. Народным обычаем был выработан строгий порядок размещения всех домашних вещей, жестких и мягких предметов. Наиболее близкое сходство калмыцкой кибитки обнаруживается с войлочными юртами монголов, бурят, южных алтайцев, тувинцев - как по строительству' и конструктивным особенностям, так и по внешнему убранству, что в значительной степени объясняется общностью исторических судеб и ближайшим соседством. Изобретение и многолетнее бытование войлочных кибиток как у калмыков, так и у других кочевых народов вовсе не было показателем отсталости или консерватизма кочевников и полукочевников, Кибитка - наиболее приспособленное к условиям кочевого скотоводства сборно-разборное жилище, крайне удобное, прочное, легкое, простое по устройству. Это жилище и его добротное войлочное покрытие хорошо выдерживали резкие перемены климатических условий: в жаркие летние месяцы в ней было прохладно, а зимой кибитка защищала людей от холодных ветров, морозов, осадков. Декоративно-прикладное искусство кочевников наиболее органичное и полное выражение нашло в народном зодчестве, особенно в украшении жилища. Внутри кибитки по всей длине терме (решетчатого остова) натягивался прямоугольный кусок войлока, пол застилался кошмой (ширдык), прошитой шерстяным и нитками в виде простого геометрического орнамента. Особое значение уделялось убранству так называемого большого «барана» (комод для наиболее ценных вещей), являющегося священным местом для каждого верующего калмыка.
В декоративно-прикладном творчестве кочевников акцент делается на орнаменте - наиболее сложившейся и яркой форме проявления художественного вкуса народов, рожденного конкретным природным окружением. В переводе с латинского “орнамент” означает “украшение, узоры”. Калмыки издавна многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. Калмыцкий народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Калмыцкий орнамент глубоко символичен и имеет следующие мотивы: растительный, геометрический, зооморфный, пейзажный, символический. (см. приложение)
У него общие корни с монгольским орнаментом. Растительный орнамент был наиболее распространен в прикладном искусстве калмыков. Одежда, домашняя утварь, декоративное убранство жилища, предметы обихода обычно покрывались растительным орнаментом, в основном шитьем золотыми, серебряными, цветными нитками. Самым обиходным считался геометрический орнамент. Им украшали внешние стороны жилища, мебель, кожаную посуду. Применялся он в аппликации, резьбе по дереву, тиснении по коже. Видное место в этой группе занимает знаку улз (у бурят улзы, у монголов элзий), изображаемый в виде клетчатого переплетения и обозначающий «благоденствие» по мнению К.В. Вяткиной В искусстве всех монголоязычных народов значительное место занимают также т-образные узоры, которые у монголов называются как алхан хээ и обозначают «попытку передать вечное движение, вечную жизнь»
Наиболее давнее происхождение имеют и такие геометрические узоры, как жирглин намч (у монголов тумэн наст, у бурят тумои жаргал) - сложное переплетение крестообразного орнамента, символизирующего долголетие. Живая природа и скот как основа благополучия и процветания кочевника нашли отражение в зооморфном орнаменте. Архитектурные части зданий, детали мебели, предметы конной упряжи, ювелирные изделия украшались изображениями символических животных. Так, голова лошади означала мысль, рыба-мудрость, мышь символизировала плодовитость скота.
Изображения священных животных - излюбленные мотивы в ламаистских храмах. Поклонение силам природы на ранних стадиях кочевого общества нашло отражение в символике пейзажного орнамента. Характерны изображения облаков, молний, огня, воды, символизирующих пространство, непобедимость, расцвет, безбрежность. Развитие символического орнамента связано с религиозными воззрениями кочевников, им украшали предметы быта калмыцких храмов.
Развитие орнаментальных мотивов в декоративно-прикладном искусстве шло поначалу относительно одинаково у всех кочевых народов. Об этом говорят графические изображения фантастических существ, стилизованных фигур, символических знаков, сохранившихся со времен поклонения силам природы — солнцу, воде, грому, молнии и т.д. До сих пор монголы, калмыки и буряты применяют в украшении художественных изделий древнюю символику. Так. орнамент, напоминающий языки пламени, наши народы считают символом расцвета, возрождения. Большое значение придают монголоязычные народы узорам очнр («молния») -символу непобедимости, уулэн хээ («облачный узор») -символу грядущего счастья. Наибольшее распространение подобные мотивы получили в искусстве монголов и забайкальских бурят. У калмыков и западных бурят особо почитались Солнце и Луна. Конструкция монгольского орнамента обычно состоит из трех широких полос на каком-либо общем фоне. Крайняя полоса обязательно белая, за которой следуют два оттенка одного цвета. «Что касается самого характера рисунка монгольского орнамента, то он не имеет ничего общего с калмыцким, что само по себе удивительно, если вспомнить об общности истории монгольских племен, или бытовых вещей, тождественных по форме с монгольскими, как кожаная фляга «бортха», деревянный кувшин для чигэна, войлочные ковры «ширдык» и т.п»
Однако с развитием общества каждый из кочевых народов, имеющих одинаковый хозяйственный уклад жизни, но свои конкретные природно-климатические условия, этнический состав, местные строительные материалы и, самое главное, исторически сложившийся психический склад и традиции, идет самобытным путем.
Зооморфный и растительный орнаменты, так же, как и геометрический, имели широкое распространение в прикладном искусстве монгольских и тюркских народов. Интересно, что узор, похожий на рога и у древних монголов символизирующий успешное развитие скотоводства, повсеместно встречается у монголов (эвэругалз), калмыков (евер угачз) и бурят (хусин эбэр) во всех видах их декоративного искусства. В искусстве западных бурят широко бытовал очень древний орнаментальный мотив, связанный с культом орла, который считался священной птицей. Мотивы орнамента, условно изображающие листья, цветы, лотос у монголов и бурят чаще встречается на изделиях из металла и по дереву. «А у калмыков растительный орнамент украшают одежду и предметы быт и, по мнению Кочешкова Н.В, является влиянием народов Кавказа и русских.»
Кочевая юрта, дворец или храм монголоязычных народов поражали обилием орнаментальной росписи интерьера, причем с определенной закономерностью расположения орнамента, строгим соблюдением тектоники и цветовых сочетаний.
Одна из специфических особенностей орнамента кочевых монгольских и тюркских народов — цвет. Он вызывает символическую и философскую ассоциацию у кочевника, который хорошо знает роль цвета. Поэтому характерной особенностью орнамента, применяемого в монгольском прикладном искусстве, является чистота, яркость и богатый спектр тонов, от самых светлых через нейтральные до самых темных. Благодаря такому сочетанию тонов, постепенному переходу от светлого к более темному рисунок орнамента производит впечатление объемного. Основные цвета монголов и бурят - белый, красный, синий, желтый, зеленый, в то время как у калмыков раньше особо почитались красный и желтый.
Вышивка издревле являлась одним из наиболее развитых видов народного искусства. Вышивали калмычки шелком, серебряными и золотыми нитями, бисером, стеклярусом. Характерная особенность калмыцкой вышивки - чистота, яркость и богатый спектр тонов. Национальная специфика заключалась в особых видах шва. Издавна бытовал для украшения калмыцкой одежды прием вышивки «зег», представляющий собой наложение по контуру рисунка ниток, шнурка и тесьмы, скрепленных второй ниткой.
С его помощью можно выполнить любой геометрический или растительный орнамент. Монументальные панно, вышитые шелком, золотом, серебром, из-за трудоемкой техники исполнения стоили очень дорого и изготавливались по заказу хурулов и богатых владельцев. Девушки и вдовы во время исполнения заказа жили при хурулах в специально отведенной для этой цели кибитке. Для девушек участие в вышивании было своеобразным испытанием в мастерстве рукоделия перед замужеством.
Гладьевая вышивка с элементами аппликации была традиционной техникой изготовления калмыцких знамен, происхождение которых относится к ойратскому периоду истории народа.
У кочевых скотоводческих народов в декоративно-прикладном искусстве ведущее место занимают художественные изделия из животного сырья — шерсти, шкур, кожи, кости и т.д. Калмыки сохранили редкое ремесло — производство кожаных ведер и сосудов для кумыса, молока и молочной водки. По традиции их украшали тисненым рисунком или орнаментом. Такой же вид самобытного промысла мы наблюдаем у монголов и бурят. Так в западной Монголии шили кожаные фляги—бурдюки, на которые вдавливали рисунки любого орнамента. Эти вдавленные рисунки не стирались и не исчезали даже при хранении в них жидкостей. Такие фляги-бурдюки были очень практичны в условиях кочевой жизни, они были легкими, прочными, удобными. Из сыромятной кожи из обработанной кожи монголы делали ремни, уздечки, упряжь, седла, украшения к ним, сапоги - гутулы. Также хорошо они выделывали замшу и украшения из замши на детали седел, на вьючные кожаные мешки, на футляры курительных трубок и т.д.
Прекрасны изделия калмыцких ювелиров, создающих изделия из серебра с гравировкой и чернью. Декоративным элементом мужского костюма являлся пояс из отдельных черненых или гравированных пластин. Пояса различались по форме и украшению. Пояс из пластинок, украшенных насечками и чернью и напоминавших своей формой ребро назывался «реберный пояс». Второй вид пояса с пластинками четырехугольной формы назывался «сундучной формы». Третий вид — «пояс с бляшками». Бытовал также «черкесский пояс», который был привилегией знатных и богатых калмыков. Он состоял из больших и малых выпуклых бубенцов, покрытых чернью и украшавших пояс широкой серебряной или золотой лентой.
Своеобразие калмыцких поясов заключено в орнаментике и в ее композиции.
В декоративно —прикладном искусстве монголов высоким качеством отличались художественные изделия из металла.
Ювелирные работы были распространены по всей Монголии. Чаще всего мастера украшали медные и железные изделия золотыми и серебряными орнаментами, а позже,
когда стали использовать золото и серебро для украшений, покрывали тонкие серебряные пластинки сложным рельефным орнаментом—из серебряных нитей выполнялись причудливые, затейливые переплетения национальных узоров—монгольская филигрань. Головные украшения, короны, зажимы, накладки, заколки для причесок, подвески халхасских. дариганг-ских, узэмчинских, бурятских женщин и женщин западной Монголии обычно изготовлялись на серебряном остове с филигранными орнаментами из золота и серебра с вкраплениями кораллов, бирюзы и других драгоценных камней. Это тонкое и сложное ремесло в талантливых руках народных мастеров часто поднималось до высокого ювелирного искусства.
Был другой вид искусства-«намх»— плетение сложных узлов из цветных ниток на деревянной крестовине. С её помощью нитками пяти цветов—синей, белой, красной, желтой, черной—создавали различные плетения—орнаменты зооморфного и геометрического вида. Суть заключалась в том. что по контуру крестовины цветными нитями натягивали орнаменты с прямыми углами, фигурки людей, животных. Своеобразным видом монгольского декоративно-прикладного искусства был дзумбэр, аналогичный рельефному орнаменту. Его делали так: брали толченый фарфор или мрамор, добавляли сахарный песок, раствор клея и из всего этого замешивали густую массу. Её клали в сосуд с тонкой трубкой и выдавливали по контурам будущего орнамента, который походил на тонкую резьбу или барельеф. После затвердевания массы, орнамент красили, чаще всего в желтый цвет.
В народном декоративно-прикладном искусстве бурят развиты вышивка и аппликация: по бархату, коже и сукну, резьба, но кости и дереву. Разнообразна и виртуозна техника обработки металла (насечка, чеканка, чернь, гравировка). В орнаменте сочетаются криволинейные геометрические и стилизованные растительные узоры. Значительное место в искусстве бурят занимают резьба по камню, литье, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти. Частью традиционной экономики с древних времен являлась добыча, обработка металла. У бурят и якутов кузнец, профессия которого передавалась по наследству, часто являлся и ювелиром, который виртуозно владел различными техниками.
Самобытный характер национального костюма монголоязычных народов складывался на протяжении веков. (см.приложение)
Мужской калмыцкий костюм бешмет шился обычно из сукна или шелка синего, или черного цвета с множеством оборок у пояса, отделывался серебряным позументом.
Рукава на плечах вшивались складками, суживаясь к кисти. Под бешмет надевалась манишка, расшитая золотым и серебряным орнаментом, закрывавшая вырез на груди.
Широкие шаровары заправлялись в сапоги. «...Калмыки в 17-18 вв. носили костюмы распашного покроя, общего всем монголам. В бешмете же ощущается заметное влияние одежды горских народов Кавказа. Это влияние выразилось не только в покрое, но и в применении таких деталей, не характерных для монгольского костюма, как пришитые карманы для патронов.» Распространенным мужским головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Интересно отметить, что, но своей форме и технике декора калмыцкая шапка очень напоминает монгольскую тоорцог, что еще раз свидетельствует о давности происхождения этого головного убора, общего монгольским народам до их разобщения в 17 веке. Гораздо наряднее и красочнее выглядела одежда замужней женщины. Сверху калмычка носила платье без рукавов-цегдык. Под цегдиком-терлиг из ткани яркого цвета. Обшлага рукавов, края подола, воротники вырезы на платьях обильно украшались цветной вышивкой, отделывались золотым и серебряным позументом. В ансамбль женской одежды входит и берзв: халат с широкими и длинными рукавами. Этот вид одежды женщины носили поверх цегдыка. Красочную одежду дополняли сапоги (, госын) из красной кожи и красочный головной убор халмг.
Девичий калмыцкий костюм бюшмюд (бииз) шился в виде длинного платья, почти закрывающего сапоги, с невысоким стоячим воротничком из цветного шелка, атласа, ситца светлых тонов. Вырез на груди отделывался золотым или серебряным позументом. Рукав по низу украшался кружевом. Под бюшмюд девушки обязательно одевали желятиг- своеобразный корсет без рукавов. Бюшмюд затягивался красивым вышитым поясом.
Кочевой и полукочевой образ жизни сформировал характер одежды бурят и ее покрой. Одежда и обувь отличались большим разнообразием и предназначались для ношения в определенных случаях (праздники, поездки, свадьбы). Особенно нарядными были праздничные одеяния. Большое значение имели пояс или кушак. Он был не только предметом украшения, но и отличался практическим удобством: сохранял тепло, служил для ношения кисета, огнива, кнута. Национальный костюм бурятов состоял из
нательной и верхней одежды, головных уборов и обуви. Рубаха (самса) и штаны (умдэи) были неотъемлемой частью как мужского, так и женского костюмов. Традиционная верхняя мужская одежда- прямоспинный распашной халат с расширяющимися полами (терли?), с запахом левой полы на правую, с цельнокроеными рукавами и обшлагами в виде раструба. Запах давал возможность правой рукой класть и доставать вещи из-за пазухи- своеобразного кармана, хранилища предметов для всадника.
Халат опоясывался ременным поясом или длинным куском материи - бэгэ.
С правой стороны пояса мужчины - буряты носили кисет, нож в ножнах (хутага) и огниво (хэтэ). Трубка закладывалась за сапог. Верхняя одежда девушек сохраняла покрой мужской одежды, грудная часть верхней полы декорировалась. Позднее, наряду с таким халатом, девушки стали носить халаты с цельнокроеными рукавами, как прежде, но отрезанные по талии. Верхняя одежда замужних женщин была с запахом левой полы на правую, отрезной по талии, с вшивными широкими у основания рукавами. В старину женская одежда имела низко спущенный лиф, длина которого доходила до середины бедер, удлиненные с обшлагами рукава, очень широкие, до талии, проймы и основания рукавов. Такая одежда не стесняла движение рук. широкий и длинный подол был подвижен, свободно обвивал ноги при сидении в юрте и в седле. Головные уборы малгай не имели такого разнообразия фасонов, как у монголов или калмыков и были в форме цельнокроеной шапки с островерхой тульей.
Традиционная национальная одежда монголов похожа по покрою на одежду бурят. В Монголии было очень много видов, фасонов национальной одежды и известно, что одни лишь головные уборы составляют более ста видов—женские, мужские, детские, для духовных лиц, для обрядов, парадные, для повседневного пользования и т.д. Народный костюм монголов был в основном коричневого или синего цвета. Костюм женщины- монголки состоит из халата терлиг и безрукавки ууж, надевавшегося поверх халата. Отделка заключалась в аппликации из бархатных, плисовых, шелковых полос, нашивавшихся на одежду. Как видим из предыдущего описания одежды монголов, бурят и калмыков у наших народов общие традиции в изготовлении одежды. Прежде всего-это халатная форма распашной одежды. Халат-первоначально был настолько примитивен в изготовлении, что к нему самостоятельно пришли многие народы, начавшие заниматься скотоводством.
Рассмотрев основные виды декоративно- прикладного искусства народов Калмыкии, Бурятии и Монголии, можно сделать вывод, что на протяжении веков самобытное творчество наших предков развивалось н видоизменялось из-за влияния извне на культуру и искусство, но благодаря общим тюрко-монгольским корням достаточно много общего наблюдается в жилище, конском уборе, оружии, частью в ювелирных украшениях.
ГЛАВА 4. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Монгольские племена в древности имели самые тесные контакты с другими народами, что нашло свое отражение в прикладном искусстве. Можно предположить, что «на ранней ступени развития орнамент был общим для монголов, бурят и калмыков» (Кочешков Н). Примером этому может служить калмыцкий орнамент «зег», символизирующий кочевую жизнь калмыков, путь процветания в будущем. Изображение в гербе Калмыкии орнамента «зег» идентично национальному орнаменту «тумэн насан» в гербе Монголии и бурятскому орнаменту «алхан хээ» на флаге Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, (см.приложение)
Истоки прикладного искусства монголоязычных народов теряются в глубине веков.
Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев — в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла в оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это калмыки, буряты, монголы и другие народности выражали свое отношение к природе и к жизни общества. Вклад монголов, бурят и калмыков в уникальную кочевую культуру оказался весьма значительным: они на протяжении веков создали своеобразный художественный стиль, основными чертами которого являются максимальная приспособленность произведений народного искусства к условиям кочевого быта, необычность и огромная роль орнамента в создании художественного облика одежды, утвари, украшений, необычная техника исполнения (окраска кожи, тиснение, выделка войлока, изготовление веревок и других изделий.) Декоративно-прикладное искусство претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров. Одним из важных условий для дальнейшего успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому учёные и этнографы так старательно изучают сегодня прикладное искусство монголоязычных народов, выясняют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А художники-прикладники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с глубокой древности и до нашего времени прикладное искусство продолжало и продолжает развиваться, обогащаясь и дополняясь, что оно воплощает в себе большой опыт человеческого разума, его силу, красоту, стремление к прекрасному, отличающееся художественным вкусом, тонкостью, яркой образностью, своеобразным ритмом и композицией. Оно ярко свидетельствует о богатстве и ценности многовекового культурною наследия, созданного непрестанным трудом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди не вечны, они уходят в другой мир, но остается и живет народное творчество. Живет, потому что всегда есть хранители бесценного богатства народа, которые собирают, бережно хранят, дополняют вновь найденными или вновь созданными произведениями и передают следующему поколению. Народное творчество обогащает внутренний мир людей, помогает не забывать прошлого нашего народа, которым нужно гордиться, особенно молодому поколению. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Калмыцкое декоративно-прикладное искусство имеет многовековую историю и составляет обширную область духовной и материальной культуры калмыцкого народа. Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки». Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачные находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями. Чтобы не предавать забвению историю калмыцкого народа, чтобы многовековые труды наших предков не канули в лето, необходимо приобщить к калмыцкой культуре подрастающее поколение.
ЛИТЕРАТУРА
Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Калмыкии 19-начала 20 вв. Элиста:ЗАО НГШ «Джангар»,2006.-160 с.
Батырева С.Г. Музей традиционной культуры в системе науки и образования- Элиста; з НПП «Джангар»,2007-184 с.
Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство: Альбом. -ЭлистаЖалм. кн. изд.,1991 г.-127с.
Бельский Н.Н. Изобразительное искусство монголов-Современная Монголия, 1941
Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры у западных монголов, бурят и алтайцев.-М, 1964
Калмыки. Сост. проф. Н.Л. Жуковская. -М.: Голос-Пресс,2003 г.
Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов 19-середины 20 вв,- М.: Наука,1979
Моисеев А.И, Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (17-18 вв.) – Элиста Калм. кн. изд.,2002
Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии -Волгоград:Волгоградская правда,1970.-35 с
Эрендженов К.Э. Золотой родник. -Элиста: Калм. кн. изд.,1990г.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция: ТЕХНОЛОГИЯ
Название работы: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КОЧЕВЫХ НАРОДОВ»
Выполнила: ученица 8 «в» класса, СОШ №12 Сармуткина АнгелинаРуководитель: учитель технологии Сагипова Т.Д
Место выполнения работы: г. Элиста,
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №12»
г. Элиста, 2015 г.