Урок по литературному чтению Школа России ФГОС на тему Страшный рассказ Е.И. Чарушин (2 класс)
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся
2 класса.
Шелехина Елизавета Сергеевна
Краснодарский край, Сочи МОБУ СОШ № 2 Класс 2 «Б»
УМК «Школа России», учебник Климанова «Литературное чтение» с.136-138 1ч.
Тема урока
Е.Чарушин «Страшный рассказ».
Цель урока.
стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Е.И.Чарушина на материале произведения «Страшный рассказ».
Предметные результаты:
1.Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;
2.Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
3.Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Личностные результаты:
1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2.произведения;
3.Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
4.Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Метапредметные:
Регулятивные:
1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1.Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
презентация по ходу урока;
портрет Е.И. Чарушина;
выставка его книг;
учебник «Литературное чтение», составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Этап урока План урока Комментарии:
(формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)
Деятельность учителя Деятельность ученика 1 Организация (мотивация к учебной деятельности) Слайд № 1
Мотивация учащихся.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок. На нашем пути будут препятствия и интересные задания.
Настраиваются на урок. Садятся на свои места. Коммуникативные
Психологический настрой на работу
Определение способов взаимодействия
2 Актуализация знаний Слайд № 2
Игра «Верите ли вы...».
Что сегодня нас ждет увлекательное путешествие?
Что можно разводить дома кошек, собак, кроликов, козлят и 20 певчих птиц.
Что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
Что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
Дети отвечают на вопросы учителя.
Познавательные универсальные
ОбщеучебныеОсознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные
построение речевых высказываний
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3 Работа с текстом до чтения.
Подготовка к первичному восприятию.
Знакомство с Е.И. ЧарушинымСлайд № 3
Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека?
Кем он может быть по профессии?
Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
-Кто читал произведения Чарушина?
-Какие?
-О чем он писал?
Слайд № 4
Евгений Иванович Чарушин-замечательный художник и писатель. Много лет назад (в 1901г.) в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе –“Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”.
Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш и кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Слайд № 5
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.
Слайд № 6
Вырос Евгений с карандашом и кистью. Он наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов, и сам с увлечением рисовал. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
Слайд № 7
После окончания Ленинградской Академии
художеств Евгений Чарушин стал иллюстрировать книги М.Пришвина,С.Маршака,В.Бианки.
Слайд № 8
Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. . Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные.
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью.
Слайд №9
Игра «Завершите фразу».
Вот начало фразы, а вы ее продолжите.
Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с...
Е.И. Чарушин изображал животных, потому что...
Из его книг можно узнать о...
Слайд № 10
Прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ.Предположите, о чем будет это произведение.
Слайд № 11
Вот записаны фразы:
Остались одни;
стемнело;
как вдруг;
прижались друг к другу;
тихо-тихо;
все рассказали;
пробежит в угол;
смотрят – да это.
Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события. (Работа в четверках.Один ученик из группы делает свой прогноз.)
Учащиеся рассматривают портрет писателя, дают ответы на поставленные вопросы, формулируют тему урока
Отвечают на поставленные вопросы
Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные.
Отвечают на вопросы, делают вывод
Ученики делают свои предположения.
Регулятивные
Целеполагание
КоммуникативныеУметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
ПознавательныеУметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
КоммуникативныеСлушать и понимать речь других.
Познавательные универсальные
общеучебныелогические
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение структурировать знания
Познавательные универсальные
Логические
Установление причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные
общеучебныелогические
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества. Управление поведением партнера
Определение способов взаимодействия.
4. Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста по частям с комментирование
После прочтения каждого абзаца учитель задает вопросы по содержанию текста и прогнозирует дальнейшие события.
Дети отвечают на вопросы и прогнозируют события КоммуникативныеУметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
5. Работа с текстом после чтения.
Вопросы после чтения:
Соответствует ли название рассказа его содержанию?
Сравним, оправдался ли наш прогноз?
Почему Е.И. Чарушин назвал рассказ именно так?
Какое настроение у вас было до прочтения произведения?
Какое после?
Почему?
Какой из эпизодов понравился больше.
Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки 6. Физкультминутка Слайд № 12
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдёт,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам. (делают вид, что шьют)
(повороты туловища)
(наклоны влево - вправо)
(шаг)
(приседания)
(прыжки)
Слайд № 13
Словарная работа.
Какие слова вам были не понятны.
Какая книга нам поможет объяснить значение слов? (Толковый словарь.)
Сени- в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Чулан –помещение в доме, служащее кладовой.
Клеть-кладовая при избе.
Слайд № 14
Повторное чтение текста учащимися («жужжащее» чтение).
Беседа по содержанию.
-Где произошла эта страшная история и с кем?
-Как звали мальчиков?
-Почему они остались одни?
-Какие звуки они услышали?
-Как они отреагировали на эти звуки?
-Кого увидели дети с родителями в углу?
-Чем угостили ежа?
-Боялись мальчики его потом?
Выразительное чтение
Подумайте, с какой интонацией надо читать начало рассказа?
С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему?
С какой интонацией отрывок, где дети вместе с родителями увидели ежа?
Слайд № 15
Какая из пословиц соответствует нашему рассказу.
1.Кто дрожит тот и бежит.
2.У страха глаза велики.
3.Добро творить — себя веселить.
4. Без друга в жизни туго.
Дети читают рассказ.
Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки. ПознавательныеДобывать новые знания.
Познавательные универсальные
ОбщеучебныеОсознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные Умение слушать и понимать речь других .
Познавательные Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Слайд № 16
Давайте послушаем выступления учащихся, которые подготовили сообщение.
1-й ученик. Ежиков можно найти практически где угодно: в лесах, парках, садах и даже на своей даче.Ежи ведут ночной образ жизни . Ежи способны лазить по деревьям и плавать. В дикой среде ежи живут до 3 лет, а в неволе могут доживать до десяти.Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
2-й ученик. В случае опасности ежик свёртывается в клубок. К зиме ежи жиреют и впадают в спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой. Находятся в спячке с ноября по март.
Слайд № 17
3-й ученикЁж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как хрущи и их личинки, поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых. Ежи часто могут поедать опасных ядовитых жуков, которые смертельны для всех остальных животных.
Выступления учащихся, которые подготовили сообщение.
Дети слушают сообщения и запоминают основные данные.
Регулятивные
Уметь работать по составленному плану
7 Итоги урока Как называется рассказ, который мы читали на уроке?– Кто его автор?– Почему автор назвал рассказ именно так?– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?
Ученики отвечают на обобщающие вопросы. РегулятивныеУметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .
8 Оценка деятельности учащихся, рефлексия Слайд № 18
Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому, что ...
Меня удивило ...
Я бы хотел(а) ….
Я сделал(а) вывод, что…
Выставление оценок.
Выражают свои эмоции от пройденного урока. Регулятивные
Саморегуляция. Контроль Оценка
Мобилизация сил и энергии, волевое усилие
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоениюРегулятивные
Умение оценивать свои достижения.Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
9 Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома). Слайд № 19
Выразительно читать текст на с. 96-99 учебника.По желанию: подготовить краткий пересказ; составить три-четыре вопроса к прочитанному тексту; нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.
Слайд № 20