Конспект урока по литературному чтению на тему Е. Чарушин Страшный рассказ(2 класс)
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
_______________________________________________________
-295275158115Урок по литературному чтению
во 2 «А» классе
«Е.Чарушин «Страшный рассказ»»
0Урок по литературному чтению
во 2 «А» классе
«Е.Чарушин «Страшный рассказ»»
Подготовила:
Матосян Марина Галустовнаучитель начальных классов
МОУ СОШ № 29
г.СочиТип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;
Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.
Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.
Формирование УУД:
Предметные умения: познакомить с творчеством и биографией Е. Чарушина; продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышления учащихся, умение участвовать в диалоге.
Метапредметные УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Познавательные УУД:
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: определять жанр произведения, давать характеристику героям, делать выводы по прочитанному.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок. (Слайд 1)
- Мне очень приятно видеть в ваших глазках искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Я желаю вам, чтобы радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие длится целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.
2.. Речевая разминка
- Прочитайте медленно, а потом как скороговорку (Слайд 2)
У чибиса чудеса
Чьи леса? Чья лиса?
Чьи вы сами?
Чьи вы сами?
3. Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени уточки.
4.Постановка темы и целей урока.
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? (Слайд 3)
- Кто он может быть по профессии? (Писатель).
Это портрет Евгения Ивановича Чарушина, детского писателя.
Е.И. Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (сейчас это город Киров). Мать с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Он вместе с мамой выкармливал уток, цыплят, индюшат, ухаживал за ними, лечил птицу с перебитым крылом, ухаживал за своим любимым трёхногим псом Бобкой и, живя в деревенском доме, мечтал даже воспитывать жирафа. Так проходило его детство.
-Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).
- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они? (О животных)
– В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Чарушина. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)
Записываю на доске предположения
- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О животном)
Записываю предположения на доске
Работа с текстом до чтения:
- Давайте прочитаем, как Е. Чарушин назвал свой рассказ.
- Предположите, о чём будет это произведение.
Высказывания детей записываются на доске.
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?
Высказывания детей записываются на доске.
«Стратегия ключевых слов» Фразы на доске. (Слайд4)
Шура и Петя остались одни;
у самого леса;
ни папы, ни мамы;
темно;
не страшно, не боялся;
кто-то топает;
закрылись с головой;
прижались друг к другу;
пришли (родители);
зажгли;
ёжик
- Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Кто будет героем произведения? Предположите, как могут разворачиваться события?
Работа в четвёрках. Один человек из группы делает свой прогноз.
Постановка задач урока:
Для того, чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст.
Работа с текстом во время чтения:
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
-Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений. Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
«Чтение вслух с остановками».
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
- Почему мальчики остались одни?
- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
-Кто по стене может ползать?
- Как вы думаете, дети сразу уснули?
- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
- О чём говорили дети?
- На самом деле им было страшно?
- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
Словарная работа (по ходу чтения):
- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)(Слайд 5)
-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
- Как повели себя мальчики? Прочитайте.
- Почему мальчики спрятались?
-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа) (Слайд 6)
- Что вы знаете о ежах?
- Чем полезны ежи?
- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.
Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение (Слайд7)
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)
- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
5.Физкультминутка:
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Прибежали, прибежали,
Ёжики, ёжики.
Наточили, наточили
Ножики, ножики.
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
«Девочки! Мальчики!»
6. Продолжение работы по теме урока
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
- Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
- Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана (Слайд 8)
Чтение теста вслух с остановками до конца
прочитай текст до конца.
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
-Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
- Как поступили с ежом мальчики?
- Почему его уже потом никто не боялся?
- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
Работа с текстом после прочтения:
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх. (Слайд 9)
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль?
- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
- Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (Наблюдательным)
- А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните как выглядит это животное?
- Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и определим о ком был рассказ. (3-4 человека)
Е. Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного». (Слайд 10)
-Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
Соответствует иллюстрация прочитанному тексту? Какой момент изображён? Подберите и зачитайте строки к иллюстрации на с.137
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так? (Мальчики очень испугались)
- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались?
Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Поработайте в паре. Задайте друг другу вопросы. Дети рассказывают свои случаи из жизни.
Проверка и оценивание ЗУН:
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным.
Дети выполняют тест по содержанию текста в парах.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
После проверки теста:
- Почему дети не могли дать ежу яблоко? (Ёж не питается яблоками)
7.Рефлексия
Составление коллективного синквейна «Ёжик»
Ёжик
Круглый, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёжик охотится по ночам.
Хищник.
Ученики говорят «спасибо» ребятам, которые активно работали на уроке. Пояснение выбора с помощью слов-помощников.
Слова – помощники на доске: (Слайд 11)
работал на уроке активно;
давал полные и правильные ответы на вопросы;
не допускал ошибок при чтении;
помогал товарищу;
был внимателен и сосредоточен;
использовал для ответа знания, полученные на других уроках;
- За отличную работу эти ребята получают изображение ёжика на память.
- Где бы вы могли найти и прочитать другие произведения Е. И. Чарушина?
8.Домашнее задание:
домашнее задание и задание по желанию.
1. Выразительно читать текст - Учебник с 136- 138., 2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы,
загадки.
– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
________________________________________________
Отзыв на открытый урок по литературному чтению
по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ»»
учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны
2 класс (УМК «Школа России»)
При проведении данного урока Матосян М.Г. продемонстрировала высокие творческие способности и педагогическое мастерство.
В начале урока (актуализация) была проведена беседа о том, какие произведения любят читать ребята, обобщили знания об авторе, рассмотрели выставку книг.
При работе с текстом до чтения использовала прием антиципации (предугадывание содержание текста). В ходе чтения вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту.
Так же в ходе чтения велась работа над лексикой. Расширялся и активизировался словарный запас ребят. Выявлялись слова, которые нужно было разъяснить школьникам. Некоторые слова дети объясняли сами, находили ответы в тексте. Слова: сени, чулан были объяснены учителем.
Повторное слушание было проведено для того, чтобы дети внимательно послушали текст целиком и были готовы к анализу текста. Во время повторного чтения были привлечены хорошо читающие дети. Им был заранее выдан текст с диалогом и отработанно выразительное чтение. В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.
На уроке Марина Галустовна активно формировала специальные, читательские умения: правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения. Дети самостоятельно сформулировали тему рассказа и определили жанр произведения.
Для развития речи учащихся на уроке была проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось с помощью иллюстративного материала (на слайде) и обращения к тексту произведения (из контекста). Использовала такие формы работы как: высказывание личного отношения к произведению, героям, поступкам; умение ставить вопрос к тексту; давать полные ответы на вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу чтения текста и при использовании приема антиципации. Сообщение о ежике (работа с информацией), знакомство с новым произведением позволили расширить кругозор детей.
Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать героям, показать свои чувства. Для этого Матосян Мариной Галустовной был отобран материал (произведение) и продуманны вопросы на эмоциональный отклик детей.
На уроке царила комфортная ситуация, все что запланировала, было выполнено.
Рефлексия показала, что урок детям понравился, и они довольны своей работе на уроке.
На уроке Матосян М.Г. использовала технологии: информационные (работали с информацией); здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения); проблемное обучение (часто на уроках возникали вопросы проблемного характера); обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик); игровые (проводились игровые физкультминутки, рисование иллюстрации к рассказу). Урок выстроен оптимально: соответствовал темпераменту учащихся и учителя, уровню учебной подготовки и развитию учащихся.
Санитарные нормы во время урока были соблюдены.
13.11.2014г.
Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №2 9 О.А. Бородкина
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сочи
________________________________________________
Отзыв на открытый урок по литературному чтению
по теме «Е. Чарушин «Страшный рассказ»»
учителя начальных классов Матосян Марины Галустовны
2 класс (УМК «Школа России»)
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока
На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание предстоящего чтения), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Уделялось внимание работе над лексикой в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся.
Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования.
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая им включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели.
13.11.2014г.
Руководитель МО
учителей начальных классов МОУ СОШ № 29 С.В. Белинская