Структура и ход урока литературного чтения по теме Е.Чарушин. Страшный рассказ
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
Формируемые УУД
1 2 3 5 6 7 1 Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 2
Учитель приветствует класс. Проверяет готовность класса к уроку. Психологический настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
- Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас сегодня гости.
Организация рабочего места. Психологический настрой.
Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. 1 мин. Формирование личностной заинтересованности (л).
Саморегуляция (р).
2. Речевая разминка Слайд 3
Чтобы наша речь была чистой, правильной, выразительной проведём речевую разминку:
Лесом катится клубок,У него колючий бок.Он охотится ночамиЗа жуками и мышами. Читают скороговорки
( тихо, громко, шёпотом, вопросительно) 2 мин. Развивать речь, память, внимание (р).
3 Проверка усвоения имеющихся знаний, актуализация.
Проверка д.з
Слайд 4,5
1.Соотнесите план с текстом «Ребята и утята»
2. Пересказ рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» от имени ребят.
на листочках восстанавливают порядок плана, коллективная проверка) - смайлик
-Самооценка
-Оценивание учащимися (по лестнице успеха) 7 мин. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности (р).
Использование знаково-символических средств представления информации (п).
4 Подготовка к восприятию. ЦелеполаганиеСлайд 6 -Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим работу с текстом. 2 мин. Развитие этических чувств, доброжелательности (л).
Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (л).
- М.Пришвин – писатель, он писал рассказы. А как вы думаете, может писатель быть художником к своим рассказам? Отвечают Слайд 7,8,9
Слайд 10 Ребус.
-Отгадайте фамилию писателя, чьё произведение сегодня мы будем изучать.
ЦелеполаганиеПредположите по заглавию, о чём будет рассказ, какие ассоциации возникают у вас? Отвечают
5 Рассказ учителя Слайд
11 Давайте подумаем, может что-то в предположениях изменится, когда вы узнаете немного о самом писателе Евгении Ивановиче Чарушине. 2 мин. 6 Осмысление -После этого сообщения есть у вас новые предположения, о чем будет наш новый рассказ?
-Как вы поняли, кто такой художник – аималист? Отвечают
1 мин. 7 Словарная работа Слайд 12, 13, 14. Прочитав текст, вы узнаете, как было все на самом деле.
-Чтобы нам лучше понять текст, нужно поработать над «трудными словами». Отвечают
2 мин. Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).
8 Первичное чтение рассказа с остановками.
Слайд 15
(при чтении проектор выключен) -Чтение рассказа будет осуществляться по частям с остановками, чтобы вы получили возможность предсказывать дальнейший ход событий.
Что вы почувствовали, когда прочитали первые два абзаца?
Почему?
Что может произойти в данной обстановке?
Что напугало детей?
Какие ощущения у вас возникли?
Какие картины вы представили: кто мог издавать такие звуки?
Какие чувства вы испытали по отношению к героям?
Зная о том, что произошло до настоящего момента, можете вы предсказать, как закончится этот рассказ?
Как вы думаете, что случится дальше?
Рассказ закончился так, как вы думали? Чтение по цепочке, сильными учениками, самостоятельно про себя. Отвечают на вопросы учителя 8 мин. Использование разных видов чтения (п).
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п).
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).
Активное использование речевых средств (п).
9
ФизминуткаСлайд 16
(выполнение упражнений – имитирование действий животных)
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся Повторяют действия 1мин. 10 Работа с текстом Слайд 17 Обсуждение рассказа
Выразительное чтение (выборочно по абзацам) - диалог мальчиков, последний абзац. (анализ) 5 мин. Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л).
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
11 Обобщение изученного, выводы. Слайд 18 Тест Самоанализ, взаимопроверка (Лестница успеха) 3 мин. 12 Выбор пословицы. Слайд 19 Соотнесите содержание рассказа и пословицы Выбирают 1мин. 13. Работа с текстом. Слайд 20
Сравнение текстов: художественного и научного (прочитанного и на с.155) Сравнение текстов 5 мин. 14 Рефлексия, выставление отметок Слайд
21
- Подведём итог.
Учитель: Действительно ли рассказ был страшным?
Учитель: А как вы думаете, зачем автор так назвал свой рассказ?
Учитель: Какое название рассказа придумали бы вы?
Учитель: О чем М.Пришвин заставляет задуматься маленьких читателей своего рассказа?
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ: А может писатель быть и художником к своим рассказам?
Учитель: Найдите иллюстрацию к нашему сегодняшнему рассказу. Как вы думаете, кто ее автор?
Ученики: М.М.Пришвин
Учитель: А может писатель быть и художником к своим рассказам?
Ученики: Может. Ученики: Нет
Ученики: Чтобы читателям было страшно. Чтобы посмеяться над мальчиками.
Ученики: «Случай с мальчиками»
«История с ёжиком»
Ученики: Чтобы не бояться. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. 3 мин. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р)
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).
Слайд
22
Учитель: Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и выберите соответствующую надпись на слайде.
1) Я сегодня доволен своей работой
2)Я сегодня на уроке не всё понял
3)Сегодня на уроке мне многое было непонятно
Учитель: Закончить урок мне хочется словами Михаила Пришвина:
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»
Самооценка - смайлики 15 Домашнее задание
Слайд 23,24 Ученики: Еще раз прочитать рассказ с.136-138, составить 2-3 вопроса, подготовить рассказ о еже.
Делают запись в дневниках. 2 мин. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л).