Урок литературного чтения по теме: Е. И. Чарушин Страшный рассказ (2 класс)
Муниципальное КАЗЕННОЕ общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения
Тема: Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». УМК «Школа России»
Класс: 2
Учитель: Киселёва Татьяна Ивановна I квалификационная категория.
Дата проведения: 02. 12. 2016г
2016г
Тема
Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».
Цели
Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения анализировать и прогнозировать текст; воспитанию любви и бережного отношения к животным.
Тип урока
освоение новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные : научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные:
познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой информации;
регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата;
коммуникативные: высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Личностные: владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками.
методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесный (объяснение, беседа с учащимися); наглядный (иллюстрации, демонстрация презентации); практический (работа с карточками).
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, проектор- камера, сигнальные карточки, презентация, портрет и выставка книг Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания), рисунки учащихся к рассказу «Ребята и утята». запись
песни «Не дразните собак», запись «Страшный рассказ».
Ход урока
Учащиеся под песню «Не дразните собак» входят в класс.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.
– Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека ( на доске появляется солнышко)
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка
Пересказ рассказа «Ребята и утята» от имени ребят.
А что вы нарисовали к своему рассказу?
Рассказ учащихся по своим рисункам.
-Что ж ты, еж, такой колючий?
- Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! Б. Заходер
Прочитайте жужжащим способом
Прочитайте стихотворение медленно.
Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
Прочитайте с весёлой интонацией.
Пересказывают
произведение
М. Пришвина «Ребята и утята».
Выполняют задания
III. Постановка учебной задачи
Предлагает игру «Верите ли вы» с помощью сигнальных карточек. (верю- зелёный сигнал, не верю- красный)
.что можно научиться понимать животное, его мимику и жесты?
.что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
.что человека, который пишет рассказы, называют писателем?
.что человека, который пишет картины , называют художником?
..один и тот же человек может быть и писателем и художником?
О таком человеке и пойдет речь сегодня на уроке.
Возьмите карточки голубого цвета и, работая в паре, соедините автора с его произведением, которое изучили ранее и вы узнаете тему нашего урока.
Л.Н. Толстой
“Филипок”
М.М. Пришвин
“Страшный рассказ”
И.Пивоварова
“Ребята и утята”
Е.И. Чарушин
“Жила-была собака...”
Какая тема нашего урока?
( на доске портрет Е. И. Чарушина , появляется тема урока)
- Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова?
- Познакомимся..
- Будем учиться ..
- Будем анализировать...
Сигналом показывают верят или нет
Соединяют автора с его произведением. Е. И. Чарушин и «Страшный рассказ» остаются.
Называют тему урока, с помощью опорных слов формулируют задачи.
IV. Усвоение новых знаний
1. Рассказ подготовленных учащихся я о Е. Чарушине.
2. Первичное знакомство с произведением.
3. Словарная работа
Рассказ я о Е. Чарушине. (приложение 1)
После знакомства со сведения об авторе предлагает упражнение «Дополни фразу»:
- Будущий писатель полюбил природу, потому что
- Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что...
- Художник, который рисует животных, называется
- Собаку, которая жила у Чарушиных дома звали...
Обращает внимание на то, что в библиотеке выставка, которая посвящена Е. И Чарушину и кто желает больше узнать о писателе и художнике может её посетить. В классе на уроке – тоже выставка
– Ребята, откройте учебники на с. 136.
– Прочитайте ещё раз название рассказа.
- В названии используется слово рассказ. А что такое рассказ?
– Попробуйте предположить, о чём будет рассказ? ( высказывают свои предположения)
Послушайте рассказ в исполнении самого Евгения Ивановича Чарушина.
– Чьё же предположение оказалось более точным?
-Действительно ли рассказ страшный?
А как бы вы озаглавили это произведение?
- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”?
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом
Лиля и Лиза рассказывают о Чарушине, остальные внимательно слушают.
Дополняют фразы, используя сведения об авторе
Слушают учителя
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Слушают запись рассказа, следят по учебнику.
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
.
Дают толкование слов
Физминутка
Ходит ёж в саду по травке, ( шагают)
Натыкает на булавки (пальчиками по груди)
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдёт, (наклоны вперёд, собирают плоды)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.( шагают)
Выполняют движения по тексту
V. Закрепление знаний и способов действий
1. Анализ художественного произведения.
2. Работа с текстом. Выборочное чтение и чтение по ролям.
3.Творческая работа.
Предлагает прочитать рассказ
– Понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа?
- Сейчас ребята нас познакомят с ежами.
- Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?
- Где находилась дача? Прочитайте.
- Что напугало детей? Найдите эти строки.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.
А что такое диалог?
– Прочитайте диалог по ролям в группах.
– А теперь мы послушаем, какая группа смогла лучше передать ощущения ребят.
- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?
– Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.
- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.
Составление рассказов
Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы и составьте рассказ.
Читают рассказ
Выполняют задания. Называют героев рассказа
Подготовленные учащиеся рассказывают о ежах
( приложение2), показывают презентацию.
Находят в рассказе строки и зачитывают их.
Отвечают на вопрос
В группах читают диалог по ролям
Называют лучшую группу чтецов
Находят ответ на вопрос и зачитывают его
В паре задают вопросы и составляют рассказ
VI. Итоги урока.
Рефлексия
- Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
Возьмите карточку жёлтого цвета, выполните тест
Если высказывание, верно, то поставь +, а если нет, то -.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето?
- Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?
- Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
( опорные слова на доске)
- Оцените свою деятельность на уроке.
О природе писали многие писатели. Рассмотрите выставку, она вам поможет в выборе книги для чтения.
– Закончить урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина: «Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину»
Отвечают на вопросы, ставят + или -, выполняют взаимопроверку и проверку по эталону.
Отвечают на вопросы, вспоминают задачи урока и высказывают своё мнение.
Заполняют оценочный лист ( приложение 3), высказывают своё мнение по оценке своей деятельности на уроке.
Домашнее задание
по выбору ( приложение 4)
Рассматривают карточку, выбирают задание, задают уточняющие вопросы
Приложение 1
Рассказ о Е. И. Чарушине
Много лет назад в старинном городе Вятке, ныне г. Киров, жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вел дружбу с трехногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал с интересом. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш, кисть и рисовал. Особенно хорошо он рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.
Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
После окончания Ленинградской Академии Художеств он познакомился с Самуилом Маршаком, Виталием Бианки, Борисом Житковым и иллюстрировал их книги.
В 1930 году вышел первый его рассказ, который назывался «Щур». Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Евгений Иванович хорошо владел словом, карандашом и кистью.
Приложение 2
Рассказ о ежах
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Обитают ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок подставляя нападающему хищнику свою колючую спину и нападающие хищники оставляют ежа в покое.
Ёж приносит пользу, уничтожая таких вредителей леса, как гусеницы, хрущи и их личинки (хрущи- это жуки, которые питаются листьями, цветками и плодами, а личинки подгрызают корни растений), поедая мышевидных грызунов и ядовитых насекомых.
К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку, находя себе убежище в густых кустах, углублениях почвы, засыпанных опавшей листвой.
Приложение 3
Оценочный лист
работал на уроке активно
да, нет
давал полные и правильные ответы на вопросы
да, нет
не допускал ошибок при чтении
да, нет
помогал товарищу
да, нет
использовал для ответа знания, полученные на других уроках
да, нет
я ставлю себе за урок оценку
5, 4, 3, 2
Приложение 4
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выбери сам домашнее задание
1. Выразительное чтение, вопросы, с. 138
2. Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то прочитаете рассказы о ежах.
3. Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
4. Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;
5. Найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.
Синквейн
Ёжик
Колючий, красивый.
Пыхтит, шуршит, шлёпает.
Ёжик любит молоко.
Хищник