Разработка урока по химии на тему Закон сохранения массы вещества


Тема урока: Закон сохранения массы веществ.
Тип урока: комбинированный
Цель: Показать количественную сторону химических реакций, значение закона сохранения массы веществ, роль М.В.Ломоносова в открытии этого закона.
Задачи:
Научить составлять химические уравнения, пользуясь законом сохранения массы веществ.
Дать понятие индекса и коэффициента.
1.Проверка и закрепление ранее полученных знаний:
1) Тематический диктант
а) Распространение запаха духов;
б) Ржавление железа;
в) Испарение воды;
г) Получение сахарной пудры из кристаллов сахара;
д) Гниение растительных остатков;
е) Почернение серебряных изделий.
Проверьте себя:
Примеры химических явлений:
а) ржавление железа;
б) гниение растительных остатков;
в) почернение серебряных изделий.
Запомните: химические явления называют также химическими реакциями
Ответьте на вопрос: как вы определили, что данные явления - химические?
2.Изучение нового материала:
) Решение проблемной задачи урока в процессе изучения текстового материала и иллюстраций опытов учебника


Объяснение учителем основного понятия «химическое уравнение» с использованием алгоритма составления уравнения химической реакции:

- запишите формулы исходных веществ, соединив их знаком «+» (левая часть уравнения;
- поставьте стрелку;
- запишите после стрелки формулы продуктов реакции (это правая часть уравнения);
- расставьте коэффициенты так, чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения были равны);
- замените стрелку знаком равенства.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ
2 Н2О → 2Н2 + О2Лавуазье (1789)
4Н + 2О → 4Н + 2О
М.В.Ломоносов (1756)
4 • 1 + 2 • 16 = 4 • 1 + 2 • 16
36 =36
m1 = m2 + m3

- Пишем уравнения ХР - Решаем задачи по уравнениям ХРОбъяснение учителем понятий «индекс» и «коэффициент» в химическом уравнен
3.Закрепление знаний:
Индивидуальная работа с дидактическим материалом по отработке умений составлять химические уравнения
Сульфат натрия + хлорид бария → хлорид натрия + сульфат бария
Азот + кислород → оксид азота (V)
Алюминий + … → бромид алюминия (III)
… + … → фосфид цинка (II)
Расставьте коэффициенты в схемах реакций. В каком уравнении сумма коэффициентов равна 7
Д.з. параграф 14, вопросы 1-3 (стр.47)