Аттестационная работа Влияние скоростно-силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………2
§1. Исследование проблемы влияния скоростно-силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы……..9
1.1.​ Модернизация системы физкультурно-спортивного воспитания….9
1.2. Формы организации и планирование образовательного процесса…12
1.3.Компетентностный подход в формировании культуры движений учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности ….15
Вывод по 1 параграфу………………………………………………………..15
§2. Экспериментальное обоснование влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы……..…………………………………..………………………………19
2.1. Описание эксперимента……..…...…………………………………………19
2.2. Результаты эксперимента.………………………………………………….35
Вывод по второму параграфу………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……………...……...43
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ
 Актуальность. Современный этап развития культуры характеризуется преодолением узкоспециализированного изучения культурных явлений, связан с их системным рассмотрением, обращением к человеку, который в трудах по человековедению все чаще начинает рассматриваться как целостность и многомерность, как интегративная система (П.М. Китаев, 1997). [8] Эти взгляды находят все большее отражение и применительно к физической культуре.
В соответствии с новыми социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в общеобразовательной школе является содействие всестороннему, гармоническому развитию личности. Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики. [18]
В сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того – определяется ими. Фактически физическая культура – та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом – через сознательно окультуренную двигательную деятельность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения многообразных

потребностей человека, его саморазвития, самоактуализации, самопознания и самосовершенствования (Ю.М. Николаев, 1999).
Важность формирования культуры движений в школьном возрасте подчеркивали многие ученые: В.К. Бальсевич (1996); С.Д. Неверкович, С.П. Киршев, Е.А. Земсков (1997); А.А. Чунаев (1999) и др.
Многие специалисты считают, что красоту тела и культуру движений в младшем школьном возрасте формирует гимнастика. Данный возраст благоприятен для развития гибкости и освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений (Бенджамин Лоу, 1984; В.М. Смолевский, А.И. Селезнев, 1994; Н.К. Меньшиков, 1998; Л.П. Сербина, 2000; В.К. Бальсевич, 2001). [22]
Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых во многом способствует успешной трудовой деятельности человека, и играют большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта, особенно в игровых, а также влияют на формирование способности к высокой степени концентраций усилий в разных фазах бега на скорость, в прыжках и метаниях, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, силовую выносливость, вырабатывают точность движений, воспитывают решительность, смелость и улучшают в целом жизнедеятельность организма человека. Известно, что для развития скоростно-силовых способностей благоприятен средний школьный возраст. А как в данном возрасте на формирование культуры движений будут влиять скоростно-силовые упражнения?
Цель исследования. Экспериментальное обоснование влияния скоростно–силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы.
В соответствии с целью были сформулированы задачи:
- теоретически обосновать эффективность влияния скоростно-силовых упражнений на формирование культуры движений школьника основной школы;
-разработать тесты для формирования культуры движений учащихся основной школы.
-экспериментально доказать эффективность влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры учащихся основной школы .Объект исследования. Физическое воспитание на уроках физической культуры учащихся основной школы, направленное на развитие скоростно-силовых способностей.
Предмет исследования. Влияние скоростно-силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы.
Методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Метод бесед.
Педагогическое наблюдение.
Контрольные испытания (тесты).
Педагогический эксперимент.
Метод математического анализа [20].
§1. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой
a.​ Модернизация системы физкультурно-спортивного воспитания
В настоящее время в Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта особое внимание стало уделяться необходимости модернизации системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях всех уровней.
Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия), основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.К основным целевым ориентирам стратегии относятся:
-увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом (к 2015 году – до 60 процентов, к 2020 году – до 80 процентов);
-достижение объема недельной двигательной активности населения (к 2015 году - от 6 до 8 часов при не менее чем 2 - 3-разовых занятиях и к 2020 году - 6 - 12 часов при не менее чем 3 - 4-разовых занятиях в зависимости от возрастных и других особенностей граждан).
В рамках реализации Стратегии Минобрнауки России и Минспорт туризмом России определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях, основными из которых являются:
-внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся;
-сохранение обязательной формы физкультурного образования для обучающихся - урока физической культуры в объеме не менее 3 часов в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
-совершенствование преподавания физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации путем модернизации образовательных программ, внедрения новейших методик в этой области, повышения квалификации преподавателей;
-увеличение объема физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в образовательных учреждениях во внеучебное время;
-совершенствование  системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся;
-оснащение общеобразовательных учреждений необходимым спортивным инвентарем и оборудованием.
При разработке содержания ФГОС особое внимание уделено повышению интереса и привлекательности, развития мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Впервые в ФГОС общего образования предусмотрена организация и определено количество часов для внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности, и формы для ее реализации (секции, клубы школьного спорта, физкультурные и спортивные мероприятия и др.).
В соответствии с пунктом 4 поручения Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № АЖ-П12-10-пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано предусмотреть использование физкультурно-оздоровительных комплексов в качестве межшкольных центров по проведению уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы. [17]
Для этого:
- осуществляется мониторинг эффективности использования спортивных объектов;
- создаются реестры спортивных объектов;
- разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие использование спортивных объектов в качестве межшкольных центров для предоставления физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг обучающимся общеобразовательных учреждений;
- разрабатываются Регламенты использования спортивных объектов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, определяющий порядок предоставления на безвозмездной основе времени для проведения уроков физической культуры, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
- разрабатываются типовые договоры (соглашения) между спортивными объектами, находящимися в ведении муниципальных органов власти, и общеобразовательными учреждениями, регулирующие взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления расписания занятий на спортивных объектах, определения ответственных лиц за проведение уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий и других физкультурно-спортивных мероприятий (см. приложение).
- определяется перечень категорий обучающихся, которым предоставляются спортивные объекты в свободное от платных мероприятий и тренировок время для проведения уроков физической культуры, учебно-тренировочных занятий, физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг на безвозмездных и льготных условиях.
- разрабатываются критерии оценки эффективности использования спортивных объектов с учетом применения механизма льготного посещения спортивных сооружений отдельными категориями населения (дети, обучающиеся, студенты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие категории).
1.2. Формы организации и планирование образовательного процесса
 Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.      В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических разработок учителя. Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготовительную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее разработанному им или учителем плану).      Во-вторых, в основной части урока выделяют, соответственно, образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20 мин.      Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.      Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента.      Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится для решения какой-либо одной задачи.      В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5—7 мин.      Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (в разделе спортивные игры, такой вид как волейболвключает разнообразные двигательные действия, в которых более важное место занимают и скоростно-силовые упражнения). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).      В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:      — планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.      После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота — сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности) — выносливость (общая и специальная).      Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.  Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительными особенностями целевых уроков являются: - обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7—9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
1.3. Компетентностный подход в формировании культуры движений учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии физических и духовных сил.
На уроках физической культуры важнейшая задача, состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для гармоничного развития индивидуальности каждого ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.
Воспитание направленности школьников на культуру движений, ихподготовленность к сохранению здоровья формируется на основе образовательных компетенций:
1.​ Учебно-познавательная
1.​ Ценностно-смысловая
1.​ Общекультурная
1.​  Информационная
1.​  Коммуникативная
1.​ Личностная
Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта.
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
- воспитание положительных качеств личности норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Компетентностный подход в формировании культуры движений учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности строится в системе урочной, методической, внеклассной, и мониторинговой деятельности.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Работая с детьми, нужно включать в содержание урока:
​ спортивные игры,
​ подвижные игры,
​ легкоатлетические эстафеты
На уроке используются различные командные виды спорта. Регулярное и правильное выполнение скоростно - силовых упражнений, которые способствуют формированию хорошей осанки, активизируют жизненные процессы.
Метапредметные результаты заключаются в видении красоты движения, выделении и обосновании эстетических признаков в движениях и передвижениях человека.
С целью популяризации занятий физической культурой и спортом среди подрастающего поколения, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирования культуры движений используются внеурочные формы работы.
В течение нескольких лет ведется секция по волейболу, в которой занимаются дети разного возраста. Занятия в разновозрастных группах способствуют самореализации, самоутверждению, взрослению, как младших подростков, так и старших. Занятия по волейболу содействует правильному физическому развитию, приобретению необходимых теоретических знаний, овладению основными приемами техники и тактики игры, воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувства дружбы и коллективизма, прививает ученикам навыки ЗОЖ.
Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Компетентность в формировании культуры движений школьников проявляется в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение).
Вывод по 1 параграфу
Изучение литературных источников и  анализ педагогического опыта свидетельствует о следующем:
1. Скоростно – силовые качества содействуют гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни, соблюдение правил личной гигиены являются основополагающими направлениями в процессе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
2. Укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым создает новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития, требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.
3. Систематические занятия скоростно – силовыми упражнениями способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость.
 
§ 2. Экспериментальное обоснование влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы
2.1. Описание эксперимента
На основе изучения научно-методической литературы [3; 4; 6; 8; 14; 17; 18; 21; 23; 24 и др.] и собственного опыта была разработана программа развития и поддержания уровня скоростно – силовых качеств учащихся основной школы.Отличительными особенностями влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся основной школы стали: занятия по спортивным играм, которые носят интегральный характер и в сочетании с технико-тактической подготовкой проводилась специально-физическая, направленная на развитие скоростно – силовых качеств.
В основу исследования были положены взаимосвязанные и взаимообусловленные методические положения о тренировочном npoцecce.
Общий объем нагрузки характеризовался следующими компонентами: а) суммой прыжков в прыжковых упражнениях; б) количеством метров - в беге на скорость; в) суммарным весом отягощений, поднятых в серии, и количеством серий при развитии силовых способностей.
Интенсивность нагрузки определялась количеством прыжков за единицу времени, количеством пробегаемых отрезков за единицу времени, количеством повторений в серии. Контроль за воздействием нагрузки осуществляется по ЧСС: работа в диапазоне ЧСС от 140 до 180 уд/мин в зависимости от поддерживающего или развивающего характера задач, соответствующих индивидуальным особенностям учащегося.
Количество повторений в серии зависело от состояния физических кондиций, игрового амплуа учащегося (6-8).
Количество серий: в начале и конце занятия по 2-3 серии на три вида подготовки из пяти: быстрота, скоростно-силовые качества, силовые качества, выносливость, подвижность в суставах и расслабление.
Очередность выполнения упражнений: в начале занятия - на быстроту, затем скоростно-силовые (в основном прыжковые); в конце - силовые, затем скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые) и в завершение упражнения на подвижность в суставах и расслабление; либо в начале
тренировки: силовые, затем специальная выносливость и в завершение упражнения на подвижность в суставах и расслабление.
Интервалы отдыха между упражнениями - 15 до 30 с, между сериями - от 45 с до 1 мин.Основные методы выполнения упражнений - повторный, круговой, игровой, соревновательный. За основу прыжковой тренировки нами были взяты положения Плайометрии. Одним из важнейших факторов Плайометрии является эластичность мышц и сухожилий.
Хорошая эластичность мышц позволяет выполнять игровые движения с большей мощью. Так, например, при выполнении серийных прыжков при приземлении мышцы сначала быстро сокращаются, а затем, используя собственную эластичность и дополнительное сокращение, выталкивают вас вверх.
Таким образом, чем лучше эластичность мышц, тем большую мощь они производят. В связи с этим чтобы улучшить вертикальный прыжок необходимо сначала укрепить определенные мышцы, участвующие в работе, – икроножные мышцы, бицепсы бедра, ягодицы, квадрицепс и плечи. Также очень важна сила мышц спины и брюшного пресса.
Занятия Плайометрией предусматривают выполнение целого комплекса упражнений, начиная с развития абсолютной силы мышц и выполнения программ по растягиванию как в целях улучшения эластичности мышц, так и в целях подготовки к тренировке.
Плайометрические упражнения являются важным видом тренировки, поскольку, повторяя все основные волейбольные движения, вырабатывают правильную технику, а так же тренируют нейромышечную систему.
Прыжковые упражнения планировались на начало тренировки, так как в противном случае утомление мышц вызовет отрицательный эффект.
Все упражнения нашей методики были разделены по индексу сложности:
- Низкая интенсивность (ИН);
- Средняя интенсивность (ИС);
- Высокая интенсивность (ИВ).
При выполнении прыжковых упражнений обращалось внимание на скорость прыжка, а не на его высоту.
Основу прыжковой подготовки составили четыре блока.
БЛОК 1. Упражнения прыжки на месте
1. Подскоки на месте с двух ног: ИН
Выполнение: В положении стоя на полу:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть вертикально вверх с двух ног, за счет работы голеностопов.
– Приземлившись, выпрыгнуть снова.
– Продолжить выполнение.
Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках распрямлять голеностопный сустав максимально, насколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Для прыжков можно использовать скакалку.
2. Подскоки (Из стороны в сторону): ИН
Выполнение: В положении стоя на полу:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног максимально вверх и в сторону, за счет работы голеностопных суставов.
– Приземлившись, выпрыгнуть в другую сторону.
– Продолжить выполнение.
Примечание: Выполнять прыжки только за счет работы голеностопных суставов. При прыжках распрямляйте голеностопный сустав максимально, насколько это возможно. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.
3. «Твист» (Развороты из стороны в сторону): ИН
Выполнение: В положении стоя на полу:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Слегка подпрыгнув с двух ног вверх повернуть нижнюю часть тела в одну сторону. · Приземлившись, выпрыгнуть обратно в стартовую позицию.
– Приземлившись, тот час же выпрыгнуть и развернуть нижнюю часть тела в другую сторону.
– Прыжком вернуться в исходное положение.
– Продолжить выполнение.
Примечание: При выполнении прыжков верхняя часть тела не должна вращаться. Приземление должно быть мягким, пятки не должны касаться пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.
4. Выпрыгивания (C места вверх до отметки): ИН
Выполнение: В положении стоя на полу около стены:
– Сделать отметку на стене.
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнув колени, мощно выпрыгнуть вверх.
– Коснуться намеченной цели.
– Приземлившись продолжить выполнение.
Примечание: Перед выпрыгиванием не подшагивайте - выпрыгивайте с места.
5. Выпрыгивания (С разножки): ИС
Выполнение: В положении стоя на полу:
– Вышагнуть вперед одной ногой.
– Не меняя положения ног выпрыгнуть максимально вверх, при этом помогая себе взмахом рук.
– Приземлившись в ту же позицию, тот час же выпрыгнуть снова.
– Продолжить выполнение.
Примечание: Выставленная вперед нога должна быть согнута в коленном и бедренном суставах на угол в 90°. При выпрыгивании спина должна быть прямой, не наклонятся вперед. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.
6. Выпрыгивания (до верхней части сетки): ИС
Выполнение: В положении стоя на полу около сетки:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнув колени, мощно выпрыгнуть вверх.
– Коснуться намеченной цели одной рукой.
– Приземлившись, тот час же выпрыгнуть и коснуться намеченной цели другой рукой.
–Продолжить выполнение каждый раз меняя руки.
Примечание: Не засиживаться на полу. Стараться выпрыгивать максимально вверх. Приземление должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались пола. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз.
БЛОК 2. Упражнения многоскоки. Этот вид упражнений включает серийные прыжки и многоскоки. Упражнения могут быть как низко интенсивными, так и нести экстремально стрессовую нагрузку. Для выполнения этих упражнений требуется достаточное пространство.
1. «ДВА ШАГА»: ИС
Выполнение: В положении стоя на полу одна нога чуть выставлена вперед:
– Выполнив один короткий шаг с любой ноги, сразу же сделать еще два шага и выпрыгнуть вверх максимально, на сколько это возможно.
– Продолжить, начав с другой ноги.
Примечание: Выполняя прыжок помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук. Каждый последующий шаг должен выполняться быстрее, чем предыдущий. Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Дистанция выполнения 30 м.
2. ПРЫЖКИ (С двух ног): ИС
Выполнение: В положении стоя на полу:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног вперед, максимально насколько это возможно. · Приземлившись, тот час же согнуть ноги и выпрыгнуть снова.
- Продолжить выполнение.
Примечание: Выполняя прыжки помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук. Не засиживаться на полу, стараться выпрыгнуть как можно быстрей. Приземление должно быть мягким. Выполнять 3-5 прыжков в серии.
3. ПРЫЖКИ (На одной ноге): ИВ
Выполнение: Стоя на полу на одной ноге:
– Выпрыгнуть с этой же ноги вверх и вперед.
– Приземлиться на ту же и тотчас же выполнить следующий прыжок с той же ноги. – Продолжать выполнение.
Примечание: Выполняя прыжки помогать себе быстрым одновременным взмахом обеих рук. Не засиживаться на полу, стараться выпрыгнуть как можно быстрей. Приземление должно быть мягким. Дистанция выполнения 10-25 м.
4. ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК (С места): ИВ
Выполнение: В положении стоя на полу на расстоянии 3-6 метров от гимнастического мата или ямы для прыжков в длину:
– Принять сбалансированное положение, ноги на ширине плеч, тело в вертикальной позиции.
– Слегка согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног вперед.
– Приземлиться на не толчковую ногу и тот час же выпрыгнуть вперед.
– Приземлиться на толчковую ногу и тот час же выпрыгнуть вперед, максимально насколько это возможно.
– Приземлиться на гимнастический мат или в яму для прыжков в длину.
Примечание: Необходимо определить необходимое расстояние до гимнастического мата или до ямы для прыжков в длину, совершив пробный прыжок. При выполнении прыжков помогать себе энергичным взмахом обеих рук. Стараться выпрыгивать как можно быстрее.
БЛОК 3. Упражнения с использованием тумбы или скамьи.
Этот вид упражнений включает одиночные и серийные запрыгивания, прыжки в глубину с выпрыгиванием вверх, боковые перемещения и запрыгивания.
Упражнения могут быть как низко интенсивными, так и нести экстремально стрессовую нагрузку.
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВЫТАЛКИВАНИЕ (С одной ноги): ИН
Выполнение: Стоя на полу перед тумбой или скамьей, поставить одну ногу на тумбу, пятка располагается у края тумбы или скамьи:
– Оттолкнуться ногой расположенной на тумбе (скамье) так высоко, насколько это возможно, распрямляя ногу в бедре, колене и голеностопном суставе.
– Приземлиться на тумбу (скамью) на ту же ногу.
– Продолжить выполнение той же ногой.
– Закончив серию поменять ногу.
Примечание: Нога, приземляющаяся на тумбу, должна коснуться поверхности долей секунды раньше, чем другая нога приземлится на пол. Выполнять взмахи двумя руками одновременно, для увеличения высоты прыжка и балансирования.
2. ПООЧЕРЕДНЫЕ ВЫТАЛКИВАНИЯ: ИН
Выполнение: Стоя на полу перед тумбой (скамьей), поставить правую ногу на тумбу (скамью), пятка располагается у края тумбы (скамьи).
– Оттолкнуться ногой расположенной на тумбе (скамье) так высоко насколько это возможно, распрямляя ногу в бедре, колене и голеностопном суставе.
– Находясь в воздухе поменять ногу.
– Приземлившись, тот час же втолкнуться, с другой ноги.
– Продолжить выполнение, чередуя ноги.
Примечание: Левая нога должна приземлиться на тумбу (скамью) долей секунды раньше, чем правая нога приземлится на пол. Выполнять взмахи двумя руками одновременно, для увеличения высоты прыжка и балансирования.
3. БОКОВЫЕ НАШАГИВАНИЯ: ИН
Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы (скамьи):
– Поставить ближнюю ногу на тумбу (скамью).
– Распрямляя ногу, расположенную на тумбе (скамье), вынести тело вверх.
– Достигнув верхней точки опуститься в исходное положение. Повторить движение.
– Выполнив серию, поменять ногу и продолжить выполнение.
Примечание: При выполнении упражнения не помогать себе ногой расположенной на полу, выносить тело вверх только за счет силы мышц ноги расположенной на тумбе.
4. ЗАПРЫГИВАНИЕ НА ТУМБУ (Руки за головой): ИС
Выполнение: Стоя на полу, ноги врозь. Отвести руки за голову:
– Запрыгнуть на тумбу (скамью). ·
– Сделав шаг назад сойти вниз.
– Продолжить выполнение.
Примечание: Приземление на тумбу (скамью) должно быть по-кошачьи мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления. Со временем вы можете усложнить упражнение, – не сходя с тумбы со скамьи, а спрыгивая вниз и выполнять упражнение непрерывно.
5. ЗАПРЫГИВАНИЕ НА ТУМБУ: ИН
Выполнение: Стоя на полу перед тумбой (скамьей), ноги на ширине плеч:
– Согнуть ноги в коленях.
– Используя одновременный взмах обеих рук, запрыгнуть на тумбу (скамью).
– Как только ноги коснутся поверхности тумбы, замереть, оставаясь на согнутых в коленях ногах.
Примечание: Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхности тумбы. Контролировать визуально место приземления.
6. ЗАПРЫГИВАНИЯ НА ТУМБУ: ИС
Выполнение: Стоя на тумбе (скамье), ноги врозь, пятки свисают с края тумбы (скамьи). Согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Спрыгнуть с тумбы (скамьи) назад.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх, в исходное положение.
– Продолжить выполнение.
Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу (скамью) должно быть по-кошачьи мягким. Пятки не должны касаться поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления.
7. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ: ИС
Выполнение: Стоя на краю тумбы, ноги на ширине плеч:
– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх. Помогая себе одновременным взмахом обеих рук
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким. Не «засиживаться» на полу, стараться выпрыгнуть как можно быстрее.
8. ВЫПРЫГИВАНИЯ ИЗ ГЛУБИНЫ (До кольца): ИС
Выполнение: Стоя у переднего края тумбы лицом к кольцу:
– Сделать шаг, спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх, коснувшись одной рукой кольца или отметки выбранной на щите.
– Приземлившись, тот час же снова выпрыгнуть вверх и коснуться выбранной отметки другой рукой.
– Повторять прыжки с чередованием рук до окончания серии.
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким. Стараться чтобы пятки не касались пола. Выполнять 3-5 выпрыгиваний. Каждый раз старайтесь коснуться выбранной отметки.
9. ВЫПРЫГИВАНИЯ ИЗ ГЛУБИНЫ (С поворотом на 180°): ИВ
Выполнение: Стоя у переднего края тумбы:
– Сделать шаг, спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх, сделав в воздухе поворот на 180°.
– Приземлиться на две ноги.
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким.
10. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ (C одной ноги): ИВ
Выполнение: Стоя у переднего края тумбы:
– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на одну ногу, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх.
– Приземлиться на ту же ногу.
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким, выпрыгнуть как можно быстрее.
11. ВЫПРЫГИВАНИЕ ИЗ ГЛУБИНЫ (С мячом): ИВ
Выполнение: Стоя у переднего края тумбы, удерживая мяч перед собой двумя руками:
– Сделав шаг спрыгнуть с тумбы на пол.
– Приземлившись на пол, на две ноги, сразу же, максимально мощно выпрыгнуть вверх и вперед, распрямляя руки и вынося мяч вверх.
Стараться коснуться щита или кольца, или пытаться забить мяч в кольцо в прыжке или сверху (если позволяет рост).
Примечание: Приземление на пол должно быть мягким.
БЛОК 4: Упражнения для улучшения работы ног (при игре в защите)
1. Боковое перемещение: ИС
Выполнение: Стоя на полу сбоку от тумбы, поставить ближнюю ногу на середину тумбы. Руки в положении готовности к игре в защите:
– Слегка оттолкнувшись от поверхности тумбы, быстро перенести вес тела поперек, к другой стороне тумбы, сохраняя центр тяжести как можно ниже.
– При приземлении обе ноги должны коснуться поверхности одновременно, т.е. на пол и на тумбу ноги должны приземлиться одновременно.
– Продолжить перемещение в противоположную сторону.
Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Необходимо визуально контролировать место приземления.
2. Боковое напрыгивание: ИС
Выполнение: Стоя на тумбе близко от края, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Спрыгнуть с тумбы в бок.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх, в исходное положение.
Примечание: Выполнять упражнение непрерывно, не делая пауз. Приземление на тумбу должно быть мягким. Стараться, чтобы пятки не касались поверхностей. Необходимо визуально контролировать место приземления.
3. Бросок в прыжке: ИВ (из глубины)
Выполнение: Партнер, с мячом занимает позицию между кольцом и тумбой.
– Стоя на полу перед тумбой лицом к кольцу.
– Немного согнуть ноги в коленях и руки в локтях.
– Выпрыгнуть с двух ног, приземлиться на тумбу и сразу же спрыгнуть вниз на другую сторону тумбы.
– Партнер должен отдать пас игроку в промежутке между началом первого прыжка и до приземления его на другой стороне тумбы.
– Коснувшись пола, тот час же мощно выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке.
Примечание: Приземление должно быть мягким, а выпрыгивание взрывным. Пока партнер подбирает мяч, игрок снова занимает позицию.
БЛОК 5 Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 
- сидя на полу, ноги прямые вместе, руки перед собой согнуты в локтях. Выполняем подъемы корпуса из позиции лежа. Количество повторений от 30 до 50 раз. . - лежа на спине, руки за голову в «замок», ноги прямые, подняты вверх. Опускаем ноги вниз не касаясь пола.  - лежа на боку, руки вдоль корпуса, ноги прямые. Поднимаем корпус и ноги одновременно.  - лежа на спине, руки за голову прямые. Поднимаем рывком корпус и ноги одновременно («склепка»). - лежа на спине, руки за голову в «замок», ноги разведены на максимальную ширину. Выполняем подъем корпуса  - лежа на спине, руки за голову, прямые. Поднимание рывком ног и корпуса в сед углом с попеременными поворотами корпуса вправо-влево. - лежа на спине, руки за головой в «замок», одна нога согнута, вторая прямая. Наносим попеременно удары ногами под углом 30-60 градусов, «велосипед».  - лежа на спине, руки за головой в «замок», ноги находятся в положении бокового удара в прыжке (тоби ёко гери). Попеременно бьем удар ногой в сторону. - лежа на спине, руки перед собой, одна нога согнута у живота. Попеременно бьем удар коленом.
Количество повторений от 10 до 30 раз за занятие. Дыхание во время выполнения упражнений: лежа - вдох, в конце упражнения - выдох (сидя). Комплекс может быть сокращен до упр. №1,2,3,4,6 для начинающих.
2. Упражнений для укрепления мышц, закрывающих солнечное сплетение
-лежа на спине, руки в «замок» за головой, ноги прямые,сжаты вместе, носки на себя. Выполнение упражнения: проводим подъем корпуса под углом 30 градусов, отрывая от пола верхнюю часть туловища, включая лопатки, выполняем с максимальной скоростью от 30 до50 раз. - то же, руки в «замок» за головой, ноги разведены в стороны под углом 90 градусов. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги согнуты в коленях. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги «по-турецки». Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги согнуты в коленях, держим их на весу. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги согнуты в коленях и разведены в стороны. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги прямые вместе, держим их над полом не выше 30 сантиметров. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги прямые разведены в стороны под углом 90 градусов, держим на весу. Выполнение: см. упр. 1. - то же, руки в «замок» за головой, ноги прямые, держим вместе. Подъем корпуса с поворотами влево вправо. - то же, руки в «замок» за головой, ноги прямые, держим вместе над полом. Подъем корпуса с поворотами влево вправо.
Комплекс может быть упрощен для детей и начинающих, выполняются упражнения № 1,3,4,5,7,9.
3. Статические упражнения для выработки умения держать пресс напряженным в течение длительного времени)- сидя на полу, ноги подняты под углом 45 градусов, бьем прямой удар кулаком поочередно правой и левой рукой. Количество повторений от 10 до 50 раз. - то же, бьем поочередно левой и правой ногой прямой удар пяткой. - то же, бьем двойной удар руками вперед (моротэ-цуки). - то же, бьем двойной удар двумя ногами. - то же, бьем одновременно двумя руками и двумя ногами. - то же, бьем одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой. - то же, бьем разноименные удары правой рукой и левой ногой и наоборот. - то же, рисуем ногами круги. - то же, выполняем повороты корпуса влево вправо. - то же, бьем прямой удар кулаком влево вправо. - то же, руки согнуты в локтях и находятся перед корпусом, удерживаем позицию на статику от 30 секунд до 5 минут.
Все упражнения повторяются от 10 до 50 раз в зависимости от возраста и уровня подготовки занимающихся.
БЛОК 6 Упражнения для укрепления мышц спины
Упражнения для укрепления мышц спины влияют на правильность осанки, их называют еще выпрямляющими упражнениями. Упражнения для спины имеют большое значение для женщин с сидячей работой. Эти упражнения повышают одновременно и подвижность позвоночника, укрепляя мышцы спины, они также предупреждают возникновение дегенеративных изменений и межпозвонковых дисках.
Во время упражнений на спину следите за тем, чтобы позвоночник как можно больше нагружался, чтобы укреплялись ослабевшие мышцы спины, а затвердевшие - расслаблялись.
Наиболее эффективны для спины упражнения с большой нагрузкой, усложненные, при которых наклоны чередуются с поворотами туловища, затем выпрямляющие положения рук, при которых лопатки сводятся вместе, а также прямые наклоны вперед, назад, в стороны, при которых тренируются мышцы, прикрепляющиеся к позвоночнику.Регулярное и постепенное укрепление мышц спины поможет улучшить осанку. Когда будете включать упражнения для укрепления мышц спины в свой комплекс упражнений, помните, что именно они в первую очередь улучшают ваш внешний вид.
-сидя со скрещенными ногами, согнуть руки, ладони положить на плечи. Поднять руки вверх, делать махи руками вперед, назад, затем - глубокий наклон вперед, коснуться предплечьями пола.
-встать на колени, правую руку поднять вверх, левую отвести в сторону. Делать круговые движения назад. Поменять руки.
-сидя, ноги врозь, согнуть руки перед грудью, сделать мах руками назад, руки в исходное положение, ладони повернуть вверх, сделать мах назад, затем глубокий наклон вперед, коснуться руками пола.
-стоя, подтянуться на носках, руки вверх, втянуть живот, постепенно наклониться вперед (т. е. сначала нагибается шейный, затем грудной и, наконец, поясничный отдел позвоночника), руками взяться за голеностопы и подтянуть туловище к бедрам, затем, разгибая позвоночник, вернуться в исходное положение.-стоя, ноги на ширине плеч, согнуть руки и положить ладони на плечи. Повернуть туловище вправо, отвести правую руку назад повыше, ладонью вверх, сделать мах правой рукой назад, повернуться в исходное положение. То же проделать в другую сторону.
-стоя, ноги вместе, согнуть руки и положить ладони на плечи. Сделать наклон вперед с прогибом, руки вытянуть вперед, сделать махи руками, глубокий наклон вперед, опустить расслабленные руки, постепенно выпрямиться, согнуть руки, положить ладони на плечи.
-стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища, присесть, сделать глубокий наклон вперед, мах руками назад, с присестом, наклон вперед с прогибом, руки вытянуть вперед.
-стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища, сделать глубокий наклон вперед, руки свободно опустить вниз, мах руками в наклоне, руками коснуться пола как можно дальше за собой, глубокий наклон, руки вытянуть вперед, коснуться ими пола как можно дальше впереди себя.
-встать на колени, наклониться вперед с вытянутыми руками и упереться в пол (руки и туловище на одной линии), толчком развести руки, мах в наклоне, толчком вернуть руки назад, мах в наклоне.
-встать на колени, наклониться вперед с вытянутыми руками и упереться ими в пол (руки и туловище на одной линии). Перебирать руками влево с махами в наклоне (ноги все время на одном месте), перебирать руками назад с махами в наклоне. То же проделать в обратную сторону.
-встать на колени с упором на вытянутые руки, поднять таз, выпрямить ноги (ноги и руки на месте, массу тела перенести назад, стопы от пола не отрывать), мах в наклоне и опять встать на колени.
-лежа на животе, руки вытянуть вперед, ладони на полу, прогнуть туловище назад, согнуть руки и положить на затылок, вытянуть руки вперед, в исходное положение.
-лежа на животе, руки согнуть перед собой, соединить перед лбом, предплечья внутрь. Поднять ноги от пола, делать поочередные махи ногами вверх, вниз (пальцы ног вытянуты), опустить ноги на пол.
-лежа на спине, ноги в коленях согнуты, руки вдоль туловища, поднять таз над полом (туловище и бедра на одной линии), опустить таз.
-сидя, ноги вместе, согнуть левую ногу и прижать ее обеими руками к животу, отвести руки назад, ладони повернуты вверх, сделать мах обеими руками назад (нога во время маха остается согнутой), глубокий наклон вперед, выдох и коснуться руками носка правой ноги. То же проделать левой.
2.2. Результаты эксперимента
Эффективность экспериментальной методики выявлялась в ходе педагогического эксперимента. Эксперимент проводился в 8-9 классе в МОУ «Павелецкая СОШ № 1». В эксперименте принимали участие дети, которые уроки физической культуры не пропускали (табл.1, 2). Для определения уровня скоростно –силовых качеств было проведено 3 тестирования в качестве контрольных упражнений были определены:
1. прыжки в длину с места
2. прыжки в высоту с разбега
3. прыжки в длину с разбега
4. прыжки в высоту с места
5. силовая выносливость мышц спины кол – во раз
6. силовая выносливость брюшного пресса кол – во раз
Таблица 1.
Динамика показателей различных прыжков учащихся контрольной группы
Фамилия Прыжки в длину (см) Прыжки в высоту (см)
с места с разбега с места с разбега
Исх. срез Итог. срез Исх. срез Итог.
срез Исх. срез Итог.
срез Исх. срез Итог.
срез
Шутихина Лилия 170 172 277 278 27 28 100 103
Зубкова Юлия 197 199 365 367 34 36 115 117
Самохина Татьяна 199 202 357 360 32 34 123 125
Клишина Диана 180 181 310 312 30 31 119 120
Устименко Ангелина 147 148 318 320 29 31 118 120
Арбузова Анастасия 185 185 330 333 33 34 118 120
Карпова Анастасия 210 213 407 410 37 40 127 130
Душечкина Виктория 187 188 305 307 31 36 105 107
Х ср 184,4 186,0 333,6 335,9 31,6 33,8 115,6 117,8
σ 22,11 22,81 45,61 46,32 3,51 4,21 9,47 9,47
m 8,50 8,77 17,54 17,81 1,35 1,62 3,64 3,64
Таблица 2.
Динамика показателей различных прыжков учащихся экспериментальной группы
Фамилия Имя Прыжки в длину (см) Прыжки в высоту (см)
с места с разбега с места с разбега
Исх. срез Итог. срез Исх. срез Итог.
срез Исх. срез Итог.
срез Исх. срез Итог.
срез
Тулина Татьяна 172 200 270 330 35 38 95 129
Поникарчик Екатерина 199 200 360 365 35 36 109 120
Козырева Наталья 202 180 353 365 30 35 120 110
Красникова Кристина 181 216 310 400 32 36 117 130
Иевлева Анастасия 148 212 315 409 34 38 117 135
Шишкина Наталья 185 189 330 365 29 32 117 120
Матвеева Валерия 213 178 405 410 28 33 126 123
Кривохижа Мария 188 183 303 320 31 37 105 128
Х ср 186,0 194,8 330,8 370,5 31,8 35,6 113,3 124,4
σ 22,81 13,33 47,37 31,58 2,46 2,11 10,88 8,77
m 8,77 5,13 18,22 12,15 0,94 0,81 4,18 3,37
Таблица 3
Динамика показателей силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса учащихся контрольной группы
Фамилия силовая выносливость мышц спины (кол – во раз) силовая выносливость брюшного пресса (кол – во раз)
Исх. срез
Итог.
срез Исх. срез
Итог.
срез
Шутихина Лилия 15 17 16 18
Зубкова Юлия 14 16 14 16
Самохина Татьяна 16 17 15 17
Клишина Диана 15 16 13 14
Устименко Ангелина 16 18 15 17
Арбузова Анастасия 14 16 14 18
Карпова Анастасия 15 17 13 14
Душечкина Виктория 14 16 14 16
Х ср 119 133 114 130
Таблица 4.
Динамика показателей силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса учащихся экспериментальной группы
Фамилия Имя силовая выносливость мышц спины (кол – во раз) силовая выносливость мыщц брюшного пресса (кол – во раз)
Исх. срез
Итог.
срез Исх. срез
Итог.
срез
Тулина Татьяна 19 22 22 24
Поникарчик Екатерина 20 23 24 25
Козырева Наталья 18 21 23 25
Красникова Кристина 19 21 26 27
Иевлева Анастасия 21 23 25 27
Шишкина Наталья 17 20 22 23
Матвеева Валерия 18 20 22 27
Кривохижа Мария 17 19 25 27
Х ср 149 169 189 205
Анализ данных, полученных в результате проведённого эксперимента по 6 показателям скоростно силовые качества учащихся, показал, что результаты у учащихся возросли, как в контрольной группе, так и в экспериментальной. Потому что ученики систематически занимались, добросовестно и ответственно относились к физическим упражнениям. За весь обучаемый процесс учащиеся не болели, находились в хорошем эмоциональном и физическом состоянии. На уроки приходили с хорошим настроем. И желанием заниматься. И всё это комплексно привело к результативности. Контрольная группа занималась по традиционной методике проведения урока физической культуры (раздел спортивных игр) (табл.1,2). В экспериментальной группе показатели выше. Однако, сделав расчет достоверности различий по t-критерию Стьюдента (табл.3) выявили, что достоверного сдвига пока не произошло. Это можно объяснить тем, что педагогический эксперимент длился только 1,5 месяца, за это время прошло 18 уроков. Вероятно, этого времени недостаточно, для того, чтобы сдвиг был достоверным. Данный эксперимент можно продолжить, чтобы определить эффективность предлагаемой методики по развитию скоростно – силовых качеств.
Таблица 5.
Сравнительные результаты скоростно – силовых качеств
учащихся основной школы
Контрольные упражнения Эксп. группа Контр. группа t0,05
(2,15)
_
Х σ m _
Х σ m Прыжок в длину с места (см) 186 22,8 8,77 194,8 13,33 5,13 0,86
Прыжок в длину с разбега (см) 335,9 46,32 17,81 370 31,58 12,15 1,58
Прыжок в высоту с места (см) 33,8 4,21 1,62 35,6 2,11 0,81 0,99
Прыжок в высоту с разбега (см) 117,8 9,47 3,64 124,4 8,77 3,37 1,33
Таблица 6.
Сравнительные результаты силовой выносливости мышц спины и мышц брюшного пресса учащихся контрольной и экспериментальной групп
Контрольные упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа
силовая выносливость мышц спины 169 133
силовой выносливости мышц брюшного пресса 205 130
Сравнительные результаты прыжков в длину с места
учащихся

Сравнительные результаты прыжков в длину с разбега
учащихся

Сравнительные результаты прыжков в высоту с места
учащихся

Сравнительные результаты прыжков в длину с разбега
учащихся

Сравнительные результаты силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса учащихся контрольной и экспериментальной групп

Сравнительные результаты силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса учащихся контрольной и экспериментальной групп

Вывод по 2 параграфу
Результаты исследований позволяют констатировать более высокий прирост скоростно – силовых качеств в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой. По всем шести тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение в тесте 1 на 12,8см., в тесте 2 на 39,7см, в тесте 3 на 3,8см., в тесте 4 на 11,1см., в тесте 5 на 20 раз, в тесте 6 на 26 раз
Особенно хотелось бы обратить на результаты тестов 1 и 2, 5 и 6 которые больше отражают динамику скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений. По сравнению с тестами 3 и 4, мы наблюдаем в приведенных тестах более значимое улучшение соответственно на 3,8 см. и 11,1 см. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика влияния скоростно – силовых упражнений не отражала специфики культуры движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показали, что специфическими особенностями скоростно – силовых упражнений являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой.
В соответствии с целью работы, скоростно – силовые упражнения являются одним из важнейших физических качеств на формирование культуры движений учащихся и характеризует способность максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях, сохранять правильную осанку, грацию, пластичность, двигательно – координационные качества.
Многими авторами подчеркивается, что именно средний возраст более благоприятен для формирования культуры движений, через скоростно – силовые упражнения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.
Решение первой задачи потребовало, изучения теоретического и практического состояния проблемы влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений учащихся по данным литературно-документационных источников выявили, что основным звеном следует считать прыжковые упражнения. Основные требования при воспитании скоростно – силовых качеств предъявляются к работе нервно- мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко - развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. В работе последовательно решен комплекс задач, обусловивших достижение поставленной цели.
При решении второй задачи в ходе исследования установлено, что скоростно – силовые качества являются одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях. Теоретически обосновали и разработали содержание методики с использованием дифференцированных упражнений, направленных на развитие скоростно – силовых качеств в процессе совершенствования физической подготовки обучающихся.
При решении третьей задачи выявлено, что путем эффективности использования данной методики. Наблюдался прирост среднего показателя всех использованных педагогических тестов.
Общий вывод по ВКР. Таким образом, полученные результаты исследования и выработанные соответствующие рекомендации позволяют определить степень культуры движений у учащихся основной школы (грация (грациозность движений), сочетание силы и красоты движений;, пространственная точность и максимальная амплитуда, контрастность движений, манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;
осанки, пластичности, координированности) до эксперимента и после эксперимента.
Эффективность нашего исследования экспериментально доказывает эффективность влияния скоростно – силовых упражнений на формирование культуры движений основной школы и подтверждается полученными количественными показателями: показатели осанки у детей экспериментальной группы улучшились на 24% больше, чем в контрольной, пластичность на 22,3% и координация на 20%, что является, по нашему мнению, очень хорошим результатом.ЛИТЕРАТУРА
Айриянц А.Г. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры, 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1996.
Бутин И.М. Развитие физических способностей детей /И.М. Бутин, А.Д. Викулов. – М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник /А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002.
Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. М.: Просвещение, 1996.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. Учеб. пособие для секций коллективов физ. культуры (для занятий с начинающими). — М.: Физкультура и спорт, 1990.
Железняк Ю.Д. Юный волейболист. Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
Китаев П.М. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета, 1997
Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие /Б.Х. Ланда. - 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2005.
Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития /В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000.
Лях В.И. Координационные способности школьников /В.И. Лях //Физическая культура в школе. - 2000. - №4. - С. 6-13.
Лях В.И. Координационные способности школьников /В.И. Лях //Физическая культура в школе. - 2000. - №5. - С. 3-10.
Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей /В.И. Лях //Физическая культура в школе. - 2001. - №2. - С. 7-14.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Известия, 2001.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
Названов Н.Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. Методические рекомендации. — Самара: СамГУ, 1999.
Письмо Минспорттуризма РФ от 13.09.2010 N ЮН-02-09/4912, Минобрнауки РФ от 07.09.2010 N ИК-1374/19
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения /В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004.
Поворов А. М. Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника [Текст] / А. М. Поворов // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 40-42.
Савицкая Г.В. Общая и специальная физическая подготовка волейболистов в учебном и тренировочном процессе. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.
Селуянов В.Н. Биологические закономерности в планировании физической подготовки спортсменов /В.Н. Селуянов, Е.Б. Мякинченко, В.Т. Тураев //Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С. 29-33.
Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст]: учеб.-метод. пособие /Л.А. Семенов. - М.: Советский спорт, 2005.
Сергиенко Л. Педагогический контроль развития координационных способностей у детей и подростков /Л.Сергиенко, Т. Селезнева, Л. Кметь, С. Нам //Наука в олимпийском спорте. - Киев, 2002. - №1. - С. 47-53.
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.
Столов И.И., Ивочкин В.В. Спортивная школа: начальный этап: учеб. пособие /И.И. Столов, В.В. Ивочкин. – М.: Советский спорт, 2007.
Теория и методика спорта: учеб.пособие для училищ олимпийского резерва /под общ. ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
Щемелинин В.И. Учебно-тренировочные занятия по волейболу. Уфа: Уфа, 2010.